Практикум "Как организовать мастер-класс"
Практикум "Как организовать мастер-класс"
Авторы: Епишина О.К. Шаравина Ю.В.
1. Практикум «Как организовать мастер-класс»
1.1. Мастер-класс — один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде.
1.2. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии.
1.3. Ведущим (автором) мастер-класса является педагог-мастер —высококвалифицированный педагогический работник, владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным
стилем педагогической деятельности, достигший высоких результатов в сфере своей профессиональной деятельности.
1.4. Педагог-мастер несет ответственность за достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер-класса.
2. Цели, задачи и ожидаемые результаты мастер-класса.
Целью мастер-класса является:
2.1. Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачами мастер-класса являются:
2.2. Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
2.3. Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
2.4. Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;
2.5. Популяризация его инновационных идей, авторских находок;
2.6. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.
Ожидаемые результаты мастер-класса (безотносительно к его конкретному содержанию) могут включать в себя:
2.7. Понимание его участниками сути авторской системы педагога-мастера;
2.8. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
2.9. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
2.10. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
2.11. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
3. Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса.
3.1. Изложение концептуальных основ собственной системы работы (актуальность, основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности, его новизна, важнейшие результаты).
3.2. Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагога-мастера:
- рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера;
- характеристика обучающихся;
- ознакомление участников мастер-класса с основными приемами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться.
3.3. Прямой комментированный показ в действии приемов и методов работы педагога-мастера в форме:
- открытого занятия с участием обучающихся;
- практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.
3.4. Рефлексия:
- самоанализ проведенного занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером;
- вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т. п.);
- общая дискуссия;
- заключительное слово педагога-мастера.
3.5. Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта.
4. Организация мастер-класса.
4.1. Мастер-класс может проводиться как на уровне учреждения — для сотрудников ДОУ, так и на городском уровне — для педагогов других образовательных учреждений.
4.2. Мастер-класс может проводиться как отдельное (разовое) мероприятие, так и в виде серии мероприятий, объединенных одной темой.
4.3. Мастер-класс городского уровня проводится, как правило, вне основной сетки часов педагога-мастера и оплачивается по представлению руководителя образовательного учреждения.
4.4. Участие педагогических работников в проведении мастер-классов учитывается при аттестации.
Памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса
1. Этап подготовки.
1.1. Приглашение на мастер-класс в различных формах:
· интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;
· текстовые формы — листовки, буклеты, объявления, афиши;
· личные контакты — устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.
1.2. Структура объявления о мастер-классе:
· Ф.И.О. автора;
· сведения об авторе;
· фото;
· тема мастер-класса;
· аннотация мастер-класса;
· кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;
· дата проведения мероприятия;
· адрес ДОУ;
· примерная продолжительность;
· контактный телефон, электронный адрес.
1.3. Подготовка помещения:
· посадочные места, а также столы или планшеты; ковер (в случае ролевых игр, специальных упражнений и т.п.);
· технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.);
· оборудование в зависимости от профиля — станки, мольберты, плита, спортивные снаряды и т.п.; расходные материалы;
· канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры и т.п.; напитки — минеральная вода, чай, кофе и т.п.
1.4. Регистрация участников:
· лист регистрации участников;
· ответственные за регистрацию.
1.5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:
· информационная справка о мастер-классе;
· методические рекомендации по применению представляемой технологии;
· дидактические материалы — схемы, выкройки, чертежи, фотографии и другие материалы по усмотрению педагога-мастера.
1.6. План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации). План-конспект имеет следующую структуру:
· тема;
· цель и задачи мастер-класса;
· ожидаемые результаты;
· ход мастер-класса; методы и приемы;
· дидактические материалы;
· список литературы.
2. Этап реализации
2.1. Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность).
2.2. Информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.
2.3. Постановка целей и задач мастер-класса.
2.4. Активизация деятельности его участников (тренинг, разминка и т.п.).
2.5. Представление опыта педагога-мастера как системы путем прямого комментированного показа в действии основных приемов и методов его работы с использованием тех или иных форм:
· элементов открытого занятия с участием обучающихся;
· практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
· ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.
2.6. Индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости).
2.7. Осуществление видеозаписи (или фотографирование) мастер-класса.
3. Этап рефлексии.
3.1. Самоанализ педагогом-мастером проведенного мастер-класса.
3.2. Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т.п.).
3.3. Общая дискуссия.
3.4. Заключительное слово педагога-мастера
3.5. Опрос участников мастер-класса (анкетирование).
3.6. Заполнение книги отзывов.
Для наиболее заинтересованных участников мастер-класса:
· Возможность ознакомиться с образовательной программой.
· Консультации педагога-мастера.
· Форум на сайте.
· Видеозапись мастер-класса.
· Возможность пригласить педагога-мастера в свое ДОУ, где внедряется его методика, с целью получения профессиональной помощи.