Проект "Такие разные камни"
Проект "Такие разные камни"
Авторы: Недошивина Ирина Леонидовна
МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» комбинированного вида», г. Юрьев-Польский
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Основные ориентиры: краткосрочный.
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности с ТНР (5-7 лет), родители воспитанников, педагоги.
Объект исследования: позитивное влияние камней (разного генеза) на мотивацию к учебной деятельности у детей с ОВЗ.
Предмет исследования: разнообразное использование различных видов камней во взаимодействии с детьми с ОВЗ.
Продукт проекта: авторские игры коррекционной направленности в рамках метода литотерапии.
Ресурсное обеспечение проекта: методический инструментарий, официальный сайт дошкольного учреждения.
Материально-техническое обеспечение: проектор, уголок экспериментирования, дидактические игры, наглядный материал.
Актуальность выбранной темы:
В соответствии с требованиями современных нормативных документов, регламентирующих основополагающие принципы дошкольного образования, работа с детьми, имеющими статус ОВЗ, является актуальной и востребованной. На основе требований ФГОС ДО к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, а значит и к детям с ОВЗ, выделяем основные:
– обеспечение эмоционального благополучия;
– поддержка индивидуальности и инициативы;
– развитие коммуникативности;
– организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, детского творчества.
Использование методов литотерапии в работе с детьми с ОВЗ позволяет достигнуть наиболее эффективных и положительных результатов в данном направлении.
Проблема:
Как показывает наша многолетняя практика по работе с детьми с ОВЗ, предпосылки к учебной деятельности у данной категории детей на низком уровне. Поэтому идет постоянный поиск и анализ нетрадиционных методов работы, способствующих развитию интереса к познавательным занятиям у данной категории детей, повышению эмоционально-положительного психологического фона.
На своем опыте мы убедились, что игры с камнями относятся к любимым играм детей. Камни нравятся всем детям, они красивые и интересные на вид. Несмотря на простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. Дети подолгу и увлеченно играют с ними. (Камни приятны по ощущениям, с ними можно играть и заниматься).
Непосредственное общение детей с камнями оказывает большое внимание на формирование нравственных чувств у ребенка способствует ,формированию активного словаря, расширению кругозора. умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных природных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, группировать их в соответствии с познавательной задачей.
Применение камней (литотерапия) - это один из нетрадиционных приемов обучения, используемых в нашей практике, интересных для детей с ОВЗ, позволяющий работать в разных направлениях, в разных видах деятельности. С их помощью можно решить множество коррекционных задач.
Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития мотивации к познавательной и исследовательской деятельности воспитанников с ОВЗ через использование нетрадиционных методов работы с камнями (литотерапию), опираясь на психофизиологические особенности детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
– обеспечить познавательную мотивацию, развитие любознательности и творческой активности воспитанников при формировании представлений о неживой природе через исследовательскую и экспериментальную деятельность с камнями;
– мотивировать родителей воспитанников к участию в данном проекте;
– внедрить инновационную технологию литотерапии в работу с детьми, совершенствовать предметно - развивающую среду группы.
План работы:
1 этап — подготовительный (2 недели)
Цель: сбор коллекции камней разного генеза с привлечением всех участников проекта.
2 этап-реализация проекта: (1 месяц)
Цель: создание условий для мотивации детей с ОВЗ к познавательной деятельности через исследовательско — экспериментальную деятельность.
3 этап - заключительный этап (2 недели)
Цель: внедрение в практику продуктов проекта в виде коррекционно-развивающих игр и упражнений, коллекций камней, их презентация.
Описание проектной работы и ее результатов.
Теоретическая часть.
Искусство лечения с помощью камней и минералов – литотерапия (с греч. Lithos – камень, therapia – лечение) – имеет давние корни. Стихийное формирование литотерапии началось, по-видимому, в Средиземноморье и в Индокитае еще в палеолите, а затем постепенно распространялось по всему миру. Активными центрами медицинской минералогии I-II тыс. до н.э. стали Древний Восток, немного позже – Ближняя Азия и Европа.
Россия накапливала свой опыт в литотерапии и активно знакомилась с учениями, возникающими на Востоке и в Европе. О большом интересе к этой теме свидетельствуют многочисленные летописи и трактаты о лечебных свойствах камней.
В Средневековье интерес к минералам с точки зрения из лечебных свойств несколько поостыл. Во-первых, это было следствием бурного развития науки; во-вторых, церковь углядела в таком врачевании отголосок язычества и колдовства.
Упоминание камней в Библии ограничивалось «двенадцатью камнями», которые украшали наперстник Аарона и библейских первосвященников. К этим камням, имеющим целебные и магические свойства, относились: изумруд, гранат, аметист, бирюза, агат, оникс, лазурит, сердолик, нефрит, янтарь, хризолит и яшма.
Однако убеждение, что не только эти, но и другие камни и минералы обладают целебными свойствами, не покидало умы людей. Практически за каждым видом минерала и драгоценного камня тянулся длинный перечень легенд и сказаний о его целительных возможностях.
До наших дней дошли трактаты и специальные минералогические учебники. Одним из самых известных является «Сад здоровья» (конец 15 в.) Мейденбаха. На Востоке, где религия не была столь догматично-жесткой, использование целительных свойств минералов продолжалось еще более бурными темпами.
В современном мире в условиях, когда лечебные свойства препаратов оцениваются по строго научным критериям, интерес к литотерапии не только не угас, но и обрел «второе дыхание».
Учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека, благодаря физическим характеристикам – природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой – ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивые). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камня способно воздействовать на центр удовольствия головного мозга, посредствам органов зрения и осязания – эти исследования давно проводятся в США.
Литотерапия – является одним из современных и доступных методов в работе с детьми с ОВЗ и имеет ряд преимуществ. Большое значение в литотерапии имеет цветовая гамма камней. Такого рода воздействие камней и минералов на здоровье человека неоспоримо, хоть и не до конца изучено.
Практическая часть.
Работа проводилась в несколько этапов:
1 этап — подготовительный (2 недели)
МЕРОПРИЯТИЯ:
Взаимодействие с детьми |
Преобразование предметной среды |
Взаимодействие с родителями |
Знакомство детей с природным материалом - камень (вводим в тему) |
Оформление коллекции камней «Такие разные камни» |
Знакомство с целью проекта, привлечение к участию |
Сбор камней разного генеза (дети, родители, воспитатели) |
Обогащение предметной среды группы игровыми и дидактическими материалами |
Совместные прогулки по сбору камней разного генеза (родители и дети) |
|
Подборка детской художественной и научной литературы по теме |
Совместное творчество детей и родителей (поделки из камней, с использованием камней) |
|
Накопление информационной базы по теме: «Такие разные камни» |
|
2 этап — реализация проекта - практический (1 месяц).
МЕРОПРИЯТИЯ
Взаимодействие с детьми (Интеграция образовательных областей.) |
Преобразование предметной среды |
Взаимодействие с родителями |
Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики: «Чудесный мешочек», «Отыщи такой же». «Найди и закрой» Развитие тактильных ощущений» Игра «Сухой бассейн». Игра «Золушка *разбери по цвету. *разбери по форме. *разбери по размеру Сюжетно - ролевые игры: «Мы исследователи» «В поисках клада» Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди пару», «Разложи по порядку», «Найди и закрой» |
Оформление коллекции «Такие разные камни»
Создание картотеки игр с камнями
Создание уголка релаксации «Малахитовая шкатулка»
Изготовление игр и пособий коррекционной направленности |
Квест — игра «В поисках клада» (детско-родительское мероприятие) |
Познавательное развитие: Беседы: «Нужны ли камни человеку» «Что мы знаем о камнях», «Солнечный камень», «Почему камни бывают разноцветные» Занятие «Янтарь в руках человека» Занятие «Остров сокровищ» Развитие пространственных представлений. Игра «Выложи по контуру» (при изучении лексических тем, геометрических фигур). Игра «Вверх-вниз, вправо-влево» Игра «Заполни пустой кружок» Формирование математических представлений (выкладывание камушков) * «Цифра и число». * «Уже, шире». * «Счет в прямом и обратном порядке». * «Геометрические фигуры». Опытно-экспериментальная деятельность: Игровые эксперименты: «Какой камень тяжелее?», «Тонет - не тонет?», «Какие бывают камни», «Определение веса», «Рассматривание камней через лупу», Опыты: «Почему камни меняют цвет?», «Тонут ли камни в воде?», «Горячее – холодное» |
Оформление информационного блока по теме «Такие разные камни»
Пополнение уголка экспериментирования |
Родительская гостиная «Камни — символы. Знаки зодиака» |
Речевое развитие: Занятие « Если был бы я камешком», Занятие «В царстве камней» чтение стих. Р.Дышаленковой «Уральские камушки»: сказки: П.П. Бажева «Серебряное копытце, О.Рыжева «О чем шептались камешки». Развитие лексико-грамматических понятий. Игра «Чудесный мешочек», «Назови ласково» Развитие фонематического слуха и восприятия. Игра «Услышь звук», Игра «Буквы» Игра «Не ошибись» Автоматизация звука в слогах, словах. Игра «Помоги пчелке долететь до улья» Формирование представления о буквах и звуках. Игра «Зеркало» Игра «Строители» |
Создание речевых тренажеров с использованием камней
Создание картотеки игр с камнями
Изготовление игр и пособий коррекционной направленности |
Логопедический тренинг «Камни помогают говорить» |
Художественно-эстетическое развитие: Творческая мастерская «Чудесные превращения камня» «Рисунки из камней», «Рисуем на камнях», рисование «Сад камней» |
Выставка декоративно — прикладного искусства с использованием камней |
Семейные фотовыставки: «Ландшафтный дизайн» «Камни в нашей жизни»
Мастер — класс «Роспись на камнях» |
3 этап — заключительный (2 недели).
МЕРОПРИЯТИЯ:
Взаимодействие с детьми |
Преобразование предметной среды |
Взаимодействие с родителями |
Презентация продуктов проекта родителям, детям подготовительной группы |
Обогащение Центра художественно — эстетического развития |
Презентация продуктов проекта детьми для родителей |
|
|
Итоговое анкетирование «Польза метода литотерапии» |
Результативность.
Для детей:
Повысился интерес к познавательной деятельности в рамках коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности.
Стабилизировался эмоционально — психологический фон воспитанников.
Пополнены знания о свойствах камней, особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.
Повысился уровень познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования.
Проявление самостоятельности и инициативы детьми в естественно - научных и творческих заданиях (опытах, наблюдениях, рисовании, лепке).
Создание групповой коллекции камней и творческих камней.
Для педагогов:
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
Совершенствование предметно - развивающей среды.
Удовлетворенность результатами собственной деятельности.
Для родителей:
Повышение родительской компетенции в вопросах активизации познавательных процессов у детей в домашних условиях.
Создание благоприятных условий для развития ребенка в семье, с учетом опыта приобретенного в детском саду.
Чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Практическая значимость проекта:
Рост удовлетворенности родителей образовательными услугами группы компенсирующей направленности.
Повышение эффективности взаимодействия с детьми с ОВЗ в постадаптационный период.
Предложенная нами система применения данного проектного метода в коррекционно - развивающем процессе может быть использована как в работе с детьми с ТНР, так и с детьми без речевых нарушений.
ВЫВОДЫ:
Увеличение числа детей с ОВЗ (речевыми нарушениями) заставляет нас, педагогов, искать, применять новые методы и формы работы.
Игры с природным материалом (камнями) имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребенка, дают возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира, активизируют мыслительные процессы, стабилизируют эмоциональный фон.
Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать.
Обучение игровым действиям с естественными и искусственными минералами и камнями не является изолированной задачей, а становится неотъемлемой частью в общем комплексе коррекционного обучения.
Список литературы:
1. Д.А. Доспехов. Словарик «Минералы» М. 2017г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Разманова «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. Сфера 2005.
3.С. Ксейнис. Книга «Феншуй. Создание гармонии в доме и на рабочем месте. М. Сфера. 2018г.
4. Ю.О. Литовский «Камни лечат и помогают в жизни», М.1999г.
5. Н.Н. Николаева «Общение с природой начинается с детства» М.1990г.
6. С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» Методическое пособие - Педагогическое общество России.2006.
7. А.Е. Панько «Развитие познавательных процессов дошкольников» М.2004.
8. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» М.Карапуз 2005.