Экологическое воспитание дошкольников

Дата публикации: 2018-09-19 10:46:03
Статью разместил(а):
Крахмальная Татьяна Ивановна

Экологическое воспитание дошкольников

Автор: Крахмальная Татьяна Ивановна

 

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.

Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания . На первый взгляд, слова «экология», «ресурсосбережение» и дошкольник могут показаться далёкими друг от друга, несовместимыми.                                                                                        

Но каждый современный человек должен обладать азами экологической культуры и экономических знаний, чтобы грамотно вести себя в социуме.

Ведь нынешним дошкольникам предстоит жить в период сложных социальных и экологических отношений, ограниченности ресурсов Земли.

Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески мыслить, действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно.

Сегодня перед педагогами стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что энергоресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого личной ответственности за их экономическую трату.

Дошкольный возраст является самым благодатным периодом для формирования у будущего гражданина рачительного отношения к ресурсам своей страны. Если с первых лет жизни и дома, и в дошкольном учреждении  ребенок будет видеть пример бережного отношения взрослых к свету, теплу, воде, если он будет каждый день усваивать понятия энерго- и ресурсосбережения: на занятиях, в различных видах деятельности, то из него вырастет гражданин нового типа с высоким уровнем гражданской ответственности.

Исходя из актуальности данной темы и с целью реализации в дошкольном учреждении я решила начать знакомство детей дошкольного возраста с основами ресурсо- и энергосбережения на основе использования метода проектов.

Проектная деятельность позволила создать условия ежедневного стимулирования познавательной активности ребенка в рамках его ведущей деятельности – игры; в игровой форме познакомить дошкольников с такими сложными понятиями, как «энергия», «электрический ток», «свет», «лучи», «тепло», «экономия», «бережливость».

В связи с этим целью моего исследования является изучение эффективности проектной деятельности в формировании элементарной культуры ресурсосбережений.

Ожидаемым результатом моей работы являлось формирование такого внутреннего сознания гражданина, когда экономное расходование тепла, электроэнергии, воды и других ресурсов станет нормой жизни для каждой российской семьи, каждого человека. 

Процесс нравственно-экономического воспитания реализуется через различные формы его организации и виды деятельности. Приоритет отдается таким формам и видам деятельности, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности – различным видам игр: дидактическим, сюжетно-дидактическим, интеллектуальным, игровым комплексам.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и таким образом “обучаются” экономике.

Возможность нравственно-экономического воспитания представляют сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Ателье”, “Фирма”. Дети берут на себя разные роли, воссоздают реальную обстановку, где проявляют себя в разных ситуациях. Отрадно отметить, что многие дети правильно оценивают ситуацию в дидактических играх “Оцени поступок”, “Хорошо - плохо”.   

Воспитание бережливости можно также и через общение со сказкой, рассказами, устным народным творчеством.

Нравственно - экономическое содержание прослеживается во многих сказках и рассказах: “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Крылатый, мохнатый, да масляный”, Н.Носов “Карасик” и др.

По художественным произведениям с детьми проводятся не только беседы, но и постановка, обсуждение проблемных ситуаций, экономические задачи, направленные на формирование бережного отношения к природным ресурсам.

Овладение навыками бережного отношения осуществляется и в ходе общения детей и взрослых, когда в результате анализа тех или иных поступков отдельных детей уточняются представления о добре, справедливости, бережливости, развиваются чувства, формируются мотивы поведения, накапливается положительный опыт.

При этом, несмотря на определенную работу, было замечено, что многие дети умеют правильно оценить игровую ситуацию, однако в реальной жизни поступают не всегда правильно, не реализуют свои знания. Критерием же нравственно-экономической воспитанности человека, как известно, является его поведение, совокупность поступков, совершаемых в привычных или изменяющихся условиях.                                                        

Для более успешного формирования ценных нравственно-экономических качеств необходимо было:

-  активизировать в работе с детьми практическую деятельность: поручения и различные конкретные, доступные задания (понаблюдать за краном в ванной и на кухне, проверить не горят ли без необходимости лампочки, везде ли оклеены окна и т.п.);

-  использовать наглядные методы стимулирования ( призы и награды) для поощрения детей;

-  заинтересовать родителей проблемой нравственно-экономического воспитания дошкольников.

Таким образом, я решила апробировать данный метод в нравственно – экономическом воспитании  дошкольников. Были выбраны такие проекты:

«Маленькие Берегоши», «Капля – раз, капля – два, будет целая река», «SOS – берегите воду!» и др.

Например, работая над проектом “Маленькие Берегоши”, дети были распределены на микрогруппы: “Теплоши”, “Электроши”, “Каплюши”.    Каждая микрогруппа имела свои задания.

Так, например, “Электроши” следили за экономией электроэнергии дома, в детском саду, собирали стихи, загадки, рассказы об электричестве, электроприборах, изучали, как попадает электричество в дом, где его можно встретить.

Микрогруппа “Теплоши” изготавливали дома из картона, учились утеплять их; наблюдали за состоянием батарей дома и в группе в зависимости от погоды; помогали взрослым утеплять окна в доме и в саду; проводили опыты, эксперименты для выбора способов сохранения тепла в разных условиях, сочиняли рассказы, стихи и сказки, а потом еще изготавливали собственную книгу “Мы – маленькие берегоши”. В этой книге “берегоши” дают свой совет о том, как надо экономить электричество и тепло, чтобы его хватило, не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.

В проекте “Капля раз, капля два – будет целая река” микрогруппа “теоретиков” выясняла из разных источников, почему вода - наше богатство, микрогруппа “исследователей” изучают, кому нужна вода, свойства воды, где “живет” вода, какую воду можно и нельзя пить, откуда в дом вода пришла и т.д. “Практики” изготовили макет реки, составили правила пользования водой.   Заключительным аккордом стали такие мероприятия, как акция “Берегите воду,” выставка “Водный мир”.

Творчество детей и родителей нашло отражение в сказках, рассказах и стихах о том, как надо экономить тепло и свет, в красочно оформленных плакатах “Время менять привычки”, “Азбука бережливости”.

Ежедневно во второй половине дня дети обменивались добытой информацией, делились своими впечатлениями от увиденного и услышанного, высказывали свои суждения, делали выводы.

В конце недели я с детьми подводила итог проделанной работы.

На заключительном этапе ребята совместно с родителями и педагогами с большим удовольствием и волнением демонстрировали  плакаты по сбережению воды, тепла, электроэнергии. Увлеченно рассказывали о своих добрых делах, операциях бережливости.

 

Раздел «Энергия, тепло и я».

Цель: способствовать накоплению представлений детей о процессах образования тепла и света и пониманию важности быть экономным.

В этом разделе я знакомила детей с явлениями окружающего мира, расширяла их представления о свойствах света. Воспитывала понимание того, что свет - это главное в жизни живых существ. Обращала внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека. Дети принимали посильное участие в мерах по сохранению тепла в группе.

Проводились наблюдения за источниками энергии (пламя свечи, Солнце, тепло человеческого тела, нагретые предметы).

На занятиях я объясняла детям, как электричество поступает в дом; расширяла и обобщала знания о бытовой технике, ее назначении и правилах безопасного пользования; развивала потребность экономно использовать электроэнергию.

Персонаж Электроша помогает понять, что такое энергия. Дети проводят наблюдение  проявлений энергии дома, на улице, в садике.

Мы выясняем, что такое наши потребности и наши желания. Что мы можем ограничить? Какие будут последствия? Чем разумный (экологически грамотный) потребитель отличается от неразумного?

Я использую иллюстрации книжки - раскраски “Как Капелька и Искорка учат экономить энергию” . Мы обсуждаем сюжеты книги.

Эта тема делает первый шаг к развитию ценностного отношения к энергии (природной и преобразованной человеком).

Дома и в садике дети становятся хранителями электроэнергии и тепла. Они выполняют правила сбережения и просят других тоже выполнять.

Ребёнок осознает своё косвенное влияние на окружающую среду и приобретает навыки разумного потребителя электроэнергии.

Таким образом, бережливость в понимании дошкольников должна рассматриваться, с одной стороны, как рачительное отношение к материальным и духовным ценностям, привычка аккуратно обращаться с вещами и ресурсами, а с другой, - как важнейшее условие формирования умений производительно и деловито выполнять любую работу/

Раздел «Вода и я».

Цель: формировать знания у детей о том, что вода – источник жизни и здоровья, самое большое богатство и её нужно беречь.

Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду элементарные правила рационального природопользования. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.  На первых этапах я познакомила детей со свойствами воды и провела цикл экспериментов «Загадки воды», где стимулировала ребят к самостоятельному поиску ответов на вопросы, вызывала эмоциональное удовольствие во время игр с водой.

В цикл занятий «Уроки Каплюши» были включены ряд тем, которые изучались в определенной последовательности и были связаны друг с другом. Занятия строились таким образом, что позволяли увидеть необычное, новое в привычном, обыденном. Тем самым я создавала условия для развития сознательного отношения каждого ребенка к бережному использованию воды.

На занятиях постоянно присутствует персонаж Капелька, которая путешествует из облака в водопроводный кран и дальше, дальше, дальше в канализацию.

Основные идеи занятий заключаются в том, что:

 – Вода и жизнь - неразделимые понятия.

 – Мы пользуемся водой, взятой у природы, затратив большие усилия сначала на её подготовку, а затем на очищение.

 – Своими действиями каждый из нас может повлиять на сохранение природной чистой воды.

Методика заключается в последовательной активизации эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности ребёнка. Эмоциональность стимулируется характером иллюстраций  и тоном педагога. Комментарии педагога к картинкам раскрывают содержание, которое необходимо освоить ребёнку. Количество текста для них сведено к минимуму. Это объясняется желанием облегчить восприятие сложной для дошкольника темы. Общение происходит в форме активного диалога с детьми.

Процесс формирования у дошкольника бережливости невозможен без участия родителей, ведь первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Еще Аристотель писал, что привычки, приобретенные в детстве, определяют всю дальнейшую жизнь человека.                             

В экономическом воспитании наличие положительного примера играет первостепенную роль.

Семья - это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок, а детский сад – это все же условная ситуация, которая не всегда дает полноценного опыта и практики. Поэтому, решая проблему экономического воспитания дошкольников, я не только не стала исключать семью из решения обозначенной проблемы, но наоборот, сделала их своими партнерами, показав родителям значимость и эффективность данного сотрудничества. Именно объединение двух аспектов поведения детей - условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития. При этом я прекрасно понимаю, что каждой семье присущи свои принципы домашней экономики и ценностей ориентации. Я попыталась сформировать у детей и их родителей такие важные качества, как бережливость, дисциплинированность, аккуратность и т.д.

Одной из форм сетевого взаимодействия дошкольного учебного заведения с социокультурной средой района стала акция «Мудрые советы». Дети группы  подготовили и распространили для жильцов ближайших домов памятки с советами по экономному использованию электроэнергии и воды.

Сравнение результатов наблюдений и опросов позволили сделать следующие выводы:

- Общий уровень экономической грамотности и бережливости в семье вырос. Изменилось отношение родителей к вопросам энерго- и ресурсосбережения в быту. По результатам опроса видно, что в семье с пониманием относятся к необходимости экономии в быту, воспитания у детей с раннего детства бережного отношения к окружающему миру.

- Значительно повысился уровень знаний детей по вопросам экономного и бережливого отношения к окружающей среде. Воспитанники охотно и грамотно рассказывают об условиях рационального использования ресурсов, демонстрируют достаточный уровень осведомленности в вопросах экономии воды, тепла, электроэнергии.

Таким образом, наша работа с детьми и родителями позволила освоить технологии сознательного использования электричества, воды и тепла, и внести свой вклад в решение проблемы.

В результате наши дети убедились в необходимости вовремя утеплять окна и двери, плотно их закрывать; не открывать слишком большую струю воды, хорошо закрывать водопроводный кран после пользования; следить за потреблением электроэнергии.

Самый главный итог в том, что наши дети приобрели навыки разумного потребления электроэнергии, воды, стали активными «экономиками», «берегошами», научились замечать потерю тепла в жилище и сообщать об этом родителям, знакомым взрослым.