Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Интеллект-карта как эффективный метод запоминания

Дата публикации: 2021-03-01 21:19:50
Статью разместил(а):
Бояринова Ирина Леонидовна

Интеллект-карта как эффективный метод запоминания

Автор: Бояринова Ирина Леонидовна

МБДОУ "Детский сад № 8", г. Лысково, Нижегородская область

 

«Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К.Д. Ушинский

Современный мир – это большой поток информации, с которым сталкиваются не только взрослые, но и дети. Время быстро развивающихся информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие.

В последнее время участились случаи жалоб родителей и педагогов на то, что некоторые дети с трудом запоминают информацию. Но, в тоже время помнят множество мультфильмов. Попробуем понять, с чем это связано. Дошколята запоминают информацию намного лучше, опираясь на визуальный образ (картинку). Способность запоминать в первую очередь зависит не от памяти, а от мышления и внимания. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы , связанные в действительности. Дошкольный возраст – это тот период, когда ребѐнок может усвоить и заложить на всю жизнь много полезной и интересной информации, которую он будет помнить и применять на протяжении всей жизни. Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать.  

В настоящее время существует много различных приемов, облегчающих запоминание.

Метод "интеллект-карты" опирается на наглядно-образное мышление ребенка, которое является основным в дошкольном возрасте. Интеллект-карта – это разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям.

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентина Михайловна Акименко метод интеллект-карты предложила использовать для развития связной речи детей. Данный метод позволяет  формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;  развивать воображение и творческую активность; способствовать развитию у детей умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения; создавать условия для появления атмосферы успешности и проявления индивидуальности каждого ребенка;  развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.

Благодаря своим свойствам использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Создание карты - легкий и достаточно динамичный процесс. Он не требует специальной предварительной подготовки от детей, в работе используется не большое количество материала (иногда достаточно карандашей и листа бумаги).

Начинаем знакомство детей с интеллект-картой как с наглядным материалом. Дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями. Рассматривая готовую интеллект-карту, определяем центральный образ, называем «ветки» карты и ищем нужный признак предмета, качество или способ изображения определѐнного слова, поясняю значение каждого символа. Проговариваем ключевые слова, записанные символами, знаками, рисунками. По рисункам прочитываем каждую «веточку» и восстанавливаем весь текст по памяти. Попутно знакомим детей с правилами и алгоритмом построения интеллект-карт и материалами, которые будут необходимы детям для составления интеллект-карт.

Для составления интеллект-карты берём лист бумаги, (маркерную доску), располагаем его горизонтально. В центре обозначается заголовок текста, тема, предмет. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей, рисуются разные толстые, кривые ответвления от заголовка. Вопросы или специально подобранные методические приѐмы (дидактические игры, загадки) определяют темы боковых «ветвей», каждая «ветвь» обозначает определѐнный признак или действие. С помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту.

Дети по картинкам составляют предложения, которые складываются в рассказ. Далее дети совместно с педагогом учатся составлять интеллект-карты по схеме, созданной взрослым. Педагог заранее подготавливает рабочее место нужные материалы для составления интеллект-карты по изучаемой теме (карандаши, листы бумаги, правила и алгоритм в картинках). Можно приготовить уже вырезанные картинки, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты. Их необходимо перемешать, для того чтобы дети сами выбирали нужную картинку. А также можно предоставить возможность детям самим найти и вырезать нужные картинки.

После изучения темы в образовательной деятельности, педагог совместно с детьми рисует интеллект-карту, тем самым закрепляя и обобщая полученные знания по заданной теме. В конце анализируется готовая интеллект-карта. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

После того как дети уже достаточно освоили работу с картами, можно предложить детям составить карту в парах или небольшой группой. Детям предлагается составить интеллект-карту, на которой они отобразят то, что знают о данном предмете или явлении. Дети должны сами выбрать нужную информацию, которая позволит раскрыть данную тему. Взрослый подготавливает множество картинок по данной теме и не относящиеся к теме картинки. Дети могут сами выбрать себе пару, собраться в подгруппу. А также это может сделать педагог, тем самым решая определенные задачи, которые помогут раскрыть потенциал каждого ребенка. Дети уже самостоятельно закрепляют и обобщают полученные знания.

Готовые интеллект-карты размещаются в группе. Являясь частью среды группы, интеллект-карта даёт возможность, провести индивидуальную работу, возвратиться к изученному материалу, закрепить, систематизировать знания. Можно провести такие игры как "Кто больше назовѐт", "Угадай по описанию" и др. Дети могут и самостоятельно составлять интеллект-карты, выбирая тему, способ или партнёра. Педагог помогает подготовить рабочее место и нужный материал. Для большего закрепления темы составления интеллект-карт.

Проводится работа с родителями, это помогает привлечь их к образовательному процессу и сформировать у детей на будущее умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала. Использование в работе с детьми метод интеллект-карт эффективно сказывается на повышении познавательной активности дошкольников, на достижениях детей в различных видах деятельности. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.

Применение метода интеллект-карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь