Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Проект "Психологическая готовность к школе"

Дата публикации: 2022-01-18 07:14:34
Статью разместил(а):
Шаравина Юлия Валерьевна

Проект "Психологическая готовность к школе"

Авторы: Шаравина Ю.В., Епишина О.К., Бизимова Е.В.

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад  № 156"

 

Актуальность проекта.

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при осуществлении реформы образования невозможно.

Не секрет, что здоровье нации сейчас в катастрофическом состоянии. По свидетельствам медиков, не более 10% детей рождаются здоровыми. Это же подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20 % - имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию. При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника.

Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.

Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.) .

Цель проекта: исследование психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе и разработка коррекционно-развивающей программы для работы с детьми.

В процессе разработки проекта решались следующие задачи:

• Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;

• Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;

• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий;

• Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;

• Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;

• Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;

• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Сроки работы по проекту: долгосрочный 

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Планируемые результаты:

- Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

- Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.

- Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.

- У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.

- Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).

- У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.

- Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.

- Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.

- Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.

Психолого-педагогические основания.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Условием для полноценного развития в старшем дошкольном возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с детьми построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знаний того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития детей.

Также значимым условием психического развития, является использование потенциала игровой деятельности как эффективного средства формирования основных новообразований в данном возрасте и как средства осуществления преемственного развития от дошкольного к начальному школьному этапу.

Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимо у него сформировать психологическую и личностную готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.

Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Он рассматривал данное понятие как особое сочетание внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период.

Старший дошкольник выходит за пределы своего семейного мира и активно начинает взаимодействовать с миром взрослых людей. Причем мир взрослых так интересует ребенка, что он не может ограничиться только созерцанием, ему необходимо активно действовать в нем.

В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности, данное А.Н. Леонтьевым. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре. Ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Таким образом, характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований старшего дошкольного возраста:

- развитие мотивационно-потребностной сферы;

- преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;

- развитие идеального плана;

- развитие произвольности действий.

На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, то есть ведущее для всего процесса развития. Вокруг него располагаются частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам познавательного и личностного развития ребенка. Процессы, которые связаны с центральным новообразованием, Л.С Выготский назвал центральными линиями развития.

Благодаря реализации проекта обеспечиваются основные новообразования психического развития детей старшего дошкольного возраста. Они формируются по двум направлениям: личностное развитие и познавательное.

Основные новообразования личностного развития дошкольника

1. Важнейшим психологическим новообразованием, является соподчинение мотивов.

У детей формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др., зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др., возникает новый тип мотивации - иерархия мотивов. Ребенок в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо». Но это возможно не потому, что в данном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Исходя из моральной оценки поступка взрослых, дошкольник устанавливает связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием. На основе этого ребенок относит свои поступки к «хорошим» или «плохим».

3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать окружающих его людей, затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями и поступками других. К концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает осознавать свое место среди людей и свои переживания, у него формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху или неудаче в деятельности. Таким образом, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни и самосознанию.

4. Произвольность поведения и возникновение воли как способности к управлению поведением. В старшем дошкольном возрасте импульсивное и непосредственное поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами. Ребенок начинает контролировать свое поведение, сравнивая его с образцом, то есть возникает произвольное поведение. Появление воли связано с развитием целенаправленности действий, установлением отношения между целью и мотивом, возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий. На протяжении дошкольного возраста под влиянием взрослых ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. Но, хотя такое подчинение и возникает в дошкольный период, сформировано оно еще не полностью и требует подкрепления внешними обстоятельствами (в частности, присутствием взрослого).

Основные новообразования познавательного развития дошкольника.

1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника - развитие воображения. Дети старшего дошкольного возраста могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения, то есть появляется преднамеренное, произвольное воображение. В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться как репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической функции воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе.

2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам, характерным для учебной деятельности. Дети учатся выделять существенное в явлениях окружающей действительности, находить причины явления, делать выводы, устанавливать простейшие закономерности. Основа формирования общих умственных способностей дошкольника - наглядное моделирование, которое в наибольшей степени соответствует специфике наглядно-образного мышления. Усвоение средств и способов решения познавательной задачи меняет характер детского мышления. Но хотя модельно-образные формы мышления и достигают высокого уровня обобщенности, до конца дошкольного возраста они остаются, прежде всего, образными формами.

3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания н запоминания. Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов является память. Именно благодаря ей происходят все существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника. В целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память. Но постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей функции речи со становлением произвольных механизмов поведения в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность психических процессов. Сначала сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то начинает выделяться ребенком в игре, затем под влиянием взрослых при специальном обучении логическим приемам ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.

В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием - обобщением переживания, то есть меняется отношение ребенка к окружающему миру.

По мнению Л.И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными, появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.

Как считает Л.И. Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и не изменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.

В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:

1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;

2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.

Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6–7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».

Таким образом, перед современной психологией и педагогикой стоит задача разработки научных основ максимального использования всех видов деятельности для познавательного и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе.

Обоснование этапов и способов реализации проекта.

Этапы реализации проекта: 

1 этап: сентябрь 2020 год – подготовительный (констатирующий) : включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.

2 этап: октябрь-апрель 2020-2021 год – практический (формирующий): включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта

3 этап: май 2021 год – контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.

Содержание проекта: 

1 этап – подготовительный: сентябрь 2020 года.

Цель: сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействие индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев, наметить пути оказания коррекционной помощи детям с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе.

Задачи: 

• Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентного подхода;

• Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;

• Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;

• Определить уровень психологической готовности детей к школе;

• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для неготовых детей к школе (для детей с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе);

• Создать информационный банк по данной проблеме.

Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.

Мероприятия 

1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;

2. Подбор диагностического материала для детей.

Оформление уголков, папок-раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога»:

- Как преодолеть страх перед школой;

- Памятка родителям первоклассникам;

- 12 советов родителям будущих первоклассников.

3. Диагностика школьной готовности.

Методики:

1 - Методика «Последовательные картинки»

2 - Методика «10 слов»

3 - Методика «Графический диктант»

4 - Методика «Узор»

5 - Методика «Домик»

4. Составление программы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе (программа направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению).

5. Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе».

• Участие родителей в обсуждении перспектив проекта.

• Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».

6. Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей.

7. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе.

Описание первого этапа 

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды и папки-раскладушки для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей подготовительной группы. По ее результатам была сформирована коррекционная группа детей с низким и ниже среднего уровнем психологической готовности к школе.

Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Все участники образовательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность. Для них были разработаны консультации, рекомендации.

2 этап – практический: «Сотрудничество и поддержка» сроки октябрь-апрель 2020-2021 учебный год

Цель: обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в учебно-воспитательном процессе.

Задачи: 

• Включить всех участников проекта в планово-прогностическую и организационно-исполнительскую деятельность по освоению и решению проблемы школьной готовности;

• Развивать психофизиологические процессы (память, внимание, мышление, мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, пространственную ориентацию, сенсомоторику, навыки общения и речевую деятельность детей;

• Формировать у детей познавательную активность и учебную мотивацию;

• Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей;

• Организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе.

Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.

Предлагаемые формы включения в деятельность на практическом этапе проекта:

• круглый стол;

• теоретический, практический семинар;

• чтение художественной литературы детям по данной теме;

• педагогический тренинг;

• развивающие занятия с детьми;

• тесты.

Мероприятия:

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий (30 занятий).

2. Чтение детям серии сказок М. А. Панфилова «Лесная школа» (30 сказок).

3. Проведение семинара-практикума для педагогов ДОУ «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?». Советы психолога (памятка).

4. Оформление папок-раскладушек.

5. Проведение с детьми теста «Рисунок школы» (анализ результатов)

Описание второго этапа.

На втором этапе два раза в неделю проводились развивающие занятия с детьми коррекционной группы.

Педагоги подготовительной группы один раз в неделю знакомили детей со сказками М. А. Панфиловой «Лесная школа». Цикл сказок направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволит им легче адаптироваться к школе. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Через сказки происходит знакомство детей со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.

Затем с детьми подготовительной группы был проведен тест «Рисунок школы», который показал отношение детей к школе и выявил уровень школьной тревожности.

Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.

3 этап – контрольно-оценочный: «Анализ и перспективы» сроки – май 2021 год

Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи: 

• Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;

• Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;

• Обобщить опыт работы по реализации проекта;

• Определить перспективы дальнейшей деятельности.

Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы подготовки детей к школе, подбор ресурсов для преодоления рассогласования, определение дальнейших перспектив работы.

Мероприятия:

1. Повторная диагностика школьной готовности.

2. Сравнение диагностических данных в коррекционной подгруппе на начало и конец реализации проекта.

3. Мониторинг школьной готовности детей подготовительной и коррекционной подгруппы.

4. Родительское собрание в подготовительных группах «Волевая готовность».

5. Консультация для педагогов «Мониторинг готовности детей подготовительной группы к школе».

  

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь