Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Успешность и эффективность работы логопеда напрямую зависит от того насколько им хорошо организована работа с воспитателем логопедической группы - непосредственным участником коррекционного-развивающего процесса, насколько тесно они взаимодействуют. В задачи логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний. Не маловажное значение отводится и систематической работе по развитию и детей с ОНР неречевых процессов (внимания, памяти, мышления, общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, голоса.) Упражнения такого плана включаются воспитателем в различные режимные моменты и способствуют устранению речевых недостатков. В тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя предусмотрена работа по развитию фонетико-фонематических лексико-грамматических неречевых процессов связной речи и индивидуальная работа воспитателя с детьми.
Сначала остановлюсь на развитии у детей неречевых процессов.
- Это развитие артикуляционной моторики. Ежедневно динамические и статические упражнения перед индивидуальными зеркалами (обычно по утрам проводит воспитатель за по 15 минут перед фронтальным логопедическим занятием.)
- Развитие общей моторики.
- Это физминутки на фронтальных занятиях воспитателя и логопеда.
Н-р “ Осень” – лекс. тема.
Дует, дует ветер, дует задувает.
(Энергичные взмахи руками)
Желтые листики с дерева срывает.
(имитация срывания листьев)
Падают листочки прямо нам под ножки.
(Наклон вперед, руки касаются ног)
Развитие мелкой моторики. Это работа с трафаретами. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали при помощи трафаретов. Здесь мы имеем определенную цель.
1. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но и в процессе работы развивается внутренняя и внешняя, речь, логическое мышление. При первых попытках штрихования ребенок не может долго сидеть за этим упражнением: мускулы его руки быстро утомляются. Все начинающие штриховать сильно нажимают на карандаши, причем он часто ломается и рука, его держащая, напрягается: мускулы пальцев еще слабы.
А у другой категории детей штрихи наоборот еле-еле заметны но работа сама по себе все же увлекательная, и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле. Штрихуем 2 раза наблюдаем, сравниваем как штрихи делаются все легче и определеннее, строго держаться в границах. По этим рисункам можно следить за совершенствованием мускульного аппарата.
Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком, и перевести на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей.
За 2 года дети вырабатывают такую уверенность штриха, которой нет даже в старшем возрасте.
Что необходимо для штриховки?
Для штриховки каждый ребенок имеет тетрадь в клеточку для выполнения работ дома с родителями и так же для выполнения работ с воспитателем и логопедом, цветные карандаши (красный, синий, зеленый – для работы над звуковой стороной речи и все остальные цвета для выполнения заданий по развитию речи). Трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, которые изготовлены из картона. Трафареты изготавливаем на каждый изучаемый звук в разной позиции (начало, серединка и конец слова).
Дети обводят фигуры, (сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно) штрихуют тем цветом карандаша, какой звук изучается. Если это гласный, значит это – красный цвет карандаша. Согласные мягкие – твердые – соответственно синий – зеленый. Под трафаретом схема, при помощи которой дети учатся определять место звука в слове. Штриховка – это не только укрепление руки. Здесь решается много и других задач – развитие речи, обогащение словарного запаса на изучаемый звук, по лексическим темам.
При помощи трафаретов дети рисуют картины по содержанию текста стихов, что способствует лучшему пониманию текста и запоминанию.
Работа с трафаретами (штрихуют ли дети предмет или раскрашивают) очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не испытывают утомления. А для совместной эффективной коррекционной работы воспитателя и логопеда – это способ оптимальный и эффективный.
Индивидуальной работе воспитателя с детьми по заданиям логопеда отведена специальная таблица, которая заполняется совместно логопедом и воспитателем.