Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Взаимодействие с педагогами в рамках реализации этнокультурного компонента с воспитанниками ДОУ

Дата публикации: 2021-04-04 10:11:26
Статью разместил(а):
Хозяинова Миральда Астериевна

Взаимодействие с педагогами в рамках реализации этнокультурного компонента с воспитанниками ДОУ

Автор: Хозяинова Миральда Астериевна

МАДОУ «Детский сад № 10», г. Усинск

 

Роль этнокультурного компонента образования всегда была актуальной. Под этнокультурным компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, о достопримечательностях родного края, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины.

Все знают песню «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса. С чего начинается Родина: с заветной скамьи у ворот, с любви к ближнему, к своей семье, к своей малой Родине, а затем и к своей Республике и своей стране. Но любить можно лишь только то, что хорошо знаешь. Поэтому, чем больше дошкольники будут знать о своем городе и о своей республике, о их истории, культуре, о природе родного края и о людях, его населяющих, тем больше они будут любить свой город и свой край.     

В нашем городе ежегодно проходит декада коренных народов (Коми народ). И конечно хочется, чтобы работа в этом направлении была разнообразной и интересной для всех участников образовательного процесса. 

Поэтому в нашем детском саду была создана творческая группа «Патриот» из числа воспитателей нашего детского сада. Эта группа планирует единую примерную работу по этнокультурному направлению во всем саду с учетом потребностей и интересов воспитанников, их возрастных особенностей.

Как осуществляется работа нашей группы.

Наш город многонациональный, и среди воспитателей есть люди, приехавшие с разных республик России. Поэтому, в первую очередь нужно познакомить самих воспитателей с историей, обычаями и традициями Коми народа, с национальной культурой.

Для этого, у нас в методическом кабинете накоплен большой материал, который ежегодно пополняется. Мы проводим консультации для воспитателей, например «История Коми народа», «Северные узоры», «Мой город – Усинск» и т.п. Кроме того, даем индивидуальные консультации всем желающим подробнее узнать об интересующем их вопросе.

На первой встрече намечаем, что можно провести, какое мероприятие сделать итоговым, какой материал подготовить для той или иной возрастной группы. Как вы понимаете, на одной встрече трудно все сразу обсудить и охватить. Всегда может появиться какая-то новая интересная мысль, или возникает необходимость что-то дополнительно обсудить.

Поэтому я как руководитель, используя мобильное приложение Viber, создавала группу, куда включала всех участников группы «Патриот». Так мы всегда были на связи друг с другом и имели возможность дополнительно пообщаться.

Затем я, как руководитель, объединяла все предложения в один общий план и на следующем заседании группы мы его более детально рассматривали и распределяли, кто за что будет отвечать (кто-то подбирает иллюстративный материал, кто музыкальный, кто-то оформляет выставку, кто-то зал и т.д.). И уже готовый и утвержденный план передавали на группы для реализации.

Успешность развития ребенка при знакомстве с родным краем может быть только при условии его активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем: через игру, общение, труд, обучение, предметную деятельность, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Составляя план работы, мы учитываем планирование  образовательной деятельности по каждой возрастной группе, стараясь охватить все образовательные области по всем предметам.

В первую очередь, это знакомство с семьей и с малой родиной – городом Усинском. Это ознакомление с государственной символикой Республики Коми, со столицей и другими городами, с историей Народа Коми, с растительным и животным миром, с трудом нефтяников и шахтеров, с жизнью оленеводов, рыбаков и охотников, с творчеством Коми писателей и художников, с фольклором Коми народа, с народными промыслами и т.д.

Полученные знания дети реализуют в своих рисунках, поделках, играх, театрализованной деятельности и т.п.

Во всех группах детского сада есть тематический уголок, посвященный Республике Коми. Материал в нем зависит от возраста детей группы и периодически меняется и дополняется, что в свою очередь, позволяет воспитателям поддерживать постоянный интерес детей к изучению родного края и своего города.

Так же в течении года создаются мини-музеи, связанные тематикой с родным краем, тружениками родного края, фольклором и т.п.

Кроме того, мы намечаем и реализуем различные направления совместной и досуговой деятельности для ознакомления с прошлым и настоящим нашей республики, используя все имеющиеся ресурсы детского сада.

В первую очередь,  это конечно ознакомление с историей, с прошлым нашей республики. Кем были наши предки, как они жили, чем занимались, какую одежду носили, какую еду готовили, в какие игры играли, какие праздники отмечали. Вся эта информация вызовет у ребенка больший интерес, если дать ему возможность не только  услышать и посмотреть на картинке, но и потрогать, попробовать самому.

И такая возможность в нашем детском саду есть. Это наша Коми керка. Керка – это значит дом, изба.

Видза оланныд, дона гостьяс! – так обычно приветствуют детей в Коми керке. И пусть многие не говорят на Коми языке, но слова приветствия знают все воспитатели.

В небольшой комнате дети имеют возможность окунуться в прошлое: увидеть обстановку Коми избы и потрогать предметы старинной утвари. Они могут «поработать» ухватом, вытягивая чугунок из печи; «погладить» старинным утюгом и ощутить его тяжесть; рассмотреть  и примерить элементы национальной одежды, надеть старинную обувь – лапти; попробовать «жать» серпом траву или посидеть за прялкой; могут «устроить чаепитие» за старинным самоваром.  

Дети могут познакомиться с предметами народно-прикладного искусства Коми народа и потрогать их. Это деревянные и берестяные предметы утвари, замшевые и меховые изделия, увидеть узорное вязание.

В Коми керке есть возможность использовать технические средства обучения, что значительно расширяет возможность разнообразить предлагаемый обучающий материал и заинтересовать детей .

Темы занятий-экскурсий в Коми керку самые разнообразные: «Интерьер Коми избы», «Национальная одежда народа Коми», «Занятия наших предков», «Национальные блюда народа Коми», «Деревенская жизнь»,  «Праздники народа Коми», «Декоративно – прикладное творчество народа Коми», «Волшебная береста», «Коми орнамент», «Бабушка Загадушка» и т.д.

Так же дети могут выполнять практическую деятельность: подготовить к выпечке  национальное блюдо – шаньги, украсить коми орнаментом варежки и т.п.

Начиная со средней группы в план включаются целевые экскурсии по родному городу.

В спортивном зале и на прогулке проводятся Коми игры, различные спортивно-развлекательные мероприятия, например «Игры с Пера-богатырем» или «Богатыри земли Коми».

В музыкальном зале дети знакомятся с музыкальными  инструментами, с песенным и танцевальным творчеством прошлого и настоящего Коми народа.

Проводятся развлечения, праздники, театрализованные представления, фольклорные концерты с этнокультурной тематикой. Например: Коми народный праздник «Коми посиделки» или фольклорный концерт «Мы живем в Республике Коми».

Данные формы работы могут организовываться как с участием педагогов и детей, так и с привлечением родителей.  

Мы тесно взаимодействуем с родителями. С ними в нашем саду проводится большая работа. Это  консультации в родительских уголках и на групповых страничках сайта, это выставки детских работ по направлению этнокультурного воспитания, это привлечение родителей к созданию мини-музеев и выставок, участие в спортивных развлечениях и концертах.

Так же педагоги нашего сада осуществляют взаимосвязь с социальными партнерами: посещение библиотеки, музеев, участие в городских конкурсах и выставках, связанных с региональной направленностью.

Формирование и проведение работы по ознакомлению детей с культурой и бытом Коми народа позволяет добиться следующих результатов: у детей формируется толерантное отношение к культуре и быту Коми народа ;  дети знают сказки Коми народа, знают одежду, утварь, национальные Коми игры, имеют представления о животном и растительном мире Коми края; дети знают блюда национальной кухни Коми народа, проявляют интерес к культуре, традициям, истории.

Работа, построенная таким образом, позволяет воспитанникам значительно расширить знания о своей республике, воспитывает в нём чувство гордости и уважения к культуре Коми народа, т.е. воспитывает настоящего патриота.

«Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Коми любить и знать?

Как важно – не опоздать!»

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь