Чтение стихов об оживающей весенней природе
Чтение стихов об оживающей весенней природе
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Стихи обязательно должны входить в круг чтения детей, потому что любовь к стихам воспитывается с детства. И наиболее благоприятным для понимания поэзии стихотворной речи является возраст от 2 до 11 лет. Но чтобы стихи стали одним из любимых видов чтения, детям надо показать их прелесть, неповторимое и своеобразное восприятие жизни, переданное поэтом, которое не перескажешь своими словами.
Каждое стихотворение для первоначального чтения должно быть действительно красивым по форме, а по содержанию представлять собою маленькое чудо. Такие стихи о весне, как «Птичья школа» Бориса Захадера, «Одуванчик» Е. Благина представляют собой маленькое чудо.
И для чтения стихов можно выбрать время, чтобы это чудо стало для детей ощутимым, зримым, чтобы у них заблестели глаза от радости. Обязательно рисуем картинки к стихотворениям. Готовясь к чтению стихов педагог должен помнить, что только стихи мастеров поэзии и только в одухотворенном исполнении – вот что нужно детям.
После прочтения следует задать детям вопросы, объяснить понятия, слова, которые может просто надо уточнить. Например в чаще еловой (как прохладно в чаще еловой) и т.п.
На примере стихотворений «Птичья школа» и «Одуванчик» представляю как можно подойти к работе со стихами. Предваряя чтение, педагог говорит: Вот наступила весна. Прилетели птицы. Совьют они гнезда и выведут птенцов. – Но что потом? – Потом они начнут своих детей учить. Только вот как птицы будут учить птенцов – об этом можно рассказать по разному.
Послушайте как описал птичью учебу в своем стихотворении «Птичья школа» Борис Захадер.
На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия — с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь —
Птенцы!
Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель — Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
— Итак, друзья, начнем урок!
У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. —
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки…—
Второй урок — родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!
Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».
К доске пойдет, допустим, Чиж…
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
— «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл…
Но тут звонок раздался.
— Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка! —
Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».
Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.
Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!
А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!
Что интересно, необычно в этом стихотворении? Какие картинки к стихотворению можно нарисовать?
Это детский рисунок по содержанию текста стихотворения «Одуванчик». В помощь детям при изображении картинки предлагаются трафареты.