Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Дата публикации: 2018-04-11 09:13:47
Статью разместил(а):
Солдатенкова Екатерина Александровна

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Автор: Солдатенкова Екатерина Александровна

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 109», г. Череповец,

 

Как будет развиваться ребенок, когда он станет старше, какими будут его отношения с окружающими людьми, во многом зависит от того, придется ли взрослым развивать и продолжать то, что уже воспитано у малыша, или возникнет необходимость перевоспитывать и изменять уже сформированные нежелательные формы поведения.

В течение первых трех лет жизни в организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии:
* высокая двигательная активность
* эмоциональность
* большой интерес к окружающему (исследование)
* развивающаяся потребность в общении со взрослым, а потом и со сверстником.

Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Наша задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.

В младшем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет состояние его здоровья.

Здоровый ребенок:

- эмоционален, жизнерадостен

- хорошо кушает

- деятелен, активен, подвижен, а значит, хорошо развивается!

- имеет спокойный глубокий сон.

Режим дня - организует поведение детей, создает у малышей ощущение благополучия, надежности и безопасности, вносит ритм в работу нервной системы.

При выполнении режима дня вырабатываются условные рефлексы на время. Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности. Правильное проведение режимных процессов является необходимым условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного и глубокого сна. Т.е. режим дня очень сильно влияет на здоровье ребенка!

В силу вышеперечисленных причин становится очень актуальным использовать в детском саду в работе с детьми раннего возраста здоровьесберегающие технологии.

«Здоровьесберегающие технологии» - комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Цель таких технологий - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Сейчас мы остановимся на каждой из их подробнее.

1. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика  может проводится индивидуально, с подгруппой детей, либо с целой группой ежедневно.

Пальчиковая гимнастика решает следующие задачи:

•         Способствует овладению навыками мелкой моторики.

•         Помогает развивать речь.

•         Повышает работоспособность коры головного мозга.

•         Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

•         Снимает тревожность

Такая гимнастика полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Проводится в любой удобный отрезок времени.

2. Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для развития речевых органов.

Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки.

Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных

звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Чёткие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

Также мы знаем,  что  ранний возраст -  это сензетивный период развития речи,

поэтому все упражнения на развитие речевого аппарата очень эффективны и полезны!

Сейчас это очень актуально! Дети в большинстве своем приходят в детский сад не говорящие или говорящие совсем мало и плохо…поэтому перед педагогом задача развития речи становится одной из основных!  

Также на практике мы видим, что не говорящие дети с трудом выполняют даже самые простые артикуляционные упражнения. Поэтому их необходимо выполнять, обязательно в системе!

Даже самые простые упражнения: часики, качели, заборчик, шарик-надуваем щеки, игра в футбол,…при регулярном выполнении принесут большую пользу.

3. Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох).       

Дыхание – один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.

Функции дыхательной гимнастики:

•         Повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закалённость и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;

•         Предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;

•         Стимулирует обмен веществ;

•         Насыщает организм оптимальным количеством кислорода;

•         Помогает  развитию способности произносить

длинные фразы и является профилактикой заикания

•         Способствует уравновешиванию

 нервных процессов.

Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 5-10 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек.

Ну и, безусловно, мы должны позаботиться о том, чтобы дыхательная гимнастика выполнялась в проветренном помещении.

 Вот примеры простых упражнений:

«Часики». 

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад произносить ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное. (6-7 раз)

«Каша кипит». 

Сидя на стульчике, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза)

4. Гимнастика для глаз.

В течение первых  12 лет жизни идет интенсивное развитие органов зрения ребенка.

В этот период глаза особенно подвержены влиянию негативных факторов: повышенная нагрузка, травмы, инфекции, плохая экология.

Как же помочь предупредить неблагоприятные факторы?....Любая двигательная активность помогает глазкам ребенка лучше работать. Двигательная активность, подвижные игры, занятия спортом  - все идет на пользу.

Также очень полезна гимнастика для глаз.

Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Рекомендуется проводить через 10-15 минут интенсивной зрительной нагрузки или в конце занятия;

Гимнастика способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения.

Гимнастика для глаз проводится в игровой форме. Так ребята быстро запоминают забавные стихотворения,  помогающие запомнить упражнение, и вместе с забавными персонажами выполняют гимнастику.

Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.

Например, упражнение «Заяц».

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Смотрят вверх. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево. Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. Моргают глазками. Глазки закрывают. Глазки закрывают. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Мы будем прыгать, как зайчики :) )

5. Динамические паузы или физкульт-минутки.

Динамические паузы или физкультминутки для дошкольников – прекрасная возможность для ребёнка сделать переход между частями занятия, снять эмоциональное напряжение, а так же познакомиться со своим телом.

Динамические паузы можно использовать в течение всего дня в детском саду.

Для дошкольников наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений, так же можно выполнять под весёлую детскую музыку. Движения должны быть простыми, непринуждёнными, сочетаться со словом и музыкой. При проведении динамических пауз развиваются пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики, выразительность голоса, мимика. Динамические паузы эффективно проводить между занятиями, так как они положительно настраивают детей.

Также динамические паузы могут включать себя пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику и дыхательную гимнастику.

Динамические паузы выполняют следующие функции:

Развлекательную – создают благоприятную атмосферу.

Релаксационную – снимают напряжение, вызванное  негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга.

Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой.

Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества.

Обучающую – дети получают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их.

Развивающую – происходит параллельное

развитие  речи, внимания, памяти, мышления.

Профилактическую – профилактика психоэмоционального перенапряжения.

6. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Основные условия проведения самомассажа для детей:

- не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;

- движения должны быть плавными, массирующими;

- двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;

- начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.

СУ-ДЖОК-терапия для детей - оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов.

Также происходит улучшение психоэмоционального состояния детей, стимуляция тактильных ощущений и развитие мелкой моторики пальцев рук.

Стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук можно при помощи различных приспособлений (шариков, массажных мячиков, грецких орехов, колючих валиков).

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.

Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога.

Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.

7. Психогимнастика - представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).

            Задачи:

•         дети приобретают навыки ауторелаксации;

•         обучаются технике выразительных движений;

•         тренируют психомоторные функции;

•         корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;

•         избавляются от эмоционального перенапряжения;

•         учатся распознавать эмоции и управлять ними.

В детских садах психогимнастика используется в виде активных ролевых игр. К примеру, малышам предлагается примерить на себя роль какого-то животного. Ребенок должен без слов продемонстрировать остальным дошкольникам особенности поведения этого животного. Дошкольники с удовольствием воображают себя зайчиками, которые беззаботно прыгают под музыку. Но когда она останавливается, все дети должны принять определенную позу, о которой договаривались перед началом игры. Это тренирует память, координацию движений. На развитие самоконтроля рассчитана и игра в сову. По команде «день!» все дети, кроме одного, который играет роль совы, активно бегают по комнате. Когда звучит слово «ночь!», все должны замереть, иначе сова догонит того, кто продолжил движение.

8. Музыкотерапия - технология музыкального воздействия для сохранения и укрепления здоровья.

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, отинструмента, на котором она исполняется.

Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие

Возможно, использовать музыкотерапию, как самостоятельную технологию или как часть, вспомогательное средство другой технологий для снятия напряжения.

 Процесс музыкального самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование данных технологий позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

9. Релаксация

Цель игр-релаксаций: снятие психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.

Упражнения по психической релаксации предлагается детям в игровой форме. Психорелаксационые упражнения должны проводиться хотя бы один раз в день. Поэтому целесообразно включать их в режим дня детей.

Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют.

Тексты для психорелаксации должны соответствовать возрастному восприятию, не содержать отрицание «не» и слов, вызывающих дискомфорт.

Взрослый произносит текст спокойным, доброжелательным голосом, в медленном темпе.

Каждое упражнение сопровождается музыкой, которая служит фоном, снимающим психоэмоциональное напряжение.

 

Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью в своей работе  я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),   звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Релаксация – может быть направленная на отдых отдельных частей тела. Например, рук-ладошек после занятия по изодеятельности.

Я возьму в ладонь лимон,

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю,

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов

Я лимон бросаю,

Руку расслабляю.      

А также – релаксационные упражнения могут быть направлены на расслабление и гармонизацию всего организма ребенка.

Упражнение «Медвежата».

Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и превращает их в медвежат.

 «Были вы ребятки – стали медвежатки».

 Ветки затрещали. Это маленькие медвежата балуются. Легли

 на спинку, обхватили колени лапками, прижали их к животу и( Напряжение )

 качаются, как на качелях, вперед-назад. Спинка твердая, животик

 Твердый. Весело медвежатам!

 Накачались, устали, перевернулись на живот. Голову положили

 на руки, ноги вытянули. Расслабились. Отдыхают медвежата Расслабление

 на зеленой полянке. И медвежонок Оленька, и медвежонок Катя,

 и Мишутка Сережа…

 Медвежата, вставайте, хватит лежать.( Махи руками).

 Ж-ж-ж! Что это? Медвежата разбудили пчел! (Бег).

 Ох какие злые пчелки. Отмахивайтесь скорее от них, убегайте!

 А то пчелы покусают.

 Убежали медвежата от пчел. Стали по лесу гулять.

 - Мишки по лесу гуляли (Наклоны )

 И малину собирали.

 Мишки по лесу гуляли( Ходьба)

 И цветочки собирали.

 Долго мишеньки гуляли,

 Устали, легли, задремали.

 Вытянули ноги, руки. Расслабились. Закрыли глаза. (Расслабление)

 Солнышко светит, медвежат греет. Лапки стали теплые.

 Спят медвежата. И медвежонок Оленька спит, и медвежонок

 Сережа … а снится медвежатам сладкий душистый мед.

 Отдохнули медвежата, вытянули лапки, глубоко вздохнули и

 Открыли глазки!

 А нам пора возвращаться. Я вас превращу обратно в ребяток.

 «Быть медвежонком хорошо, а ребенком лучше».

Таким образом, использовать здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста необходимо и очень полезно,  благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления, повышается способность к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

-    стимулируется речевая функция;

-    формируется привычка к ЗОЖ, происходит укрепление физического и психологического здоровья малышей.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь