Проект исследовательской деятельности "Волшебник-лимон"
Проект исследовательской деятельности "Волшебник-лимон"
Автор: Цебенко Елена Ивановна
МКДОУ Города Новосибирска "Детский сад № 401"
Проект в детском саду содержит ряд опытов, демонстрирующих, что один лимон может служить как лекарством от простуды, так и пятновыводителем во время стирки, доказывает, что лимон является очень полезным фруктом для людей.
Данный проект о полезных свойствах лимона познавательный и развивающий, способный заинтересовать детей среднего дошкольного возраста в изучении окружающего их мира. Работа направлена на ознакомление детей с разнообразными свойствами лимона, выделение его достоинства и полезных свойств, которые можно использовать в быту и другой деятельности человека.
Цель проекта: Расширение знаний детей о полезных свойствах лимона для здоровья человека, его применении в быту, парфюмерии, кулинарии.
Задачи:
- Познавательное развитие. Расширять знания детей о лимоне, как о продукте, необходимом в жизни человека; познакомить детей с интересными фактами и полезными свойствами лимона; стимулировать познавательную активность и самостоятельность.
- Социально-коммуникативное развитие: Учить устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; приучать соблюдать технику безопасности при проведении опытов.
- Речевое развитие: Продолжать развивать интерес к художественной литературе, обращать внимание на выразительные средства (образные слова и выражения); учить отвечать на вопросы, формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми.
- Художественно-эстетическое развитие: Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности: продолжать знакомить детей с нетрадиционными приёмами рисования (лимоном); развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
- Физическое развитие: Развивать мелкую моторику пальцев рук; формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности (физ. минутки); расширять представления о роли лимона в жизни человека и его влиянии на здоровье.
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
По продолжительности: среднесрочный.
Объект исследования: лимон.
Предмет исследования: свойства лимона.
Проблема: Многие люди испытывают зимний и весенний авитаминоз, т.е. нехватку витаминов. Хорошим профилактическим средством являются лимоны. Они не теряют свои полезные свойства в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина «С» (аскорбиновой кислоты, которая поддерживает наш организм в рабочем состоянии, укрепляет иммунитет. И это лишь одно из достоинств этого «чудо–фрукта»! Когда кто-то болеет, то всегда пьют чай с лимоном. Интересно, чем же полезен лимон при простуде? (убивает микробы в организме человека). Какими ещё полезными свойствами обладает лимон и есть ли у него другие достоинства? Чем же еще полезен и интересен лимон?
Введение
Актуальность: В настоящее время на прилавках наших магазинов можно встретить всевозможные виды овощей и фруктов, в том числе и экзотические для нашей местности. Детей привлекает все самое интересное и необычное.
В нашем детском саду часто дают чай с лимоном. Мы знаем, что лимон - один из самых распространенных цитрусовых. Его традиционно считают полезным средством от простуды, особенно в зимний и осенний периоды. Мы решили выяснить, почему же все-таки именно лимоны? Чем они так полезны, и где еще можно использовать их удивительные свойства?
Гипотеза: Предположим, что лимоны обладают полезными свойствами и обладают интересными особенностями при взаимодействии с другими веществами, которые могут использоваться человеком в быту и разнообразной деятельности.
На основании выдвинутой гипотезы, нами сформулирована основная цель исследовательской работы – знакомство с полезными свойствами лимона, выделить их достоинства и необычные особенности использования в жизни человека.
Задачи исследовательской работы:
1. Собрать сведения о полезных свойствах лимона, о веществах, которые содержатся в его плодах.
2. Изучить историю происхождения лимона.
3. Доказать возможность применения свойств лимона в жизни человека.
4. Провести серию опытов по изучению свойств лимона и взаимодействию его с другими веществами.
5. Провести анализ полученных результатов, сделать выводы по теме исследования.
Методы исследования:
Сбор и анализ информации по данной теме
Беседы
Чтение художественной литературы
Просмотр видеофильмов
Проведение опытов
Практическая значимость.
Для педагогов: Материалы исследовательской работы могут быть использованы в процессе различных видов деятельности с дошкольниками и младшими школьниками; при составлении рекомендаций по употреблению и использованию лимона в быту, другой деятельности человека.
Для обучающихся: расширение имеющихся представлений о лимоне, его полезных свойствах; повышение желания употреблять его в пищу, заботиться об укреплении своего организма; повышение познавательного интереса обучающихся к данной теме и желание узнать больше об использовании необычных свойств лимона в быту и жизнедеятельности человека.
Ожидаемые результаты: Собрать много интересной информации о лимоне; выяснить с помощью экспериментов, что лимон «удивительный» фрукт и его можно самим вырастить в домашних условиях, и можно использовать в разных видах деятельности.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап: (I – II неделя ноября)
Подготовка материалов для проведения исследовательской работы: сбор дополнительной информации о лимоне, его свойствах, подбор литературы, посуды, инструментов для организаций опытной деятельности.
Основной этап: (III – IV неделя ноября; I – III неделя декабря)
Опыты с лимоном;
Выращивание лимона из косточки;
Чтение художественной и научной литературы.
Заключительный этап: (IV неделя декабря)
Презентация проекта "Волшебник - лимон"
Демонстрация фотоальбома «Наши опыты с лимоном»
Формы работы
Рассматривание энциклопедии «Мир растений»;
Беседы с детьми по теме;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание растения;
Беседа с медсестрой;
Экспериментальная деятельность с лимоном;
Выводы:
В ходе проведенной работы мы изучили роль лимона в жизни человека, выделили его полезные свойства, узнали его историю. Лимонные свойства многогранны. Лимон служит как профилактическое, отбеливающее, ароматизирующее, общеукрепляющее вещество. Лимон имеет широкое применение как в кулинарии, косметологии, в быту. Опытным путем мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что лимон не только полезен для здоровья, но имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами и может активно использоваться человеком в разных видах деятельности. Поистине, лимон полезный фрукт, таинственный фрукт, волшебный и загадочный фрукт. Изучили условия выращивания лимона в закрытом грунте. Прорастили косточку лимона, посадили пророщенное семя в грунт. Вели наблюдение за ростом и развитием лимона.
1. Что за фрукт лимон?
Родиной лимона считается северо-запад Индии, однако, доподлинно неизвестно, где он был выращен. В Россию лимон был завезен более ста лет назад из Турции. В селе Павлово-на-Оке, неподалеку от Нижнего Новгорода, гостили турецкие купцы и угощали хозяев лимонами. Из лимонных косточек жители стали выращивать лимонные деревья в домашних условиях.
За сезон снимали с одного дерева по 10-15 плодов. Вскоре слава о Павловских лимонах пошла по всей России. Более ста лет назад этот товар наравне с другой невидалью нарасхват раскупали на шумных нижегородских ярмарках.
В Нижегородской области появился первый в мире памятник лимону. Такой чести этот фрукт удостоился потому, что согласно легенде, местные жители вывели морозоустойчивый цитрус сами. Название «лимон» произошло от малайского слова «лемо». В Индии этот плод называется «ниму», а в Китае «лимунг», что означает полезный для матерей.
Лимон – это цитрусовый фрукт длиной до девяти сантиметров, ярко желтого цвета, овальной формы. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. Растут лимоны на вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Возраст деревьев может достигать 45 лет и высоты до 6 м.
Молодые листья лимонного дерева имеют красноватый окрас, затем становятся темно-зелёными в верхней части кроны и светло-зелёными в нижней. Лимонное дерево постоянно находится в состоянии роста, поэтому лимон более чувствителен к холоду, чем оранжевые цитрусы (апельсин) и в меньшей степени способен оправиться от обморожения.
Лимон успешно проращивается из семян, его можно вырастить даже в квартире. Растение живет и плодоносит до 30 лет. Лимоны собираются как можно раньше, ещё зелеными, но уже набравшими сок. Дозревание происходит в процессе перевозки и хранения, таким образом, сохраняется товарный вид плодов.
Зелёные плоды могут храниться в течение 4-х месяцев. Желтый спелый лимон можно долго хранить в холодильнике, где в закрытой ёмкости он сохранит влагу. Об этих полезных свойствах лимона зимой и ранней весной вспоминают многие из нас, т.к. этот желтый фрукт не теряет витамины в течение долгой зимы.
Лимон содержит огромное количество витаминов и служит не только неплохим дополнением к чаю, но и источником бодрости и красоты. Из лимона получают лимонную кислоту, которая хорошо растворяется в воде. Лимонная кислота имеет много полезных свойств, и поэтому активно используется человеком.
Лимонная кислота является самым популярным подкислителем, придает продуктам приятный кисловатый привкус. Используется в пищевой промышленности для изготовления таких продуктов, как майонезы, кетчупы, желе, джемы, соусы, консервы, плавленые сыры, подливы, кондитерские изделия, др.
Обладая отбеливающим свойством, лимонная кислота используется в косметологии для удаления веснушек, пигментных пятен на коже, для укрепления ногтей. Лимонная кислота широко применяется в медицине для лечения некоторых болезней. Лимонную кислоту добавляют в определенные виды лекарственных препаратов. Например, когда болит горло - рекомендуется прополоскать его разбавленным лимонным соком.
Лимон обладает широким антисептическим действием, убивает вредные бактерии, предотвращает гниение тканей, его широко используют при лечении респираторных вирусных заболеваний, поражающих дыхательные пути. Кислоты, содержащиеся в этом фрукте, одновременно и польза, и вред лимона. Людям с заболеваниями желудка лимон противопоказан к употреблению, поскольку может вызвать боли.
В стоматологии также широко отмечают пользу и вред лимона. С одной стороны, лимон – отличное профилактическое средство против кровоточивости десен, способствует их укреплению, отбеливает зубы и избавляет их от налета. Говоря о пользе лимона, необходимо предупредить и о возможном вреде. Чтобы не разрушить зубную эмаль, сок лимона, даже разбавленный лучше пить через соломинку, а затем тщательно прополоскать рот. Чай с лимоном следует употреблять без косточек плода, так как они обладают противоположным воздействием (в них есть вредные вещества) и нейтрализуют все полезные действия лимона. Также лимон противопоказан детям до трёх лет.
Так или иначе, польза лимона для человеческого организма довольно большая, поэтому, употребляя этот продукт в меру, можно выделить из него только положительные свойства.
Интересные факты, связанные с лимоном.
Факт №1: Соль и лимон.
Если вы пересолили блюдо, не спешите разбавлять его водой — это испортит его вкус. Добавьте лимонный сок и вкус блюда станет вновь приятным. Правда полезным такое блюдо не назовёшь: ведь избыток соли, и кислоты никогда не идут на пользу здоровью.
Факт №2: Парное выступление.
На торжественных обедах чернику принято подавать только в паре с лимоном. Дело в том, что черника мгновенно окрашивает зубы и язык в чёрный цвет, лимон же выступает в качестве спасителя — он очищает зубы и язык от черноты черники.
Факт №3: «Индийские яблоки».
Из похода на Индию один путешественник привёз плоды лимонов, которые у нас в России стали называть «индийские яблоки». Вкус у тех лимонов был такой, что их ели не морщась, то есть, они были сладкими.
Факт №4: Помогает выспаться.
Лимон помогает побороть бессонницу и весеннее плохое настроение. Однако для этого нужно в течение всего дня съесть целый лимон.
А какими же еще свойствами обладает этот фрукт? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе мы провели цикл опытов.
Опыт №1. Лимон-защитник.
Цель: узнать, что произойдет при соединении лимона с другим фруктом (яблоком).
Оборудование: Блюдце, яблоко, лимон.
Ход проведения: Мы разрезали яблоко на части, положили его срезами вверх на блюдце. Выдавили немного лимонного сока на одну из частей. Что же произошло? Одна половина яблока потемнела, а другая половинка с лимонным соком осталась прежней.
Вывод: Оказывается, в яблоках содержится много железа, а на воздухе оно выделяется и происходит реакция, в результате которой и яблоко темнеет (своего рода ржавчина). Другую часть яблока лимонный сок покрыл защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым, имеющим свежий вид. Благодаря этой особенности лимонный сок часто используют в кулинарии для предотвращения потемнения фруктов, например, в фруктовых салатах.
Опыт № 2. Лимон-невидимка.
Цель: Узнать, как «ведет себя» лимон при нагревании.
Оборудование: Половинка лимона, ватная палочка, лист бумаги, чашка с водой и свечка.
Ход проведения: Мы выжали сок из 1 лимона. Затем с помощью ватной палочки написали лимонным соком небольшое слово и подождали, пока сок подсохнет. Никаких видимых следов сначала на бумаге не было. Потом подержали лист бумаги над огнем и буквы стали видимыми!
Вывод: Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.
Это значит, что при определенных условиях лимонный сок является проявителем. Поэтому наше «послание» оказалось рассекреченным.
Опыт № 3. Лимон-пятновыводитель.
Цель: узнать, как «ведет себя» лимон с пятнами на ткани, одежде.
Оборудование: Мы взяли йод, ватные диски, лимон.
Ход проведения: На ватный диск мы капнули йод. Затем на него выдавили лимонный сок. Через некоторое время пятнышко стало исчезать.
Вывод: В результате мы убедились, что лимон может обесцвечивать цвета. Возможно, что он сможет вывести некоторые пятна на одежде или ткани.
Опыт № 4. Лимон-разрушитель.
Цель: узнать, растворяет ли сок лимона другие вещества, например, яичную скорлупу.
Оборудование: Яичная скорлупа, лимонный сок.
Ход проведения: Для этого мы капнули в скорлупу лимонный сок. В результате, образовалась пена, и даже было слышно шипение. Это вступил в реакцию с лимонным соком кальций, который содержится в яичной скорлупе и придает ей твердость так же, как и нашим костям и зубам. В результате, кальций стал разрушаться.
Вывод: лимонный сок способен растворять другие вещества, в том числе, кальций.
В эмали зубов также содержится кальций, который необходим организму человека для прочности зубов. Значит, употребление лимона в чистом виде должно быть ограничено. Лимонный сок вреден для зубной эмали - он её разрушает, особенно, если он попадает в ротовую полость вместе с сахаром.
Опыт № 5 «Спасательный жилет».
Оборудование: Две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).
Ход проведения: Опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно, а лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.
Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт № 6 «Получаем лимонный сок».
Оборудование: Лимон, марля, соковыжималка, ситечко.
Ход проведения: Для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.
Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.
Опыт № 7 «Лимон надувает воздушный шар».
Оборудование: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса (или лимонная кислота, воздушный шарик, стакан и бутылка, воронка.
Ход проведения: Наливаем в бутылку воду и добавляем лимонную кислоту. В воздушный шарик, с помощью воронки насыпаем соду и надеваем шарик на горлышко бутылки и постепенно выпрямляем шарик.
Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с лимонной кислотой, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надув
Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который надувает шар.
Опыт № 8. «Чай с лимоном».
Цель: Узнать, как лимон действует на натуральный краситель содержащийся в чае, который меняет цвет наших зубов.
Оборудование: Чайник с заваренным чаем, два стакана, лимон.
Ход проведения: Мы взяли 2 стакана и налили в них крепкий чай. После этого, положили в один из стаканов кусочек лимона. Лимон обесцветил чайную окраску.
Вывод: Благодаря своим свойствам, а именно содержанию лимонной кислоты, лимон обесцветил чай, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка.
Опыт № 9. «Выращивание плесени».
Цель: является ли плесень растением.
Оборудование: лимон, полиэтиленовый пакет, тарелка.
Ход проведения: Мы поместили один кусок лимона в полиэтиленовый пакет и плотно закрыли. Второй кусок лимона положил на тарелку, оставил при комнатной температуре, на свету.
Условие эксперимента 1 - комнатная температура, отсутствие света для лимона, без доступа воздуха.
Условие эксперимента 2 - комнатная температура, свет, естественная воздушная среда. На третий день на лимоне в пакете появилась плесень.
На седьмой день весь лимон в пакете покрылся плесенью. Лимон № 2 на тарелке на седьмые сутки засох.
Вывод: к царству растений плесень не относится. Так как растёт без доступа воздуха и при отсутствии света.
Опыт № 10 «Извержение вулкана».
Оборудование: лимон, сода, пластиковый поддон, красный пищевой краситель, моющее средства, макет вулкана.
Ход проведения: Разрезаем лимон пополам и выжмем сок. Смешиваем в «жерле вулкана» пищевой краситель, моющее средство, теперь добавьте туда соду и добавляем сок лимона. Вот и наш вулкан проснулся.
Вывод: при соединении соды и уксуса начинается бурная реакция с выделением углекислого газа (жидкость для мыться посуды добавляется, чтобы усилить пенообразование, а краситель - для более эффектного цвета, напоминающего лаву).
Опыт № 11 «Лимонад».
Цель: Узнать, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок и воду.
Оборудование: стакан воды, пищевая сода, лимонный сок.
Ход проведения: В стакан с водой добавили немного лимонного сока, после этого всыпали туда пищевой соды. При соединении этих ингредиентов произошла «шипучая реакция».
Вывод: При взаимодействии соды и лимонного сока, создается реакция, с помощью которой при добавлении воды можно готовить лимонад.
В начале проекта была посажена косточка лимона в горшочек с землей для наблюдения. Через 3 недели появился маленький росточек.
А после январских праздников появились листочки.
Так же была проведена продуктивная деятельность в виде пластинографии.
Совместно с учителем-дефектологом старались в изготовлении героев театра на палочках к сказке о лимоне. Проводилась работа по развитию мелкой моторики. Совместно с родителями, дети придумывали сказки о лимоне, рисовали и создавали свои книжки. Также родители и дети приготовили кексы с лимоном и предоставили фотоотчет с рецептом.
Вместе с детьми придумали и создали кроссворд.
Проводились беседы с детьми о пользе бифилина, который включен в рацион в детском саду.
Заключение
Исследуя уникальные свойства лимона, мы работали с различными источниками информации, познакомились с историей появления лимона в нашей стране. Узнав о необыкновенных свойствах лимона, мы провели опыты и доказали, что лимон – интересное растение и может быть очень полезен для людей в разных жизненных ситуациях, быту.
Итак, опытным путем мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу,что лимон не только полезен для здоровья, но имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами и может активно использоваться человеком в быту, другой деятельности.
Кроме этого, необходимо обязательно включать лимон или лимонный сок в ежедневный рацион. Это положительно влияет на здоровье человека, благодаря огромному количеству полезных веществ.
Список литературы
1. Энциклопедия полезных комнатных растений. Блэйз А. М.: Олма-Пресс, 2000г.
2. «Лимоноград» В. Дадыкин // «Наука и жизнь» №12, 2004 год.
3. «Лимон - природный целитель лимон. Выращивание Уход. Разведение» Куликова В.Н.
4. Энциклопедия «Я познаю мир» Багрова Л.А. М.: АСТ, 2002 год.
5. Забавные химические опыты // Журнал «Мастерилка» (11.05.2010) Издат. «Карапуз».
6. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.