Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира для старших дошкольников «Осенние деревья»
Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира для старших дошкольников «Осенние деревья»
Автор: Поташова Елена Сергеевна
Цель: Расширение знаний детей об осени, о красоте осенних деревьев, обогащать словарь детей, расширять творческие навыки у детей.
Задачи: воспитывать бережное отношение к природе; расширять представления детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального); развивать интерес к изображению осенних явлений в рисунках.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций осени, прослушивание музыкальных произведений, зарисовки осени, разучивание стихов об осени.
Оборудование: мольберты, иллюстрации хвойных и лиственных деревьев, сундук, замок, осенние листья, краски, кисти.
Дети стоят полукругом. Перед ними сундук, на сундуке висит замок.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я хочу вам предложить поиграть. Согласны? (Ответы).
А поможет нам сундук-помощник. А как вы думаете, что лежит в сундуке? (ответы детей). Давайте посмотрим. Ой, а сундук не открывается! Здесь замок! На нем написано, что он откроется после отгадывания загадок про осень! Попробуем отгадать? (воспитатель загадывает загадки):
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (осень)
Падают с ветки золотые монетки (листья)
Веной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает (дерево).
Воспитатель: Ребята, смотрите, наш сундук открылся! Посмотрите, что там лежит (дети подходят к сундуку и достают осенние листья). Посмотрите какая красота! А давайте с листьями поиграем.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла …
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно, листопад!
Листья можно подбросить и попасть под настоящий листопад! (Дети играют с листьями).
Воспитатель: Ребята! А какие это листья? (осенние, опавшие). Правильно. И мы сегодня поговорим о красоте осени, об осенних деревьях, об их красоте, многообразии, о буйстве осенних красок.
Осень начинается,
Листья осыпаются,
Их веселый хоровод
Ветер кружит и несет.
Все засыпано листвой
Желтой, красной, золотой.
Воспитатель: Давайте посмотрим пустой ли наш сундук-помощник? (В сундуке лежит еловая ветка). Что же это? (Ответы детей). Правильно. А она зеленая, наверное, потому что еще не вся листва пожелтела? Надо подождать, когда она пожелтеет. Да, ребята?
(Ответы детей).
Правильно, это тоже листья и называются они-хвоинки. Деревья с листьями называются (ответы детей), а с хвоей? (ответы детей - хвойные). Молодцы! Посмотрите, а наш помощник что-то загрустил. Давайте посмотрим, может там еще что-то лежит? (Воспитатель достает из сундука иллюстрации с лиственными и хвойными картинками и ставит их на мольберт). Я сейчас предлагаю поиграть в игру «Отгадай дерево». На столах лежат перевернутые карточки с изображением листьев с разных деревьев. Вам нужно взять карточки и перенести их к определенному дереву (Дети выполняют). Молодцы, отлично правились! А каких деревьев больше лиственных или хвойных? (Ответы детей). Что же происходит с деревьями осенью? (опадают листья, засыпают до весны).
Лес осенний красок не жалеет -
Ярки грозди ягод и листвы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Воспитатель: Ребята! Мы с вами много говорили о осенних деревьях, об их убранстве. В нашем районе есть красивый парк. И сейчас там деревья необыкновенной красоты. Мы с вами превратимся сейчас в художников и будем творить . Каждый сможет изобразить осеннее дерево. Но сначала нам надо размять наша пальчики. (Проводится пальчиковая гимнастика). Отлично! Теперь вы готовы творить. Обратите внимание на столы - наши дежурные уже все приготовили - краски, кисточки, баночки с водой, подставка для кисточки, салфетки. Мы с вами заранее подготовили заготовки деревьев (заготовки вырезаны из картона и обклеены ватой). Не забывайте про правила: как надо рисовать, чтобы было удобно вам и вашим соседям за столом. (Дети рассказывают правила). Посмотрите какое красивое дерево получилось у меня, а что получится у вас мы сейчас увидим. (Дети садятся на места и приступают, рисуют на вате смоченной водой). Для создания настроения я включу вам мелодию Антонио Вивальди «Осень».
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Какие необычные деревья у нас получились! А сейчас давайте прикрепим деревья на большой ватман и у нам получится настоящий осенний парк (на ватмане нарисованы скамейки, река, небо).
Список литературы:
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного возраста. Белая К.Ю.: Москва, «Мозаика-Синтез», 2020 г.
2. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.- Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф.: Москва « Мозаика-Синтез», 2020 г.
3. Изобразительная деятельность в детском саду.- Комарова Т.С.: Москва, «Мозаика-Синтез», 2020 г.