Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Дата публикации: 2018-03-30 21:00:07
Статью разместил(а):
Титаренко Мария Николаевна

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Автор: Титаренко Мария Николаевна

МБДОУ "Д/с №34 "Ромашка", х. Ленина,  Аксайского района Ростовской области

 

Дети раннего возраста деятельные, любопытные, искренние. От маленьких детей к взрослому идут волны умиротворения и доброжелательности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего- обеспечение внутреннего эмоционального благополучия малыша.

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Это первый опыт коллективного общения, новых людей, новой обстановки. Не все это дети принимают без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие перед входом в группу начинают капризничать и плакать, а вечером не хотят идти домой. каждый малыш реагирует индивидуально.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое развитие. Резкое изменение жизни малыша, новое помещение, игрушки, правила жизни- это эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем МБДОУ д/с №34 «Ромашка» функционируют 6 групп,1 из которых-группы раннего возраста детей с 2-3 лет, поэтому вопрос адаптации к ДОУ для нас особенно актуален..

Вся работа проводиться в три этапа:

1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:-характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей)

оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений)

оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации)

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую работу с родителями. Основная задача здесь-не просто проинформировать об особенностях протекания адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

2. Второй этап включает в себя психопрофелактическую и коррекционно-развивающию работу, направленную на снятия проблем, возникающих в начальном периоде адаптации  детей к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная)-по окончанию периода адаптации и повторное анкетирование родителей.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка.

По итогам заключения и по наблюдению воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Самым эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя. Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения. Для сенсорной адаптации ребенка к детскому саду должно быть обеспечено накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых впечатлений в процессе специальных игр-занятий и в повседневной жизни. Ребенок знакомится с пространством детского сада и «обживает» его: приносит в детский сад любимую домашнюю игрушку; сам выбирает картинки для маркировки своего шкафчика, кроватки и полотенца; наполняет новое пространство результатами своего художественного творчества (рисунками, раскрасками, пластилиновыми фигурками и др.). Мы помогаем ребенку найти яркие зрительные ориентиры для более быстрой ориентировки в новом окружении. Это могут быть народные игрушки (и другие предметы декоративно-прикладного искусства, картины, аранжировки, шторы, (подвесные конструкции) и другие красивые предметы, местонахождение которых не меняется в период адаптации. Для ребенка эти запоминающиеся предметы выступают не только зрительными ориентирами, но и своеобразными «островками стабильности». Мы вовлекаем ребенка в активный выбор этих предметов среди ряда других (например, в мини-музее детского сада, в коробке с игрушками) и поиск для них подходящего места в обживаемом пространстве. Это помогает педагогу на следующий день в момент прихода малыша в детский сад вовлечь его в совместную «проверку окружения» и тем самым смягчить момент расставания с родными. Воспитатель приглашает ребенка пойти и вместе проверить, на месте ли находится петушок, «проснулась» ли лошадка, «не улетела» ли бабочка и т. д. В пространстве группы можно обустроить «заветные места», где ребенок будет обнаруживать сам себя, например, оформить полочку или маленький стендик (достаточно фоторамки) с использованием фото ребенка. Здесь же размещаются и работы ребенка, которые он выполнял совместно с воспитателем или другими детьми в течение дня. Для успешной адаптации ребенка к окружающему пространству важно, чтобы в начальный период посещения детского сада пространство было стабильным, иначе ребенку сложно будет к нему привыкнуть и начать ориентироваться. В последующем педагог вовлекает детей в преобразование бытового и образовательного пространства (новый способ расстановки стульев, ширм, образовательных и игровых центров; иной вариант конструкции из напольного строительного материала). Такой подход, с одной стороны, отвечает заявленным принципам, а с другой — соответствует творческому стилю адаптации. Отсутствие родных и близких людей. Мы советуем родителям принести в детский сад семейный альбом для его размещения в шкафчике ребенка. Если ребенку будет грустно, педагог утешит его напоминанием о том, что мама (папа, бабушка и другие родственники) любят малыша, днем они работают и вечером за ним придут, вот их фотографии. В первые недели адаптации все творческие работы детей передаются родителям (или другим взрослым, законным представителям родителей). Тем самым «память» о новом пространстве приносится домой для установления незримого контакта «детский сад — семья». Возводится своеобразный мостик: дома ребенок, глядя на свои творения, начинает вспоминать о детском саде, а в детском саду он всегда может посмотреть фотографии любимых людей, полистать свою домашнюю книжку с картинками, поиграть с куклой или даже положить ее под подушку. Для упрочения такого мостика можно предложить родителям создать в сотворчестве с ребенком какую-то интересную работу (аппликацию, коллаж из природного материала, чтобы он мог ее рассматривать, находясь в детском саду. Яркое доказательство постоянного (хоть и неощутимого в данный момент) присутствия мамы в жизни ребенка — силуэт ее ладошки, к которой он в любой момент может прикоснуться — положить на «мамину руку» свою ручку. Педагог — новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким». В первые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми по преимуществу в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Здоровый ребенок готов к расширению контактов, открыт для общения с миром. Яркие краски, гармоничные формы и звуки, ритм орнаментов и мелодий, литературные герои и сюжеты привлекают ребенка своей красотой. И он охотно обращается к педагогу с просьбой еще порисовать, полепить, послушать, почитать… Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе.

По окончанию второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики.

Анализ работы ДОУ показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации к условиям детского сада.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь