Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Ранняя профориентация дошкольников. Кукла "Скрипачка"

Дата публикации: 2022-10-16 14:49:45
Статью разместил(а):
Чистякова Татьяна Сергеевна

Ранняя профориентация дошкольников.

Паспорт авторской куклы «Скрипачка»

Автор: Конюшова Галина Владимировна

МАДОУ «Детский сад № 109», г. Череповец

 

Аннотация: Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребёнка и фундамент для формирования его профессиональных предпочтений. Очень важно формировать у дошкольника положительное отношение к труду и первичные представления о труде взрослых, развивать интерес к различным профессиям. 

 

Скрипачка – это музыкант, который исполняет музыку на скрипке.

Творческая работа представляет собой музыкальную вязаную куклу, полностью изготовленную своими руками из безопасных для детей материалов.

Скрипачка одета в платье розового цвета. Это цвет жизни, всего живого, он означает романтичность и доброту. Концертное платье дополняют бусы, которые придают очарование и элегантность. Кукла держит в руках скрипку и смычок. Она как будто дает нам понять, что сейчас мы услышим чарующие звуки скрипки (переключатель музыкального устройства находится с обратной стороны скрипки).

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиональной деятельности взрослых.

Задачи:

· знакомство детей дошкольного возраста с многообразием профессий, связанных с искусством;

· расширение кругозора детей, общей осведомленности об окружающем мире;

· формирование у детей элементарного опыта профессиональных действий;

· способствование ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста;

· воспитание уважения к труду взрослых.

Методическая ценность: дидактическую куклу можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе с детьми во всех образовательных областях.

Возраст детей: от 4 до 7 лет.

История возникновения.

Для многих людей музыка - это способ расслабиться и отдохнуть. Кто-то наслаждается только прослушиванием музыки, а кто-то получает удовольствие от процесса ее создания, превращая это в работу. Профессия "музыкант" настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Если рассматривать профессию в целом, то она появилась довольно давно. Но только с XVI  века начала расти ее популярность. А XVII век и вовсе вывел музыкантов, умеющих играть на скрипке на более высокий уровень популярности.  

Интересные факты о профессии.

· Точная дата рождения скрипки не известна. Приблизительное время возникновения - конец 15 или начало 16 века.

· Скрипка - абсолютно совершенный инструмент. Внешне он повторяет очертания человека. Для создания скрипки требуется собрать воедино более 70 деталей из разных пород дерева. Большое значение мастера придавали лаку для покрытия инструмента. От его качества зависит долголетие скрипки и сохранность её голоса. Состав лака хранился мастером в строжайшем секрете.

· Самая дорогая скрипка в мире была создана в 18 веке Джузеппе Гварнери. В 2010 году на аукционе в Чикаго ее приобрели за 18 миллионов долларов.

· Звук на скрипке извлекается смычком, которым ведут по струне. На скрипичный смычок натянуто до 200 волосков из конского хвоста. До 1750 года в Италии для скрипичных струн использовали овечьи кишки.

· В симфоническом оркестре скрипок больше, чем любых других инструментов - 30 скрипок.

· Мало кто знает, что создатель теории относительности и дедушка атомной бомбы - физик Альберт Эйнштейн, виртуозно играл на скрипке.

· Около 170 калорий в час расходуется музыкантом во время игры на скрипке. В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.

· Если заиграть на скрипке перед пауком, то он вылезет из своего укрытия, но уж конечно не для того чтобы послушать музыку. От звуков скрипки паутина начинает колебаться и паук думает, что попалась добыча!

· Самым выдающимся скрипачом в истории считается итальянец Никколо Паганини. Паганини был настоящим гением скрипки, никто из современников не мог даже близко повторить его манеру игры, ту легкость, с которой он исполнял сложнейшие пассажи с непогрешимой точностью. Игра Паганини оказывала на публику почти гипнотическое воздействие.  

· Известно, что Страдивари изготовил около 1000 скрипок за свою жизнь и каждой из них дал свое имя. До наших дней сохранилось приблизительно 500 его творений.

· Самые лучшие и, как следствие, самые дорогие струны для скрипок делают из бараньих кишок.

·  Легенда гласит, что секрет загадочной улыбки Моны Лизы объясняется тем, что натурщица слушала игру на скрипке, пока ее писал великий художник.

Люди данной профессии работают:

· в оркестрах музыкальных театров (оперы и балета, театра оперетты, детского музыкального театра);

· в филармонии выступают сольно;

· преподавателями в музыкальных школах, музыкальных училищах, школах искусств, в сфере дополнительного образования: в вокальных студиях, различных центрах для детей, в центрах по работе с детьми с особенностями развития;

· сотрудничают с мастерами, создающими инструменты-скрипки;

· работают консультантами в музыкальном магазине;

· играют в ресторанах и кафе.

Форменная одежда (описание).

Единого эталона для создания художественно-выразительного образа  для скрипачки нет - это процесс творческий. Но требования к нему есть:

- сценический костюм должен соответствовать эстетическим требованиям, манере и харизме исполнителя;

- помогать раскрытию художественного образа произведения;

- соответствовать возрасту музыканта.

Материал и орудия для труда: Скрипка, смычок, футляр для переноски инструмента, канифоль для скрипки,  ноты, пюпитр (подставка для нот), библиотека специальной литературы, помещение для занятий и репетиций, сцена.                  

Трудовые действия.

Профессия скрипачки подразумевает преимущественно интеллектуальный, творческий, физический труд. Она играет на скрипке, вкладывает душу и эмоции, при необходимости может заменить дирижера.

Личностные качества:

· любовь к музыке;

· абсолютный музыкальный слух;

· отличная память;

· артистичность;

· моральная и физическая выносливость;

· дисциплинированность;

· упорство;

· трудолюбие.

Результат труда: доставить слушателям радость и эстетическое удовольствие при слушании исполняемой скрипачкой музыки.

Польза труда для общества.

Сложно представить нашу жизнь без музыки. Она вдохновляет, иногда бодрит, а иногда навевает грустные воспоминания. С одной стороны, музыка -это развлечение, а с другой - оружие, способное управлять не только настроениями, но и идеями большого количества людей.

Ознакомление детей с данной профессией по всем возрастам с усложнением работы.

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации.

Основная сложность работы по ознакомлению детей младшего возраста с  профессиями, связанными с музыкой, заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, а в этом возрасте детям пока свойственно  подражание, имитация трудовым действиям взрослым.

Знакомство с профессией музыканта – скрипачки  более доступно для детей среднего и старшего возраста. Для детей среднего возраста данная кукла-скрипачка  может быть использована в качестве сюрпризного момента, игровой ситуации в НОД, развлечениях, использована в музыкально-театрализованной деятельности.

На данном возрастном этапе используются самые простые формы: беседы, беседы по картинкам, чтение художественной литературы, дидактические игры «Третий лишний», «Собери картинку», «Какой инструмент звучит?», музыкальные пальчиковые игры, загадки.

Для детей старшего дошкольного возраста знакомство с профессией музыканта-скрипачки усложняется.

Детям уже доступно знакомство со струнным музыкальным инструментом – скрипкой, историей его происхождения, звучанием, устройством, решение  проблемных ситуаций, изучение энциклопедий, экспериментирование с различными материалами.   Такая интеграция различных образовательных областей, использование разнообразных методов и приемов в старшем дошкольном возрасте уже перерастает в проект, способствующий формированию и систематизации знаний о труде скрипачки. 

На данном возрастном этапе используется системный подход по ранней профориентации дошкольников с использованием современных технологий (мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, видеоролики), здоровьесберегающих (музыкотерапия) и игровых технологий (музыкальные и дидактические игры).

Дети старшего дошкольного возраста уже могут быть помощниками педагога и родителей  в создании методических пособий: лэпбуков, мнемотаблиц, мнемодорожек, кроссвордов, схем и алгоритмов.

Изучение особенностей профессии скрипачки  в старшем возрасте эффективно через приемы: «погружение в профессию», экскурсии в музыкальную школу, посещение концертов, встречи с профессионалами, мастер-классы.

Музыкальные занятия в детском саду занимают особое место в ранней профориентации детей в профессиях, связанных с музыкой, в том числе  в профессии скрипачки. Дети знакомятся с музыкальным инструментом (скрипкой), с известными скрипачами истории и современности.

Они с удовольствием слушают старинную и современную  музыку. Обсуждают произведения И.С. Баха, А.Вивальди, музыку В.А. Моцарта, Ф.Шуберта, А.Вивальди «Времена года», И.Штрауса «Полька-пиццикато, Ж.Массе «Элегия», Н. Паганини «Концерт №2 для скрипки с оркестром», П.И. Чайковский «Первый концерт для скрипки с оркестром».

Для качественного и успешного ознакомления дошкольников с профессией скрипачки важно создать развивающую предметно - пространственную  среду, которая способствует и позволяет педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с данной профессией.

В оформленном в групповой комнате уголке профессий могут быть энциклопедии, книжки, иллюстрации, дидактические игры, фотоматериалы, лэпбуки, схемы, портреты музыкантов, фонотека с записями лучших образцов скрипичной музыки.

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная  среда поможет углубить практические знания дошкольников, выявить их интересы, склонности и развить интерес к профессии скрипачки.

Активными участниками и помощниками педагогов в ознакомлении детей с миром профессий музыкантов являются родители. Эффективны такие формы взаимодействия родителей с детьми: совместное посещение концертов, театров, организация семейных концертов, слушание музыки, совместные игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические игры.

Важным принципом работы  по ранней профориентации дошкольников является принцип регионального компонента.

Посещение дней открытых дверей в детских школах искусств г. Череповца – это возможность приоткрыть детям завесу в волшебный мир искусства. А совместное посещение концертов Череповецкого Городского филармонического собрания, городского симфонического оркестра под руководством В.В. Голубевой – это знакомство с особенностями профессии музыканта-скрипача  в г. Череповец.

Именно папы и мамы в первую очередь могут «заразить» ребенка любовью к музыке. Тесное сотрудничество педагогов и родителей является самым действенным помощником в формировании ранней профориентации детей  дошкольного возраста.

Вывод: Проводимая работа по ранней профориентации с использованием  дидактической куклы «Скрипачки» позволит ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что труд музыканта-скрипачки является важным, нужным и значимым в жизни человека.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь