Развитие речи в процессе психолого-педагогической реабилитации детей раннего возраста
Развитие речи в процессе психолого-педагогической реабилитации детей раннего возраста
Автор: Андреевская Наталья Владимировна
В раннем возрасте происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является одним из ведущих компонентов психологического и личностного развития ребенка.
Воспитателям группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать и пронизывать все режимные моменты.
В своей работе мы ежедневно поддерживаем стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевыми и речевыми средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, сопровождать речью игровые действия, побуждать к не ситуативному общению на близкие темы ребенку темы. В процессе общения у малышей быстро пополняется словарь (названиями растений, предметов питания, одежды и т.д) и мы побуждаем использовать их для обозначения предметов, их качеств, а в играх соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.
Проанализировав все это, организовали кружок «Говорим, играя», целью которого является развитие активной речи детей средствами малых форм фольклора.
Для реализации данной цели поставлены ряд задач: Знакомить детей с фольклором, учить выполнять с помощью слова различные действия и движения, с помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, постановку правильного дыхания, отрабатывать темп речи, развивать речевой слух.
В кружке «Говорим, играя» разработан перспективный план на год, где включены различные потешки, игры- забавы, пальчиковые игры, русские народные сказки. Кружковая работа проводиться раз в неделю, согласно перспективному планированию. При инсценировке русских народных сказок, чтение потешек, используются различные средства: настольный театр, маски для драматизаций, игрушки животных, цветные иллюстрации, как наглядность.
В процессе кружковой работы у детей не только развивается внимание, память, коммуникабельность, умение взаимодействовать друг с другом, но и обогащается лексический словарь и развивается связная речь. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и восприятие на эмоциональном уровне.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, а так же необходимо внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.