Системный подход к организации методической работы в детском саду
Системный подход к организации методической работы в детском саду
Автор: Суслова Евгения Сергеевна
Аннотация: В статье представлено теоретико-методологическое обоснование применения системного подхода как одного из важнейших условий оптимального решения методических проблем в дошкольной образовательной организации Ключевые слова: системный подход, методология моделирования системы методической работы, структурные компоненты системы методической деятельности, дефиниция «методическая работа», целеполагание, целевые установки в системе методической деятельности, критерии эффективности методической работы.В последнее время в среде дошкольного образования значительно возрос интерес к использованию системного подхода. Изучение опыта этих коллективов позволяет рассматривать системный подход как эффективное средство повышения педагогической компетентности воспитателей в современных условиях, в которых востребованы образованные, конкурентоспособные профессионалы [1]. В настоящее время системный подход рассматривается как методология организации методической работы в дошкольном образовании.
В контексте данной методологии дошкольная система образования выступает как механизм поддержки детства и направляет научную мысль на выявление целостности феномена «методической работы», на определение её системных компонентов и сведение их в единую целостность - систему [2]. Л.И. Ильенко в качестве структурных компонентов системы методической деятельности рассматривает: цель, комплекс задач, содержание методической деятельности и её организационные формы, методы, средства и эффективные условия для обеспечения роста педагогической компетентности каждого воспитателя и всего коллектива в целом, а также конечные результаты. Взаимодействие всех компонентов системы методической работы обеспечивает эффективность функционирования и развития МБДОУ.
Теоретико-методологическое обоснование применения системного подхода как одного из важнейших условий оптимального решения методических проблем мы находим в работах Г.Н.Александрова, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьминой и др. Кроме того, в педагогике имеет место достаточное количество знаний о сущности методической работы в системе образования (Г.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, B.А. Сластенин и др.). В исследованиях Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, Л.М. Маневцовой, И.И. Кобитиной и др. рассматривается специфика методической деятельности в дошкольной образовательной сфере. В литературе мы встречаем ряд определений дефиниции «методическая работа». В понимании А.И Васильевой это – комплексная и творческая деятельность, в которой осуществляется формирование профессиональных компетенций воспитателей дошкольных образовательных организаций. По мнению К.Ю. Белой, методическая работа представляет собой целостную систему деятельности, направленную: - на эффективную реализацию стратегических задач дошкольной образовательной организации, в частности:
- на повышение профессиональной компетентности каждого воспитателя; - на развитие креативных способностей всех членов педагогического коллектива;
- на повышение эффективности психического развития дошкольников. Как показывают исследования К.Ю.Белой и Л.В. Поздняк, для моделирования системы методической работы необходима аналитическая информация о результатах учебно-воспитательного процесса, уровнях квалификации воспитателей, сплочённости коллектива, а также об интересах, потребностях и запросах воспитателей.
В системном подходе к моделированию методической работы особый акцент делается на целеполагание (В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина и др.). Мы убеждены, что целеполагание только тогда будет компонентом системы методической работы, когда глобальная цель в виде социального заказа будет осознанно принята воспитателями дошкольной образовательной организации. По этой причине определение цели системы методической работы в дошкольном учреждении нами рассматривается как условие эффективной социализации и психического развития детей. Обозначим основные целевые установки в системе методической деятельности МБДОУ №11 ст. Андреевской Калининского района Краснодарского края:
1) Обеспечение оптимальных условий, направленных на непрерывное повышение уровней профессиональной компетентности и педагогической культуры воспитателей;
2) Полное удовлетворение профессиональных запросов и потребностей воспитателей, ориентированных на формирование социализированной и психически развитой личности ребенка-дошкольника;
3) Повышение рейтинга и престижа МБДОУ за счет улучшения качества подготовки детей к обучению в школе и оптимального расширения сферы их взаимодействия с внешней средой.
Названные цели получают конкретизацию в решении комплекса задач:
1) Повышение уровня теоретико- методической компетентности воспитателей;
2) Формирование потребности в инновационной деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в изучении, обобщении и внедрении достижений науки и передового педагогического опыта в практику;
3) Организация целенаправленной работы по внедрению в образовательный процесс новых образовательных стандартов и инновационных программ;
4) Внедрение в практику работы воспитателей новых технологий, а также эффективных форм обучения, воспитания и развития детей;
5) Организация работы по изучению нормативных документов;
6) Оказание научно-методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию);
7) Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Осуществляя мониторинг системы методической работы, мы определяем её эффективность по следующим критериям: - индивидуальная положительная динамика в социально-психическом развитии каждого ребенка, которая находит отражение в формировании компетентности в различных сферах жизнедеятельности (социальной, коммуникативной, продуктивной, информационной, здоровьесберегающей). - достижения ребенка в личностной сфере, которые обеспечивают его социальную активность в образовательном процессе, в частности, развитие познавательной, коммуникативной и творческой инициативы, а также овладение социальными навыками; - создание и функционирование в дошкольной образовательной организации вариативной предметно-развивающей среды.
Таким образом, реализация системного подхода к методической работе дошкольной образовательной организации способствует реализации основной идеи Федерального образовательного стандарта дошкольного образования относительно самоценности дошкольного периода детства, создания полноценного пространства для позитивной социализации и индивидуализации развития дошкольников.
Литература:
1. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства: Труды по социологии образования. Т. XVII / В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина, Е.С. Верясова – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 24–38.
2. Ямашкин Ю.В., Новокрещенова О.А. Системный подход к организации: учебно-методическое пособие / Ю. В. Ямашкин, О.А. Новокрещенова; Мордов. гос. ун-т. – Саранск, 2016. – 195 с.