Методическая разработка для организации работы с детьми с ТНР "Круглый год"

Дата публикации: 2021-05-24 21:36:39
Статью разместил(а):
Незарегистрированный пользователь

Методическая разработка для организации работы с детьми с ТНР "Круглый год"

 

Аннотация: Интегрированное занятие «Круглый год» для работы с детьми ТНР, с использованием интерактивных методов, а также включение упражнений с использованием полисенсорного подхода в обучении.

 

Введение.

Современная статистика свидетельствует об увеличении количества детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для современных педагогов совершенно очевидно, что нарушения речи является не самостоятельным дефектом, а входит в состав других сложных психических расстройств, которые влекут за собой негативные последствия для развития ребенка в целом. Нарушение всех компонентов речи, а именно так классифицируется ТНР, указывает на то, что у данных детей уже фиксируются отклонения в развитии некоторых психических функций.

Данная разработка способствует формированию условно-рефлекторной деятельности и развитию ассоциативных комплексов нервных связей, которые являются основой восприятия детей с данной патологией.

Интегрированное занятие «Круглый год» разработано на базе подготовительной группы «Затейники» дошкольного отделения по адресу: Чонгарский бульвар, 8-2

Новизна разработки: Включение в занятие элементов сенсорного восприятия и применение кейс-метода, представляющий собой интерактивную технологию для краткосрочного обучения на основе жизненной ситуаций, знакомой детям, и позволяющий развить аналитическое мышления и навыки командной работы и принятия решений.

Цель: Формирование знаний о цикличности времен года, об особенностях, основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности.

Задачи:

- Использование дидактической сказки для «упаковки» учебного материала и удержания интереса во время выполнения учебной задачи.

- Создание условий для реализации потенциальных возможностей детей с ТНР.

- Создание сохранных анализаторов, способствующих развитию познавательной активности принципом полисенсорного подхода в обучении.

- Развитие умения работать в команде.

- Развитие мышления, речи и мелкой моторики.

Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация «Проделки Снежной королевы», кукла Дед Мороз, тематические картинки времен года, коллекции запахов, коллекции звуков, 4 листа цветного картона формата А3 разного цвета ассоциирующиеся с разными временами года, коробка с заготовками (квадраты (основа дома и окно), треугольники (крыша дома), маленькие прямоугольники (печная труба), ствол дерева), четыре коробки с маленькими заготовками, сделанными фигурным дыроколом (снежинки, цветочки, листочки разных цветов (зеленые, желтые, оранжевые и красные), плоды (яблоки и груши), птички (по желанию)), клей-карандаш, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. На дворе зима, вы согласны со мной? По каким признакам вы определили, что сейчас зима? (Ответы детей).

Воспитатель: Ну, а если зима, то какой скоро будет праздник? (Ответы детей).

Воспитатель: Что такое Новый год? (Ответы детей),

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют — двенадцать раз.

А как называется год, который заканчивается (Ответы детей).

Старый год прошел, сменяя по порядку времена года. Зима, весна, лето и осень идут по кругу друг за другом и это называется круглы год. Год начинается и заканчивается зимой.

Воспитатель: Давайте пойдем в зимний лес и посмотрим, что же интересного там происходит.

Ребята, в лесу надо вести себя тихо и передвигаться очень медленно, стараясь не шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей.

Сенсорно-моторное упражнение на развитие координации и равновесия оно проводится одновременно с демонстрацией первого слайда анимированной презентации.

Одновременно с началом похода включается презентация и рассказывается дидактическая сказка «Проделки Снежной королевы»

1 слайд – солнечный и тихий зимний лес, затем начинается снег.

3 слайд – в лесу появляются санки Снежной королевы, разыгрывается метель и она, украв у Деда Мороза посох наводит чары и начинается чехарда с быстрой сменой времен года.

3 слайд - весна сменяет зиму.

4слайд - лето сменяет весну.

5 слайд – осень сменяет лето и снова зима.

6 слайд – Снежная королева замораживает времена года -листочек, цветок, яблоко и бабочек. Теперь всегда будет зима.

7 слайд – книга волшебника.

Сюрпризный момент – обращение куклы «Деда Мороза» к детям: «Я заглянул в свою волшебную книгу и нашел там ответ, что расколдовать мир могут только вы - дети, потому что у вас добрые сердца и умелые руки! Вы должны показать Снежной Королеве сделанные четыре картины, на которых изображены времени года, отгадать загадки о временах года и, тогда злые чары развеются». «Думаю, что вы справитесь, а я пока пойду поищу свою волшебный посох».

Воспитатель: Поможем Деду Морозу навести порядок в очередности прихода времен года? (Ответы детей), а для того чтобы быстрее помочь волшебнику нам надо разделиться на четыре команды.

Давайте поиграем в снежную бурю.

Игровое упражнение «Снежинки кружились – и... по две, по три, по четыре сцепились».

Теперь, кто сцепился по четыре человека – это и будет ваша команда.

Каждая команда садится за свой стол.

Выбираем командира (обязательное условие), а он, в свою очередь, выбирает цветной лист картона, который будет фоном для картины «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень», сделанными командой.

Алгоритм выполнения практической работы:

На лист картона надо наклеить домик с крышей, окнами и трубой. Дерево, которое стоит рядом с домиком, заготовки берутся из одной коробки. Затем, из маленькой коробки, стоящей на каждом их четырех столов, надо взять и наклеить маленькие детали, по которым можно будет определить какое время года изображено на аппликации.

Перед началом практической работы необходимо провести упражнение на запоминание характерных признаков времен года путем использования сенсорных анализаторов (запахов, визуальных, слуховых, тактильных) на усмотрение педагога, делая упор на обонятельные рецепторы.

Пример упражнения для запоминания приведён в таблице.

Обонятельно-визуальные и звуковые примеры анализаторов для занятия «Круглый год»:

 

Запах

Звук

Зима

Ель

Рождественский колокольчик

Весна

Сирень

Птичий гомон

Лето

Земляника

Гроза, ливень

Осень

Яблоко

Хруст яблока

Воспитатель: Запомнили признаки? 

Перед непосредственной деятельностью делаем кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействие; «ухо-нос», «косичка».

Воспитатель: Тогда можно приступать к работе, но перед этим я хочу напомнить вам о том, что вы команда и делаете ОДНО дело, поэтому прежде чем приступить к работе распределите обязанности между членами вашей команды — это должен сделать командир.

Алгоритм выполнения практической работы:

На лист картона дети должны наклеить домик с крышей, окнами и трубой.

Затем, дети наклеивают ствол дерева, который располагается рядом с домиком. Заготовки для дома и дерева берутся из одной общей коробки.

Из маленькой коробки, стоящей на каждом их четырех столов, берутся маленькие детали, по которым можно будет определить какое время года изображено на аппликации. Важно, чтобы в маленькой коробке находились детали, характерные для всех четырех времен года. Задача коллектива выбрать и перенести на аппликацию только те детали, которые отображают выбранное данными детьми для изображения время года.

Когда все группы детей закончили работу, появляется Дед Мороз: Я не нашел свой волшебный посох, и теперь вся надежда только на вас. Вы сделали свои работы? Давайте отгадывать загадки и показывать нужную картинку и все станет на свои места.

После работы ребята отгадывают загадки, которые им загадывает волшебник и показывают соответствующую картинку.

«Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится, кто знает, когда это бывает?» (Зимой), - команда с зимней картинкой отгадывает загадку, показывая и рассказывая о своей работе.

«Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?» (Весной), - команда с весенней картиной отгадывает загадку, показывая и рассказывая о своей работе

«Солнце печет, липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает?» (Летом), - команда с летней картинкой отгадывает загадку и рассказывает о своей работе

«Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем, Под ногами шелестят и летят, летят, летят. Кто знает, когда это бывает?» (Осенью), - команда с осенней картиной выходит и рассказывает о своей работе.

Воспитатель: После того как отгадана последняя загадка все вокруг зашумело, закружилось и волшебная палочка оказалась в руках доброго волшебника и с той поры все пошло своим чередом! Молодцы ребята, вы справились с заданием волшебника и смогли растопить злые чары.

Еще раз скажем, в какой последовательности времена года сменяют друг друга? Понравилось вам занятие? Что же нового вы узнали? Легко ли выполнять одно задание командой? (Ответы детей).

Выводы.

Данная методическая разработка основана на нескольких необходимых элементах для обучения детей с ТНР. Это и сенсорное развитие, специальные моторные упражнения и принцип доступности учебного материала.

На мой взгляд, применение занятий, включающих элементы сенсорного восприятия, являются наиболее успешными и гарантируют положительный результат в овладении особыми детьми всех областей ООП.

Использование кейс-технологии в данном занятии обуждает ребенка к коллективному поиску средств и способов решения поставленной задачи. Ребятам не преподносятся знания в готовом виде, а они самостоятельно добывают их в ходе общения в команде и с воспитателем. Кейс-метод выбран не случайно, т.к. своей главной задачей он ставит развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы, дает возможность детям, в данном примере, коллективно решать конкретную задачу.