Проект в старшей группе ДОУ "Путешествие по народным традициям"
Проект в старшей группе ДОУ "Путешествие по народным традициям"
Автор: Белошапкина Елена Павловна
Вид: творческо-информационный, фронтальный.
Продолжительность: 2 недели.
Участники: дети старшей группы, воспитатель группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, оодители (законные представители), соц. партнеры (сотрудники библиотеки, музея, ансамбль ложкарей «Радугу» Боготольского совета ветерана).
Актуальность: Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (п.1.6. ФГОС ДО).
Согласно п.2.6. ФГОС ДО содержание психолого-педагогической работы с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя решение такой задачи, как формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); восприятие музыки, художественной литературы, фольклора…
В результате беседы и наблюдения выявлено, что у 22% детей недостаточно знаний о русской народной культуре, традициях и обычаях.
Проблема: В МБДОУ в старшей группе у детей недостаточно знаний о культурном наследии русского народа.
Цель: Создание мини-музея «Народная игрушка» в группе МБДОУ для расширения представлений о культурном наследии русского народа детей старшей группы.
Задачи:
Для воспитанников:
- Образовательные: Формировать знания и представления детей о культуре русского народа; познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов; показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
- Развивающие: развивать у детей интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм.
- Воспитательные: воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
Для родителей: Обеспечивать преемственность в воспитании ребенка в дошкольном учреждении и в семье; привлекать родителей к совместной творческой деятельности с детьми и педагогами.
Для педагогов: Совершенствовать профессиональный уровень педагогов, рост творческой активности педагогов; создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников; укреплять связи ДОУ с семьей.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформировалось представление о культуре русского народа;
- дети познакомились с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов, с красотой русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, с устройством русской избы, с народном фольклором;
- у дошкольников сформулировалось чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций;
- у детей появился интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
- у родителей появился интерес к совместной творческой деятельности с детьми и педагогами;
- у педагогов, повысился профессиональный рост творческой активности, укрепились связи ДОУ с семьями.
Основные этапы:
1 этап – подготовительный:
- изучение методической литературы;
- определение актуальности, проблемы, цели;
- разработка перспективного плана работы с детьми, родителями;
- составление плана реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического, наглядно-демонстрационного материалов; методических пособий, фотографий по тематике,
подбор музыкальных произведений, литературных произведений.
2 этап – основной.
Работа с родителями:
Образовательные ситуации, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность, дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы, драматизация сказок, беседы, просмотр альбомов по данной теме, мультфильмов, продуктивная деятельность.
Анкетирование: «Приобщение детей к истокам русской культуры».
Консультации: «Народные традиции в воспитании детей», «Знакомство детей с хохломской росписью», «Русские народные праздники», «Народные подвижные игры», «Как приобщить ребёнка к русской культуре».
Создание мини-музея «Народные игрушки своими руками».
Семинар-практикум для родителей «Сказка глазами детей и взрослых»
Работа с детьми:
Разделы работы |
Основное содержание |
Образовательная деятельность |
Познавательное развитие (ФЦКМ): (Презентация) Беседа: «Традиции о обычаи русского народа» Художественно-эстетическое развитие (Рисование). «Веселые матрёшки» Речевое развитие. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Познавательное развитие (ФЭМП). «Количество и счёт» Художественно-эстетическое развитие. (Рисование декоративное) «Гжель-сказочная роспись» Речевое развитие. «Русские народные сказки из волшебного сундучка» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность. «В гости к русским мастерам» «Русская красавица» Познавательное развитие (ФЦКМ): (Презентация) Беседа: «В гости к русским мастерам» Художественно-эстетическое развитие (Рисование). «Укрась народный костюм» Речевое развитие. Пересказ сказки «Ай, да Маслиница» Познавательное развитие (ФЭМП). «Число 9. Цифра 9.» Художественно-эстетическое развитие. (Рисование декоративное) «Городец на кухонной доске» Речевое развитие. «Русская изба» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность. «Кукла-оберег» Художественно-эстетическое развитие (Лепка) «Дымковский конь» |
Совместная деятельность |
|
Беседы |
«Из чего делали русские игрушки?»; «Куклы – обереги»; «История русской матрёшки»; «Лапти»; «Русская изба»; «Русские народные музыкальные инструменты»; «О русском народном костюме». |
Игровая деятельность |
Дидактические игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Обведи и раскрась», «Герои русских былин», «Расположи картинки в нужном порядке», «Скажи ласково», «Бывает не бывает», «Верни героя в сказку», «Собери сказку». Народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Горелки», «Золотые ворота», «Гори-гори ясно», «Это я», «Пирог». Сюжетно ролевые игры: «Мы встречаем гостей – угощаем их блинами» «Ждём гостей» «На праздничной ярмарке» Пальчиковые игры: «Сказки», «Пальчики», «Солнышко», «Петушок», «Матрёшка». Инсценировка: «Курочка ряба», «Репка», «Пых». |
Художественное творчество |
Конструирование: «Русская изба» (конструктор) «Народная кукла» (шерстяные нитки) «Птица» (оригами) |
Чтение художественной литературы |
Русский фольклор: «Ранним-рано поутру ...» «Грачи-киричи» «Ласточка-ласточка ...» «Дождик, дождик, веселей ...» «По дубочку постучишь» Русские народные сказки: «Царевна-лягушка» «Сивка-бурка» «Каша из топора» «Иван царевич и серый волк» «Хаврошечка» «Жихарка» |
Взаимодействие с семьей |
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь». Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции». Приобщение детей к семейным традициям |
3 этап – заключительный:
- Выставка творческих работ.
- Создание тематических папок.
- Создание мини- музея «Народная игрушка».
Итоговое мероприятие: Викторина в библиотеке «Русские народные сказки».
Анализ проведенной работы:
Создан мини-музей «Народная игрушка» в старшей группе МБДОУ для расширения представлений о культурном наследии русского народа детей старшей группы.
У детей с формулировалось представление о культуре русского народа, познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов. Дети познакомились с традициями русских народных праздников через устное народное творчество, стали интересоваться русским народным фольклором, обогатили свой словарь поговорками и пословицами. У детей повысился интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к декоративной росписи, к русским народным подвижным играм. Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они воодушевленно участвовали в проекте; изучали народные традиции через наглядную информацию. Изготавливали народную игрушку, пекли пироги, блины. У педагогов, повысился профессиональный рост творческой активности. Укрепились связи ДОУ с семьями.