Речевые игры по дороге домой для детей 5–7 лет
Речевые игры по дороге домой для детей 5–7 лет
(рекомендации для родителей)
Автор: Хаятдинова Гульнара Минибулатовна
МБДОУ "Детский сад "Петушок", р.п. Чишмы, Чишминский район, Республика Башкортостан
Аннотация: В этой статье описываются технологии, методы, игры, которые используются родителями по дороге домой или на прогулке с детьми.
Ключевые слова: речь, игра, дошкольники.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
Речевая игра № 1 «Что бывает?».
Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Речевая игра № 2 «Что будет, если …».
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут разным – как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Речевая игра № 3 «Отгадай, что я вижу».
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:
• Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).
• Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).
• Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).
Речевая игра № 4 «Добавь словечко».
Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово.
Ом-ом-ом - вот стоит высокий (дом)
Ома-ома-ома - мы сегодня … (дома)
Ому-ому-ому - мы идем к (дому)
Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы
Ва-ва-ва - на столе растет … (трава)
Ву-ву-ву - съели волки всю (траву)
Вы-вы-вы - суп сварили из (травы)
Речевая игра № 5 «В магазине».
Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете:
• «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается перечислить предметы.
• «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.
• «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка.
Речевая игра № 6 «Сравни».
В магазине сравни две чашки (по цвету, объему, материалу).
На улице сравни две машины, два дома, два дерева.
Что нравится больше? Почему? Объясни.
Речевая игра № 7. «Назови лишнее слово».
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутьё, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребенка и взрослого. Общение – залог понимания. А ведь как важно научиться понимать друг друга! Поиграем в игры, которые расширяют словарный запас ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать.
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
Литература:
1. Богуславская З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. [Текст]/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991 г.
2. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. [Текст]/И.В. Лопухина. - М.: Аквариум, 1995 г.