Семинар-практикум для родителей «Секреты успешного речевого развития»
Семинар-практикум для родителей
«Секреты успешного речевого развития»
Автор: Ходунова Ольга Николаевна
МБДОУ «ЦРР – детский сад №45»
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку, - можно творить»
К.С. Станиславский.
Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности родителей, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.
Задачи:
1. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений.
2. Познакомить с правилами выполнения основных артикуляционных упражнений.
3. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
4. Отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений.
5. Повысить уровень компетентности родителей по развитию правильного звукопроизношения у детей.
6. Заинтересовать родителей в выполнении домашних заданий с детьми по логопедическим тетрадям.
Участники семинара: родителей дошкольников с речевыми нарушениями и учитель-логопед (ведущий практикума).
Информационно-техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения», презентация наглядно-дидактических пособий, памятки для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Веселые упражнения для язычка».
Оборудование: столы, стулья, зеркала, листы бумаги, компьютер.
Предварительная подготовка:
1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.
2. Оформление презентации: «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения».
3. Разработка памяток для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Веселые упражнения для язычка».
Ход семинара
Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада всех вас видеть, и нашу встречу я хотела бы начать с игры, приглашаю Вас всех в центр зала. Давайте сделаем с вами круг. Сейчас каждый из Вас называет свое имя, говорит, чья Вы мама, и подает руку своему соседу. Начну я. Я Ольга Николаевна, логопед ваших детей (каждый подаёт руку соседу и так пока не получиться замкнутая цепь).
Уважаемые родители, вот какой огромный круг получился у нас с вами. Не смотря на то,что мы все разные, разной профессии, разного телосложения, разного возраста, нас объединяет одно целое, как вы думаете, что нас объединяет? (Ответы родителей)
Совершенно верно, нас объединяет в одно целое наши дети. И все мы в данной ситуации стремимся к одному и хотим одного: чтобы наши дети научились произносить тот или иной звук. Вы со мной согласны? (ответы родителей). А теперь начнём наш семинар, который приблизит нас к этой цели. Пожалуйста, присаживайтесь на свои места.
В нашем ДОУ нет специализированных групп для детей с нарушениями речи, а организован логопункт. Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями. На логопедический пункт зачисляются дети 5-7 лет, которые не умеют произносить тот или иной звук. А теперь я расскажу про отличие речевой группы от логопункта. Если в речевой группе логопед занимается с ребенком индивидуально каждый день, то в условиях логопункта 1-2 раза в неделю. Второе, в специальной группе логопед в течение года занимается с 12 детьми, а на логопункте с 25 детьми разного возраста.
И главное, на чём я хотела бы заострить ваше внимание: в логопедической группе воспитатель в течение рабочего дня закрепляет речевые навыки у детей по заданию логопеда, а в условиях логопункта первыми помощниками являются родители.
Таким образом, исходя из условий работы с детьми на логопункте, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи! Значит, уважаемые родители, вы являетесь самыми главными помощниками логопеда.
Первым этапом при постановке звуков является артикуляционная гимнастика.
Как вы считаете, зачем она нужна? (Ответы и рассуждения родителей.). Теперь я предлагаю вам посмотреть презентацию про артикуляционную гимнастику (логопед показывает слайды).
У каждого ребёнка есть индивидуальная тетрадь для логопедических занятий, где вклеен комплекс артикуляционных упражнений с подробным описанием. Вы уже не один месяц занимаетесь по ней и уже знаете все упражнения, которые разучивает ваш ребёнок. Чтобы знать, правильно или нет, выполняет ребенок упражнение, вы сами должны уметь это делать. Поэтому сейчас мы проведем небольшой практикум по выполнению артикуляционной гимнастики. У каждого из вас есть зеркало. Поставьте его перед собой так, чтобы вам были видны органы артикуляции. Наши дети – дошкольники, и весь материал мы преподносим им в игровой форме. Это удерживает интерес и повышает мотивацию детей к выполнению задания. Дети очень любят сказки и стихи. Поэтому я сейчас буду зачитывать сказку о язычке, а вы на время став детьми, будете выполнять все движения по тексту.
Сказка про слоника и лягушку.
Жили- были слоник и лягушка (упражнение «слоник и лягушка»). Как – то лягушка отправилась в гости к слонику. Шла она по лесу, где росло много грибов (упражнение «грибок»). Ой, посмотрела лягушка на часики (упражнение «часики»), времени много, она опаздывает, тогда села она на лошадку (упражнение «лошадка») и быстро добралась до домика слоника. А он уже накрыл стол для гостя: на нём стояли чашки (упражнение «чашечка»), банка вкусного варенья (упражнение «вкусное варенье») и блинчики (упражнение «блинчик»). Попили они чай. Лягушка отправилась домой и по дороге она повстречала отряд барабанщиков (упражнение «барабанщики»). Вот и добралась лягущка до своего домика и осталась довольна своим путешествием.
На выполнение артикуляционной гимнастики мы потратили всего несколько минут, и это совсем не сложно. Незаметно, день за днем моторика органов артикуляции ребенка будет лучше, мышцы крепче и соответственно произношение звуков на более высоком уровне. Чем лучше развита моторика, тем быстрее протекает процесс постановки звуков. А помощь в этом ему можете оказать вы, дорогие родители. И она будет заключаться в том, чтобы брать домой свою тетрадь для логопедических занятий и заниматься по ней. Ведь, логопедическое домашнее задание — индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника. Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение. Вы должны понимать, что не выполняя требований логопеда сегодня, завтра вы не сможете потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Выполняя задание за ребенка, вы в первую очередь хитрите не со мной. Как с логопедом. А сами с собой. Мне не нужно учить вас, мне необходимо научить вашего ребенка. И очень хорошо видно, когда задания выполнены взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка обманывать. В дни своих занятий дети обязательно приносят индивидуальные папки с тетрадями, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминаете вы, родители. Необходимо усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил. Ваше особое значение, как родителей, в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, вы можете закреплять с ребенком речевые умения свободном общении. Это возможно в повседневно и жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок.
Родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций, занимаясь с ребёнком дома:
1. Не принуждать ребенка заниматься! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.
2. Подготавливать для ребенка удобное место для занятий, правильно освещенное. Если есть упражнения для языка, то их обязательно нужно выполнять, сидя перед зеркалом, без напряжения и в спокойном темпе.
3. Внимательно читать задание.
4. Поощрять своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание.
5. Не пытаться выполнить задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще не сделает его, чем сделаете его вы.
6. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 15-20 мин.
7. Консультироваться с логопедом, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
важаемые родители! На этом наш семинар заканчивается. Спасибо за то, что пришли на наше необычное родительское собрание. Задавайте свои вопросы. (вопросы родителей). И надеюсь на ваше дальнейшее тесное сотрудничество.