Формирование физического здоровья дошкольников посредством горизонтального пластического балета
Формирование физического здоровья дошкольников посредством горизонтального пластического балета
Автор: Елена
Проблема физического здоровья детей дошкольного возраста на сегодняшний день остается актуальной, в основном это связанно чаще всего с недостаточностью двигательного развития. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители очень увлекаются интеллектуальным развитием ребенка (компьютерные игры). Именно поэтому у детей наблюдается нарушение осанки.
В связи с тревожной тенденцией ослабления здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ. Система физического воспитания в детском саду позволяет повысить интерес к физическим занятиям и стимулировать их двигательную активность без ущерба для здоровья. Без сомнения, большая нагрузка физического развития приходится на регулярные традиционные физкультурные занятия. Однако острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.
Для решения данной проблемы мною было решено разработать систему дополнительной деятельности по направлению «Физическое развитие» для детей дошкольного возраста в рамках кружка «Улыбка». Для организации и проведения работы за основу была взята педагогическая технология «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н.Н. Ефименко. Ключевыми позициями данной технологии является строгое следование законам природы и всеобъемлющей игровой метод.
Горизонтальный пластический балет – это новая система физического воспитания, спортивной тренировки коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей. Стиль работы оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя программу горизонтально-пластического балета, занимающиеся как бы погружаются в особый мир движений, музыки, образов, порождающих соответствующие ассоциации.
Новизна данной физкультурно-оздоровительной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления. Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Применение в физкультурно-образовательной работе ДОУ методике горизонтального пластического балета гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является профилактикой нарушения осанки.
Методика этой технологии заключается в том что все упражнения выполняются в лежачее-горизонтальных позах (упражнения в положении лежа на спине, на животе, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях). Не исключаются движения и в положении стоя. Таким образом в этой форме работы акценты переносятся с традиционных танцевально-оздоровительных движений – в горизонтальный, четырехопорный вектор, относительно медленный, плавный стиль движений под музыку. В горизонтально-пластическом балете естественная красота движений, изящество, законченность, выразительность. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, которая позволяет тренировать тело, развивать интеллект и формировать у детей необходимые духовные качества. Суть данной программы заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи движений, их рисунка показывают окружающий нас мир.
Кружковая деятельность проводится каждый вторник во второй половине дня с детьми средней группы детского сада в количестве 6 человек (3 девочки, 3 мальчика).
Одно из занятий в рамках кружковой деятельности по теме: «Зимушка – зима, путешествие блестящих льдинок».
Музыкальное сопровождение: сочетание релаксационной музыки с мелодиями на новогодне – рождественскую тематику.
Инструктор с детьми располагаются на ковровом покрытии в форме круга (мальчики – слева, девочки – справа) головой к центру, закрывают глаза и расслабляются. Звучит тихая, спокойная музыка.
Инструктор: Как то зимой начал таять снежок. С крыши стекали капли водички – вскоре они замерзли. Образовались длинные сосульки. Сейчас они свисают над окном домика, как хрустальные палочки, и отдыхают.
Упражнение 1. Гравитационная разгрузка (ГР) позвоночника «Сон хрустальных палочек»: из и.п, лежа на спине, голова в среднем положении, руки опущены вдоль туловища, ладонями вниз, ноги немного разведены: релаксационная поза, гравитационная разгрузка позвоночника и снижение психического возбуждения.
Инструктор: Когда утром взошло солнышко, прозрачные сосульки стали медленно просыпаться, двигая своими головками.
Упражнение 2. «Утреннее пробуждение»: из и.п. лежа на спине сначала дети выполняют медленные танцующие движения головой. Шеей в разных направлениях (наклоны вперед, повороты в стороны), затем плавно задействуются плечевой пояс и руки (движения вперед, вверх), а в конце – ноги, которые дети, обхватив руками, поочередно сгибают в коленях до груди.
Инструктор: Они тянулись к солнышку и любили играть с его сияющими лучами.
Упражнение 3. «Солнечные лучики»: из и.п. лежа на животе, руки согнуты под грудью, ноги выпрямлены, медленно поднимаем голову вверх, сопровождая это упражнение свободным волнообразными последовательными движениями рук (плечевого пояса).
Инструктор: Им очень нравилось наблюдать за белой тучкой, которая проплывала по небу, будто кораблик с парусами.
Упражнение 4. «Облачко – кораблик»: из и.п. лежа на животе с опорой на предплечья согнутых в локтях рук дети поочередно медленно сгибают ноги, пытаясь оттягивать при этом носочки.
Инструктор: Лишь неугомонный ветерок не давал блестящим сосулькам ни минуты покоя. Он колыхал их в разные стороны под свои мелодичные напевы.
Упражнение 5. «Неугомонный ветерок»: из и.п. лежа на спине грациозно переворачиваемся в положение на живот (сначала – в одну, затем – в другую сторону).
Инструктор: И вот наши сосульки разбились на маленькие льдинки, и, как искорки, рассыпались прямо в ручеек. Водичка подхватила их и понесла за собой.
Упражнение 6. «Льдинки – искорки»: грациозно ползаем на низких четвереньках по горизонтальной поверхности (полу, застеленному кавролином) вперед – назад.
Инструктор: Ой! Посмотрите, здесь кто-то плавает под водой! И, заглянув в озеро, наши крохи – льдинки увидели серебристых рыбок.
Упражнение 7. «Серебристые рыбки»: из и.п. на средних четвереньках пластично сгибаем – разгибаем руки.
Инструктор: И вдруг волна занесла льдинки на берег, и они оказались на прекрасной зимней полянке. Удобно расположившись на пушистом снежке, они стали сверкать, словно яркие звездочки на небе.
Упражнение 8. «Яркие звездочки»: из и.п. сидя в позе группировки, упор руками сзади, - разные медленные движения головой, плечевым поясом, туловищем.
Инструктор: Посмотрите, как много снега намела зимушка-зима! Хрупкие снежинки, танцуя, плавно спускаются с неба и надевают белые шапки милым льдинкам.
Упражнение 9. «Плавный танец»: танцевальные развороты на месте на низких коленях с опорой на руки вправо – влево.
Инструктор: На прощание бабушка Зима устроила всем хрустальный праздник. Грациозные льдинки танцевали, радуясь снегу, облаку-кораблику и солнышку, а морозец нежно пощипывал им щечки.
Упражнение 10. «Хрустальный праздник»: из и.п. на низких коленях грациозно переходим в позу на средних коленях, а затем - на высоких коленях, возвращаемся в исходное положение в обратной последовательности.
Инструктор: Вот такое получилось зимнее путешествие. Молодцы, мальчики и девочки! Вы были по – настоящему блестящими льдинками.
В своей работе я использую не только авторские сказки, но и придумываем совместно с детьми собственные. Хочется отметить, что результаты моей работы очевидны, дети, посещающие кружок «Улыбка» стали более гибкими, подвижными, уверенными в своих двигательных навыках. Результаты мониторинга индивидуальных достижений воспитанников показывают заметное повышение уровня их физической подготовленности.