Краткосрочный педагогический проект во 2 группе раннего возраста «Зимушка-зима»
Краткосрочный педагогический проект во 2 группе раннего возраста «Зимушка-зима»
Автор: Колиниченко Елена Николаевна
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Звездочка», г. Пролетарск, Ростовская область
Технологическая карта проекта:
Содержание |
Пояснение |
Название проекта |
«Зимушка - Зима» |
Тип проекта |
Педагогический |
Вид |
Познавательно-исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный |
Образовательная область |
Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие |
Организатор |
Воспитатель |
Участники проекта |
Педагоги, дети, родители |
Целевая группа |
Воспитанники второй группы раннего возраста (2-3 года) «Птенчики» |
Сроки реализации |
Январь-февраль 2021 года |
Актуальность разработки проекта |
Данный проект позволяет расширить, обогатить знания детей о зимнем времени года, ознакомить с разными состояниями воды, с опытами с водой и снегом с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности. Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и экспериментирований именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. Проблема: В ходе бесед с детьми, выяснилось, что в силу своего возраста у воспитанников недостаточные знания о зиме, о изменениях, происходящих в окружающем нас мире, в природе, жизни птиц, животных и людей. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение длительного времени работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Гипотеза: Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними забавами; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей раннего возраста. |
Цель проекта |
Формирование у детей представление о зиме. Развитие познавательных, исследовательских, творческих способностей детей. |
Задачи проекта |
- Расширить представления детей о зиме (состояние погоды, холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период). - Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. - Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц). Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей) - Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними развлечениями. - Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки) - Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. - Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей. - Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности, наблюдательности; - Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать её красоту.
|
Методы и приемы: |
Практические: подвижные, пальчиковые, дидактические игры. Наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением зимних явлений природы, зимнего леса, лесных зверей и зимующих птиц, Показ движений Словесные: беседы, художественное слово, прослушивание. |
Ожидаемые результаты проекта: |
ДЕТИ - Обогатятся и расширятся знания детей о зиме и зимних забавах, природных явлениях зимой. В ходе проекта дети научатся экспериментировать со снегом и узнают много нового о его свойствах. Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря; У детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе. Проявляется активный интерес к художественному творчеству, в том числе нестандартным техникам рисования РОДИТЕЛИ - Родители проявят интерес к проекту, получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике; будут участвовать в совместной творческой деятельности. |
Первый этап - подготовительный.
- Постановка целей, задач.
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами, родителями.
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. подбор дидактического материала для реализации опытов; наглядных пособий, атрибутов для игр.
- Подготовка материала для продуктивной и изобразительной деятельности (бумага, бросовый материал, пластилин, стеки, карандаши, краски и пр.)
- Подбор методической литературы по теме.
- Оформление книжного уголка художественной литературой о зиме.
Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта.
Внесение элементов признаков зимы в оформление групповой комнаты.
Внесение элементов признаков зимы в макет «Наше семейное древо».
Создание панно «Зимний лес».
Второй этап - основной.
Тематический план работы с детьми:
Разделы работы |
Основное содержание |
Художественно-эстетическое развитие |
- Формировать умение рисовать мазки кистью и нетрадиционным методом (ватные палочки, пальчиком и др.), уподобляя предметам; - вызывать чувство радости от мазков, которые дети нарисовали сами; - воспитывать интерес к творчеству, эстетическое восприятие; - развивать мелкую моторику рук Рисование: «Снег порхает, кружится», «Не замерзнем мы зимой», «Покормим птичек», Лепка: «А снег идет…», «Снежинки» (лепка оттиском), «Снеговики играют в снежки» |
Музыка |
Прослушивание аудиозаписей со звуками птиц и зверей; песнями о зиме (А. Александрова «Уж ты, Зимушка-зима», М. Красева «Зима», А. Филлипенко «Первый снег») |
Речевое развитие |
- Обобщить и систематизировать представления детей о зиме, как о времени года, о снеге (какой он?); - формировать активную речь; умение отвечать на вопросы; - обогатить словарь детей словами: белый. Холодный, мокрый, тает, зима, снежинка, снеговик; - продолжать учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения; - развивать воображение, память; - составление рассказов о зиме по картинкам. Организованная образовательная деятельность по развитию речи: · «Зимние забавы»; · «Холодно»; · «Как по снегу, по метели…» Рассматривание иллюстраций по теме «Зима»: «Зимние забавы», «В зимнем лесу», «Птичья столовая». Упражнения по звукоподражанию: (голоса птиц и зверей) Загадки: о лесных животных, времени года «Зима», погодных явлениях. Чтение художественной литературы: С. Родин «Лесные забавы», «К нам опять пришла зима». Стихи: А. Барто «Снег», О. Высотская «Холодно », О. Высотская «На санках», Н. Саконская «Где мой пальчик?», В. Хорол «Зайчик», И. Токмакова «Медведь». Сказка «Рукавичка». С. Родин «Лесные забавы», «К нам опять пришла зима». Сказка «Рукавичка». Потешки: «Валенки», «Наша Маша» Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинки», «Снежинки летят», «Раздуем сугроб вместе». |
Социально-коммуникативное развитие |
Привлечь внимание детей к красоте природы зимой, к зимним поделкам из снега, льда; к зимним забавам (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и др.); - вызвать эстетическое наслаждение от пейзажей зимней природы; - выражать чувство радости от прогулки, от наблюдений; - воспитывать желание слушать стихотворения; - воспитывать благодатное отношение ко времени года – зима. Дидактические игры «Куклы рады зиме», «У кого какая шубка?», «Оденем Машу на прогулку» «Собери снеговика» Игровые упражнения: "Составь животное", "Выбери животное» и т. д. Беседы: «Приметы зимы», « Какая одежда нужна людям зимой?», «Во что играют дети зимой?», «Как вести себя на улице зимой?», «Птицы - наши друзья! ». Сюжетно ролевые игры: Звери заболели», «Кукла Катя идёт гулять», «Путешествие в зимний лес», «Встреча с доктором». |
Познавательное развитие |
Формировать представления о зимних природных явлениях (стало холодно, идёт снег), развивать тактильные ощущения, температурные различия. - Формировать умение экспериментировать со снегом. - Развивать умения собирать снеговика из двух шаров и дополнительного материала. - Развивать умения подбирать предмет по цвету. - Развивать умения детей наблюдать, видеть причинно-следственные связи, любознательность - Учить детей находить признаки зимы, называть ее приметы, описывать зимние забавы и виды спорта. Учить детей быть заботливыми, думать о потребностях животных, понимать, что у всех бывают разные дома Приучать заботиться о птицах – устраивать кормушки, о домашних питомцах. Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях. Презентация – рассказ «Как устроено жилище птиц и зверей» - «Почему медведь зимой спит» Исследовательская деятельность: - Игры-эксперименты: «Теплый – холодный», «Свет и темнота», «Ветерок» - закрепление понятий: теплый, холодный, ветер, дует, сильный, слабый. Эксперименты со снегом – «Куда делся снег?», «Снег в тепле», «Лепим снежок», «Скользкие льдинки», «Лёд в воде», «В гости к нам пришла сосулька». |
Физическое развитие |
Формировать умение детей выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, играть рядом, не мешая друг другу; - развивать интерес к играм – действиям под звучащее слово; - развивать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Снег кружится» «Птички в гнездышке», «Кто быстрее?» Игры и упражнения со снегом (на прогулке): «Мы скатаем снежный ком», «Лепим снежки», «Снайперы», «Большие ноги шли по дороге», «След в след» Катание на санках. Физминутки – «Как на горке - снег, снег», «Прогулка» «Снеговик пропал», «Собрались мы все в кружок», «В наших тепленьких сапожках», «Мороз». |
Взаимодействие с родителями.
- Консультации для родителей: «Прогулки с детьми зимой» «Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке» «7 заблуждений родителей о зимней прогулке».
- Акция «Покормите птиц зимой».
3-й этап «Заключительный».
- оформление коллективных творческих работ детей: «Зимушка - Зима»
- создание презентации проекта
- участие в международном конкурсе детских поделок
- Фотовыставка «Зимние забавы».
Подведение итоги по реализации проекта.
Анализируя данный проект, можно сделать следующие выводы:
- материалы для разработанного проекта выбраны с учётом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята;
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на экспериментирование;
- удалось достигнуть хороших результатов сотрудничества между детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Дети с удовольствием выполняли задания, предложенные воспитателем;
- таким образом задачи исследования решены, сделаны выводы, ожидаемые результаты выполнены, процесс познания углублён и расширен. Именно такой путь познания наиболее естественен и доступен для детей раннего возраста. Использование проектной деятельности по познавательной деятельности дошкольников – новый подход к образовательному процессу, основанный с учетом личностных интересов.
Список литературы:
1. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст/ Издательство: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2015 г.
3. Е.А. Янушко. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Издательство «Мозаика - Синтез», 2012.
4. В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. Для занятий с детьми 2-3 лет/Издательство «Мозаика - Синтез», 2014.
5. С.О. Ермакова. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет-М.: РИПОЛ классик,2009.
6. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой .Первая младшая группа/ авт.-сост. О.П.Власенко ,(и др.)- Волгоград: Учитель, 2011.
7. С.Н. Теплюк. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.