Разучивание песен с приемами мнемотехники
Разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения
Автор: Гамзатова Ольга Анатольевна
МАДОУ «Детский сад №120», г. Пермь
Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речь - одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевые навыки детей становятся все хуже, у детей вызывает затруднение пересказ прочитанных им сказок, рассказов, они плохо запоминают стихи и плохо владеют монологической речью.
В наше время дети перенасыщены информацией, уже с детского сада они свободно пользуются компьютером, много времени проводят у экранов телевизора и гаджетов. Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно - это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Поэтому необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Большое значение имеет использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольноro возраста. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным и результативным.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, стихотворение, песни. И, конечно, мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, речь. Для того, чтобы с самого раннего возраста выработать у детей определенные навыки и умения в обучающий процесс мы вводим так называемые мнемотаблицы (схемы). Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или небольшую фразу подбираются изображения, которые соответствуют смыслу этих слов. В мнемосхемах к песням мы используем маленькие картинки (изображения): схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями. (Показать наглядно, как выглядит продукт)
Глядя на эти схемы - рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста. Использование метода мнемотехники в детском саду дает действительно хорошие результаты. Я заметила, что применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, и запомнить текст песни, так же можно использовать при разучивании стихотворения или пересказа сказки.
Но самое главное в разучивании песни при помощи мнемотаблиц - это вовремя отойти от графического изображения текста, дать ребенку возможность самому, без подсказок, исполнять разученную песню. Пение - наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи , углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, а также повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. По мнению врачей пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет легкие и голосовой аппарат, певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии , воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.
Работа по разучиванию песни (формированию смысловой памяти ) делится на несколько этапов .
1. Прослушивание новой песни.
2. Беседа о характере песни и ее содержании.
3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.
4. Разучивание песни по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.
5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
6. Исполнение песни с образными движениями, используя мнемотаблицу.
7. Исполнение песни с видеорядом (при наличии фонограммы), в котором используются те же изображения, что и в мнемотаблице.
7. Исполнение песни без мнемотаблиц.
Таким образом, при разучивании песни участвуют разные анализаторы: зрительный, слуховой (вибрационная чувствительность), двигательный, вестибулярный, осязательный, которые обеспечивают успешное запоминание, сохранение и воспроизведение музыкального произведения.