Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений "Сравнение по объёму"

Дата публикации: 2021-12-14 20:22:59
Статью разместил(а):
Фабер Наталья Баировна

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Сравнение по объёму"

Автор: Фабер Наталья Баировна

МБДОУ города Иркутска «Детский сад № 41»

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая.

Культурная практика: познавательно-исследовательская.

Культурно-смысловой контекст: создание памяток «сравнение по объему».

Тема: «Сравнение по объему».

Цель: создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о свойствах объектов окружающего мира в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:         

- Обучающая: формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости), умение с помощью переливания определять, какой сосуд больше по объему, а какой меньше.   

- Развивающая: развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; закреплять знания о знаках больше, меньше, равно.

- Воспитывающая: воспитывать любознательность, дружелюбное отношение к окружающим, желание прийти на помощь.

Оборудование: кубики ЛЕГО, полоски картона разных размеров, кастрюля, чашки, кружки, памятки на каждого ребенка, знаки больше, меньше, равно.   

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

1) создание психологически комфортной атмосферы;

2) мотивировать детей на включение в беседу.

Здравствуйте, ребята! А скажите, какие напитки вы любите больше всего? (Ответы детей) Наверняка, в ваших семьях у каждого свой стакан, кружка. Как вы думаете, куда больше поместится воды/чаю в вашу кружку или папину/мамину? (Ответы детей).

А теперь предлагаю вам послушать сказку: «Жил-был царь, и была у него дочка-красавица. Посватался к ней царь из соседней страны – злой волшебник, но девушка не захотела выходить замуж за жадного и жестокого правителя. Рассердился волшебник и заколдовал девушку, окаменела она. Сильно опечалился царь и созвал со всей страны мудрецов, чтобы сказали они, как расколдовать принцессу. Три дня думали мудрецы, листали свои волшебные книги и, наконец, сказали царю так: «Расколдовать принцессу может волшебная вода, которая хранится в тридевятом царстве, в тридевятом государстве».   

И вот этот царь просит вас раздобыть эту воду и расколдовать принцессу.

Хотите ли вы помочь царю и принцессе? А сможете?

2. Актуализация знаний.

Игра «Перейди через границу».

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей об алгоритме непосредственного сравнения предметов по высоте, закрепить умение использовать его для практических измерений;

2) развивать внимание, память, речь, воображение, тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение.

Ребята, попасть в тридесятое царство можно, только пройдя через границу по пропуску. Перед вами на столах, находятся столбики (из кубиков ЛЕГО). Как вы заметили, высота столбиков на разных столах различная. Сейчас, каждый из вас получит по полоске картона, длина которого равна высоте одного из столбиков. Дети получают полоски картона. Теперь, для того, чтобы пройти через контрольно-пропускной пункт, каждому нужно найти место, где находится столбик такой же высоты, как ваши пропуски – полоски картона.

Как же вы будете искать это место?

Дети проговаривают алгоритм сравнения по высоте путем приложения:

1) приложить полоску к столбику так, чтобы один ее конец совпал с основанием столбика;

2) определить, совпали ли вторые концы полоски и столбика.

Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет задание индивидуально у каждого ребенка.

Замечательно! Ребята, вы все справились, перешли границу и оказались в тридесятом царстве.

3. Затруднение в ситуации.

Игра «Найди чашку».

Дидактические задачи:

1) создание мотивационной ситуации для формирования способа непосредственного сравнения сосудов по объему (вместимости);

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Дети подходят к столу, на котором стоят кастрюля с водой и чашки. Разница в объеме чашек небольшая, визуально ее трудно определить. При этом более высокая чашка имеет меньший объем, и есть две чашки одинакового объема.

Ребята, для спасения принцессы, нужно выбрать чашку, в которую войдет больше всего воды.

Дети выбирают чашку на свое усмотрение. (Возможно, дети выберут самую высокую)

Почему вы хотите взять эту чашку? (Потому что в нее поместится больше воды)

Вы сравнивали чашки по высоте и выбрали самую высокую. Воспитатель наполняет чашку водой и рассказывает, что, когда эту волшебную воду принесли мудрецам, те сказали, что дети выбрали не ту чашку.

Как вы выбирали чашку, в которую поместится больше воды? (По высоте)

Смогли ли вы выбрать нужную чашку? (Нет, не смогли)

Почему не смогли? (Потому что не знаем, как сравнить чашки по объему и выбрать самую вместительную чашку)

Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать как сравнить чашки)

4. Открытие нового знания.

Игра «Выбери чашку».

Дидактические задачи:

1) формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему;

2) развивать память, внимание, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение.

Ребята, а как можно узнать, в какую чашку вместится больше воды? (Ответы детей)

Теперь предлагаю вам, провести небольшой эксперимент, я возьму чашку, которую выбрали вы (самую высокую), наполню ее водой и перелью в другую (низкую и широкую чашку). Оказывается, что во второй чашке после переливания туда воды осталось место. Переливания производятся несколько раз, дети убеждаются, что выбранная во второй раз чашка самая большая по объему.

Ребята, таким образом, мы сейчас сравнивали чашки по вместимости, или объему. А как вы думаете, зависит ли вместимость чашки от того, какого она цвета, из чего сделана? (Нет) Замечательно! Давайте сделаем небольшой вывод: если наполнить одну чашку (сосуд) до краев и перелить из нее эту воду в другую чашку, то:

- чашки равные по объему, если вторая чашка наполнилась до краев;

- первая чашка больше по объему, если вода не вместилась во вторую чашку;

- первая чашка меньше по объему, если во второй чашке осталось свободное место.

Детям раздаются памятки.

Теперь предлагаю вам, в памятках поставить знаки больше, меньше, равно.

Хорошо. Все прекрасно постарались и теперь мы спасем принцессу!

5. Включение нового знания.

Игра «Разные чашки».

Дидактические задачи:

1) закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости), умение выполнять практическое сравнение сосудов по объему на основе установленного алгоритма;

2) развивать внимание, логическое мышление, речь, память, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Ребята, два зайчонка из сказки узнали, что вы научились сравнивать по объему, и они просят вас помочь им определить, в какую кружку войдет больше сока.

Дети подходят к столам, на которых находятся емкость с водой и две кружки одинакового объема, но разной формы. Дети должны сравнить кружки по объему. Сначала проговаривают алгоритм сравнения, затем приступают к выполнению задания, экспериментируют, и устанавливают, что кружки по объему равны.          

6. Осмысление.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Где вы сегодня побывали? Кому смогли помочь?

Как вы думаете, почему вам удалось помочь королю и спасти заколдованную принцессу, помочь зайчатам? (Потому что научились сравнивать чашки по вместимости).

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь