Развлечение по познавательному развитию в подготовительной группе «Шахматы - увлекательная игра»
Развлечение по познавательному развитию в подготовительной группе «Шахматы - увлекательная игра»
Автор: Михайлова Лидия Владимировна
МДОУ "Детский сад № 3 компенсирующего вида г. Можайска"
Цель:
· Создание условий для овладения детьми старшего дошкольного возраста азам шахматной науки.
Задачи:
- Образовательные:
· Учить детей отгадывать загадки о шахматных фигурах.
· Учить детей работать в команде, подчиняться мнению большинства.
развивающие
· Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
· Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.
· Развивать внимание, память.
· Учить высказывать свое мнение.
воспитательные:
· Воспитывать у детей интерес к игре в шахматы.
· Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями.
· Воспитывать у детей целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость.
коррекционные:
· Развивать связную речь.
· Учить используя в речи сложные предложения.
· Обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа:
· Рассматривание картинок и фотографий.
· Беседа об истории шахмат.
· Загадывание загадок, чтение сказок, разучивание стихов про шахматные фигуры.
Оборудование:
· Два стола с загорающимися лампами.
· Портреты чемпионов мира по шахматам.
· Презентация «Шахматные фигуры».
· Шахматы.
· Разрезные картинки «Шахматные фигуры».
В зал под музыку входят дети и выстраиваются у боковой стены. В центре зала столы с лампами.
Ведущий: Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Нам лето дарит звонкий праздник
И главный гость на нём - Игра.
Она наш друг – большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор, весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Сегодня у нас необычная игра. Сегодня у нас брейн ринг. Наша игра посвящена шахматам.
Вся в квадратах – белых, черных,
Деревянная доска.
А ряды фигур точеных – деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера.
Люди в шахматы играют, гениальная игра!
1 ребёнок: Ты, дружок мой, без опаски
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
2 ребёнок: Здесь герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
Воевать и побеждать!
Ведущий: Сегодня за белым игровым столом играет команда – «белая Ладья», капитан Кирилл Стрыгин. А за чёрным игровым столом команда – «чёрный Ферзь», капитан София Спичакова. Прошу всех занять свои игровые места за столами.
Внимательно послушайте правила игры. Я буду задавать вопрос, на обдумывание вопроса вам будет даваться одна минута. Когда время истечёт, вы услышите сигнал гонга (показать). Чья команда быстрее нажмёт на кнопку сигнальной лампы, та и будет отвечать первая. Если ответ правильный, команда зарабатывает очко. А если ответ неверный, то право ответа переходит другой команде. Оценивать нашу игру будет жюри в составе:
Итак, начинаем игру.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король -
Его хранит отряд.
1. Внимание, вопрос: Что это за игра?
Ответ: Это игра называется шахматы. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.
2. Внимание, вопрос: Какую страну считают родиной шахмат?
Ответ: Родина шахмат - Индия.
3. Внимание, вопрос: Сколько всего шахматных фигур? Назови их.
Ответ: Всего в игре 32 фигуры. 16 белых и 16 черных. У каждых по 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня. 2 слона, ферзь и король.
4. Внимание, вопрос: Какой формы шахматная доска? Из скольких клеток она состоит?
Ответ: Шахматная доска квадратной формы. На ней 64 клетки-квадрата.
5. А сейчас задание для капитанов. Кто быстрее выстроит на шахматной доске пешками букву «П» так, чтобы чёрные стояли на белом поле, а белые на чёрном. (Капитаны выполняют задание).
Ведущий: А сейчас, музыкальная пауза. Частушки про шахматы.
Ведущий: Продолжаем игру.
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзём дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
А сейчас поговорим о шахматных фигурах.
Этот маленький солдат
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперёд.
На войну, не на парад
Солдат тот держит путь.
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
6. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?
Ответ: Это пешка. Пешек в игре 8. Пешка двигается только вперед. Первый ход пешки может быть на 2 клетки по вертикали вперед, последующие – на одну.
Видимо, она упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она,
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
7. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?
Ответ: Это ладья. Двигается ладья только по вертикали или горизонтали поля на любое расстояние до следующей фигуры.
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит.
8. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?
Ответ: Слон (или по-другому – офицер). Слон двигается по диагонали поля, на любое расстояние до ближайшей фигуры.
Прыгает он, подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг!
И повадки у него
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнёт из-за спины.
9. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней? Между какими фигурами она стоит на шахматной доске?
Ответ: Это конь. Единственная фигура, от удара которой невозможно «закрыться» другой фигурой или пешкой. Конь передвигается буквой «Г», и имеет возможность перепрыгивать стоящие на пути фигуры. Конь стоит между ладьёй и слоном.
Он в шахматах можно сказать, чемпион,
И шаг у него широк
Он может ходить, как ладья и как слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад
А бьёт он вдаль и в упор
И, кажется, что ему тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Он очень опасен вблизи и вдали
Ты больше вниманья ему удели.
10. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?
Ответ: Это Ферзь (по-другому – королева) – самая влиятельная фигура.
Ферзь двигается в любом направлении на расстояние до следующей фигуры.
Он любит гладкий расчищенный путь,
В любую он сторону может шагнуть.
Он могуч, но шаг его короткий,
Всего на клеточку он может отойти.
Запомните, он - всех важней и всех главней
Нет в шахматном войске важнее вождей!
11. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?
Ответ: Король — важнейшая, но самая слабая фигура. При нападении на короля (шах) разрешены только ходы, уводящие короля из-под шаха. Игра сводится к двум основополагающим моментам: защите собственного короля и нападению на короля противника (мат королю противника).
Король двигается на один шаг в любом направлении.
Ведущий: А сейчас музыкальная пауза. Песня «Шахматная Королева».
12. А сейчас задание для наших гостей. Помогите, пожалуйста, нашим командам. Нам нужно по два человека для каждой команды. Вам надо быстро собрать из разрезных картинок шахматную фигуру и назвать её. (Гости выполняют задание).
13. И ещё о один вопрос гостям: Назовите чемпионов мира по шахматам?
Ответ: Михаил Ботвинник
Василий Смыслов
Михаил Таль
Анатолий Карпов
Гарри Каспаров
Владимир Крамник
Ведущий: А сейчас продолжаем игру.
Они сильнее многих увлечений,
В них места нет ни скуке, ни тоске,
Ведь происходит столько приключений
За пять минут на шахматной доске!
14. Внимание, вопрос: Что такое: шах, мат и пат?
Ответ: Шах – это угроза королю, мат – гибель короля, пат – ничья.
15. Внимание, вопрос: Сколько человек может играть в шахматы за одной шахматной доской?
Ответ: Два человека, два партнёра.
16. Внимание, вопрос: Не люди, не звери, не часы, а ходят?
Ответ: Шахматные фигуры.
17. А сейчас я предлагаю провести эстафету. Чья команда быстрее и правильнее расставит фигуры на шахматной доске. Но для начала подготовим и разомнём наши пальчики. Готовы?
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Ведущий: Молодцы! А сейчас команда белых расставляет белые фигуры, а команда чёрных – чёрные. Каждый берёт по одной фигуре и ставит её, когда игрок вернётся – начинает следующий. Внимание! Приготовились! Начали!
(Проводится эстафета «Расставь фигуры на шахматной доске»).
Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, а за что вы любите шахматы?
С шахматами можно…
Дети: поиграть.
Ведущий: С шахматами можно…
Дети: помечтать.
Ведущий: С шахматами можно…
Дети: победить.
Ведущий: С шахматами можно…
Дети: подвиг совершить.
Ребёнок: Шахматы - игра для тех,
Кто жаждет чуда и утех.
Для тех, кто юн, для тех, кто сед.
Игра полезная для всех.
Ведущий: Все вопросы у меня закончились, значит, наша игра подошла к концу. Давайте попросим жюри огласить результаты.
(Слово жюри, награждение).
Ведущий: Наша игра подошла к концу.
И только мудрость шахмат даст ответ
Твоей душе на множество вопросов,
Ведь «игрока» средь шахматиста нет,
А есть боец, художник и философ.
Я желаю вам, ребята, чтобы вы и дальше изучали шахматы, играли в них и узнавали много нового. Под музыку дети покидают зал.