Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование ТРИЗ в развитии творческих способностей дошкольника

Дата публикации: 2018-04-09 15:34:55
Статью разместил(а):
Трандина Ольга Юрьевна

Использование технологии ТРИЗ в развитии творческих способностей дошкольника

Автор: Трандина Ольга Юрьевна

ГБОУ "Школа № 2098"

 

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообщше, в любой области творчества. Ещё ТРИЗ называют общей теорией творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления отдругих видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам.увеличить эффективность

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить эффективность творческого процесса в различных видах деятельности.

Дошкольное детство – это особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах психики (когнетивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающей в той или иной ситуации жизни ребёнка (креативность). Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) успешно помогает развивать у дошкольника изобретательскую смекалку, творческое воображение, нестандартное мышление.

Цели ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитать у детей качества творческой личности, способность понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

В настоящее время воспитательный и образовательный процессы невозможно представить без использования современных технологий, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельный.

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Решение современных задач всё больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть проблему в целом. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Именно поэтому я заинтересовалась  методикой  ТРИЗ  и  стала активно пользоваться ею как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Я работаю по программе  «Истоки» и стараюсь комплексно изучать с детьми темы программы, и на эти темы «нанизывать» элементы технологии ТРИЗ.

 Цель моих занятий с использований элементов ТРИЗ – дать детям комплексный подход к решению любых возникающих проблем, научить мыслить системно, выделять противоречивые свойства объекта или явлений (как хорошие, так и плохие), научить находить выход из сложной жизненной ситуации.   Занимаясь ТРИЗ  я ставила перед собой следующие задачи:  

·        Учить создавать новые оригинальные идеи.

·        Видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях.

·        Формулировать противоречия и создавать новые смысловые связи.

·        Комбинировать части в целое, в том числе различных объектов.

·        Проводить аналогии между разными предметами и находить общее и различное у предметов.

·        Улучшать запоминание и вспоминание.

Для этого необходимо учитывать следующие дидактические принципы:

1 Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем децйствии ребёнку предоставляется свобода выбора.

2 Принцип открытости – предоставлять ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условия творческого задания закладывать разные варианты решения.

3 Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

4 принцип обратной связи – воспитатель регулярно контролирует процесс освоения мыслительных операций, так как в новых заданиях есть элементыпредыдущих.

5принцип идеальности – творческие задания не т ребуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности ТРИЗ.

Для  занятий по технологии ТРИЗ в детских садах пока официально не запланировано специальное время. Это немного осложняет ситуацию, но для меня не является достаточной  причиной, чтобы занятия не проводить. Я планирую занятия  так:

·        Встроенные в официальную программу  занятия по тематике ТРИЗ.

·        Одно занятие – один приём ТРИЗ

·        Одно занятие – одна тема по ТРИЗ

·        Одно занятие – две, три игры по ТРИЗ

·        Использование тризовских подходов непосредственно в процессе обучения тогда, когда это оказывается удобным.

·        Каждый день перед занятием «интеллектуальная разминка» (решение 2-3 задач по тематике).                       

Каждый день  работы с детьми  - поиск. Стараюсь не раскрывать детям истину, а учить её находить. Если ребёнок задал вопрос, я спрашиваю, а что он сам об этом думает? Предлагаю порассуждать и наводящими вопросами подвожу к тому, что о сам находит ответ.

 Работу с использованием ТРИЗ по развитию креативных способностей я условно разделяю на следующие этапы:

1 этап. Научить ребёнка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают. Развить системное мышление. Учить находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений. Для этого подходит игра «Хорошо-плохо» - дети выбирают объект и находят положительные и отрицательные качества данного объекта. В дальнейшем дети находят противоречивые свойства в объектах, имеющих социальную значимость. занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Я подвожу ребёнка к проблеме многофункционального использования объекта.

2 этап. Научить ребёнка изобретать предметы с новыми свойствами и качествами, используя метод фокального изменения объекта. Дети учатся видоизменять объект, наделяя его необычными свойствами. Учатся рассматривать объекты или явления с необычной стороны. Это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении.  Когда что-то в нём хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Это разрешение противоречий. Для таких упражнений существует целая система игровых и сказочных задач.

3 этап. Решать сказочные задачи  и придумывать новые сказки. Разрешать проблемы по спасению сказочных героев, изменяя сюжет сказки. Главное при решении сказочной задачи – не изменить или минимально изменить сюжет сказки. Это этап изобретательства, основная задача которого научить детей искать и находить своё решение. Изобретательство выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

4 этап. Учить ребёнка находить выход из любой сложной ситуации используя метод «Мозгового штурма», который определяет следующие цели: учить ребёнка генерировать иди, научить детей смело высказывать свои идеи «на людях»,  научить детей фантазировать, говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение. Ребёнок учится находить выход из любой ситуации, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем.

Проводя упражнения  по ТРИЗ, я готовлюсь к каждому занятию с максимальной серьёзностью, стремлюсь к созданию атмосферы свободной беседы, не давлю авторитетом, не перебиваю детей.

 Чаще восхищаюсь ответами и, при необходимости повторяю ответ ребёнка, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях у меня раскованная обстановка и высокая активность детей т.к. такие занятия раскрепощают малоактивных детей, потому что поощряется любой, даже самый невероятный ответ. Я никогда не высказываю решение сама, а подвожу к нему детей.  Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их решают, это замечательная возможность доказать свою самостоятельность. Многие решают задачи самостоятельно. Есть дети, которые самостоятельно решить не могут – для этого задаю наводящие вопросы. Некоторые не могут ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ задачи,  они просто слушают ответы и рассуждения других детей и соглашаются с ними. Чем хороша система ТРИЗ – дети своими словами объясняют своим товарищам, как они разрешают проблеммы и находят выход из ситуаций. Таким образом снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ даёт возможность проявить свою индивидуальность, порадоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного полоджения. Именно поэтому я применяю на занятиях и в повседнвной жихни адаптированную к дошкольному возрасту технологию ТРИЗ.

На моих  занятиях дети много фантазируют и решают много интересных и полезных задач.  Занятия ТРИЗ – это уроки мудрости и счастье творчества. Надо создать мотивацию и желание развивать своё мышление.

Для занятий с использованием  ТРИЗ характерно наличие в них игровых сказочных ситуаций, которые вводят детей в проблему, состояние поиска, стимулируют мыслительные процессы.  Известно, что в свободной деятельности личность ребёнка развивается боле активно.    

Основной задачей использования ТРИЗ на занятиях для меня является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи я стараюсь организовывать занятия так, чтобы они органично вписывались  в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер.   Я использую специальную игрушку «девочку-загадочку», которая помогает проведению занятий. От её лица задаются проблемные вопросы, с ней проводятся  диалоги по теме занятий. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться  и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбирается игрушка необычная и оригинальная.

В конце занятий подводятся итоги, для того, что бы обучить детей навыкам рефлексивного анализа - что понравилось? Что запомнили? Что удивило? Что поразило больше всего? Что было самым интересным? Что ещё бы хотели узнать? Что осталось непонятным? Итоги подвожу в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение», «А как думаешь ты?», «Докажи своё мнение», «Докажи, что ты прав».

 Каждое занятие с детьми – проблемы, поиски, цепочки вопросов: как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен?  Где можно использовать? Как быть, если?...  Общение с детьми невозможно без вопросов. ТРИЗ учит детей задавать вопросы,  потому   что вопрос – это форма мышления, в которой выражается потребность в информации.

Технология ТРИЗ даёт педагогам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владединым ея

Инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

 

Примерные игры и упражнения по технологии ТРИЗ.

1. Упражненя для развития мышления по ассоциации

I этап – назовите ребёнку какой-нибудь предмет или существо и попросите по памяти описать его. Помогайте наводящими вопросами: какого размера, цвета, формы, как двигается, где живёт, как используется, на что похож?

II этап – попросите ребёнка перевоплотиться в какой-нибудь объект и изобразить его: я-кошка, я-паровозик, я-птица...

III этап – цепочку ассоциаций начинает какое-либо слово (например лес), далее произносятся слово или образ, свободно возникший при ассоциации – сосна, поляна, ягода, охотник...

Мышление по ассоциации хорощо развивает игра «данетки».

Ребёнку загадывается объект, говорится из какой он области. Ребёнок задаёт вопрос, педагогоотвечает толька «да» или «нет». Ребёнок должен отгадать загаданный объект. Например: педагог загадал слово «Дерево». Детям даёт информацию, что это растение. Примерные вопросы детей: растёт на клумбе? Растёт в лесу? Маленькое? Большое? Колючее? С бутонами? С листьями?...

2. Упражнение «Мозговой штурм»

Детям ставится какая-либо задача и необходимо найти несколько подходящих ответов, даже если они не реальные.

Например: Как быстро остудить горячий чай? (подуть, добавить холодной воды, поставить на окно...). Куда собирать грибы, если нет корзинки? (в пакет, в кепку, брать охапкой, нанизывать на палочку...).

Возможные варианты игры:

Чем можно рисовать на асвальте? Куда спрятать куклу? Чем чистить зубы? Из чего можно пить? Что будет, исчезнут растения? Как сделать раноцветнцю льдинку?...

 

3. Приёмы развития фантазии и воображения.

3.1. Приём увеличение-уменьшение. Ребёнку предлагается «Волшебная палочка» и спрашивают что бы он хотел увеличить или уменьшить? По возможности помогают с ответом (сладости, прогулку, дом, дождь, цветы...).

Спрашивают, что из этого получится? К чему приведёт? Зачем ты хочешь увеличить или уменьшить?

3.2. Добавление фантастических свойств.  Выбирается несколько произвольныхобъектов живой или неживой природы. Формулируются их войства и качества и сформулированными свойствами наделяют человека.

Например выбрали орла: Начинаем фантазировать – человек летает, у него есть клюв, тело покрыто перьями, живёт в гнезде, сильный. Вопросы – для чего это нужно человеку? Если бы это было, как это помогло человеку?

3.3. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ. А именно способности двигаться, думать, говорить, есть, смеятья, шутить...

4. Серия игр-упражнений «Хорошо-плохо».

Цель игры -  показать ребёнку, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошее и плохие свойства. Подвести ребёнка к пониманию противоречий.

Например: Дождь

хорошо

плохо

Поливает растения, свежий воздух, моет асвальт, растут грибы, красивая радуга, можно гулять в резиновых сапогах.

Нельзя гулять под дождём, кругом лужи, сыро, мокрая одежда, можно заболеть, птицам холодно.

Если нельзя гулять под дождём, то можно взять зонт; чтобы не ходить по лужам, можно надеть сапоги; чтобы не промокнуть, можно надеть плащ;

5. Метод фокального изменения объекта – когда одному объекту присваиваются свойства другого объекта.

Например: Выбирается предмет «яблоко», к нему называются все его признаки – круглое, вкусное, растёт на дереве, катится, падает с дерева, румяное, сладкое. Выбирается второй объект «цветок» и все признаки яблока присваиваются цветку. Когда цветок может быть круглым, сладким? Когда он может расти на дереве, падать с дерева? ... В этой игре выбор фантазии и творчества неограничен.

 

Литература:

Букатов В.М. Настольная книга воспитателя по социо-игровым технологиям. – Спб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008. – 144с.

 Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.:, 2008. 144с.

 Гин С.И. Мир фантазии: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов – Минск ИВЦ Минфина. 2007. – 176с.

Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. – Екатеринбург: У-Фактория. 2004. – 208с.

Шустерман М.Н. Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребёнка. – СПб.: Речь, 2006. – 208с.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь