Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Театрализованная игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2018-11-18 20:10:13
Статью разместил(а):
Алекперова Арифа Мамедали кызы

Театрализованная игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста

Автор: Алекперова Арифа Мамедали кызы

 

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные, такие нужные, навыки кооперации.

Известно, что игра  для обучения и воспитания дошкольников является  самым традиционным и признанным методом. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. В игре дети охотно делают то, что для них полезно, и даже то, что еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, проявляют терпение и настойчивость. Все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения взрослого.

Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.

Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Конституирующими признаками игры, по утверждению А.Н. Леонтьева, являются потребность, которой игра отвечает, и безотносительность к предметному ее результату. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делать ее». В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему.

Не сложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а, значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом воспроизведения.

Многие видные деятели педагогики и искусства высказывались по – поводу необходимости использования театрализованных игр. К. С. Станиславский говорил: «…Искусству актерам нужно учиться у детей в игре, там есть настоящая вера и правда». Психолог Б. М. Теплов отметил, «в театрализованной игре можно видеть переход игры к драматическому искусству». В.А. Сухомлинский писал, «что только через обыгрывание сказки детьми, можно лучше понять душу ребенка». Л. С. Выготский отметил, «что все образы воображения основаны на впечатлениях из реальной жизни».

Как отмечали Т.И Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, их большое и разнообразное влияние на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Известно, что театр – один из самых демократических и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения), воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативной фантазии, диалогической и монологической речи, созданием положительного эмоционального настроя. Самое главное, что театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Участие детей в театрализованной игре подразумевает разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям.

Согласно исследованиям Л.В. Артёмовой, различие театрализованных игр состоит в зависимости ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет. Театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, ребенок же, организуя деятельность как  «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Он использует различные средства  вербальной выразительности,  «озвучивая» героев и комментируя сюжет. К режиссерским играм относится настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.

К играм-драматизациям Л.В. Артемова относит игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребенка), который при этом может использовать надетые на руку куклы би-ба-бо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей .

Генезис становления театрализованной игры раскрыт Н.А. Ветлугиной. С её точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества.

Отметим, что настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Артистами хотят быть все, без исключения, поэтому, например, в игре по русской народной сказке «Репка» репка, дед и бабка присутствуют в единичном  количестве, а внучек, собачек, кошек и мышек может быть множество! По ходу действия  самой драматизации дети вносят знакомые им движения, уточнения – дед поливает репку из леечки, окучивает ее, гладит, приговаривает, снимает с нее «гусениц» и «червяков». Игра заканчивается дружным хороводом персонажей сказки под веселую музыку. Так, воспитатель  и дети сами «изменили» любимую сказку, дав волю воображению  и позволив принять участие всем детям в театрализованной игре.

Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

- творчество исполнительское (речевое, двигательное);

- творчество оформительское (декорации, костюмы и т. д.).

В одном из видов театрализованных игр эти три направления творчества могут объединяться, что следует расценивать как высшее достижение в художественно творческом развитии детей.

В жизнь современного ребенка прочно вошли аудиовизуальные средства информации (ТВ, видео, современные гаджеты (планшеты и компьютеры).  Книгопечатная продукция для детей подводит нас к тому, что заставляет привыкать к облегченному восприятию художественных произведений – большие красочные издания любимых детских произведенийпреподносят ся нам в «облегченном» варианте, преподнося готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания оригинального текста книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках) не столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.

Детям требуется особая подготовленность для полноценного участия детей в игре. Она проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Дети начинают учиться анализировать поступки героев, оценивать их, понимать и демонстрировать основные черты  характера.  Одновременно мы учим видеть чувства, переживания, обстановку, в которой развиваются события. Ребенок соотносит все это с тем, что он уже успел увидеть, прочувствовать, понять.  Чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Театрализованная игра имеет самую тесную связь с сюжетно-ролевой игрой. Принцип сотрудничества, на котором строятся сюжетно-ролевые игры, не уменьшает своего значения и в театрализованных играх. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

Младшим дошкольникам еще не так важны зрители, не так важны понятия, связанные непосредственно с театром, им нравится сам процесс необычного эмоционального действия. Среди задач, указанных в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, указаны: формирование социокультурной среды и обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи. Амплификация театрального опыта в процессе включения театральных игр в организационную деятельность детей - посещение театров всей семьей в выходные дни, изготовление кукол и игрушек, создание родительского театра, проведение досугов и организация выступлений перед детьми ясельной группы  - будет содействовать решению этих задач.

А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

Театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования навыков общения ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра – одно из эффективных средств развития коммуникативных способностей дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи эффективно происходит не только речевое развитие ребенка, но и развитие его навыков общения. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: умение организовывать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим; умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно, особенно учитывая младший дошкольный возраст детей.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований (О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др.) доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.).

В исследованиях Н.С. Карпинской отмечается, что результаты деятельности дошкольников в игре-драматизации еще не являются искусством; однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно, поэтому наблюдаемые достижения дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к деятельности художественной, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Гармоническое сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решать задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников. Театрализованные игры сочетают в себе элементы ролевой игры и театрального искусства. Исследователи, изучавшие театрализовано-игровую деятельность дошкольников, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития психических функций - внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоциональной отзывчивости, рассматривая театрализовано-игровую деятельность как основу для развития творческой активности.

Педагогически целесообразно организованная театрализованная игра детей позволяет решать многие проблемы современной педагогики и психологии. Целенаправленная организация восприятия разных видов искусства театра детьми старшего дошкольного возраста и их собственная театрализованная игра является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста, и прежде всего - на развитие такого важнейшего психического процесса, как воображение. Отечественные психологи А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин считают, что воображение складывается в процессе жизни ребёнка, его деятельности под определённым влиянием условий жизни, обучения и воспитания. В период дошкольного детства воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней.

Л.С. Выгодский считал игру основным источником развития воображения у детей дошкольного возраста. По его мнению, о возникновении воображения в игре можно судить по наличию в ней мнимой ситуации.

В.В. Давыдов в своих исследованиях показал, что «… на основе игровой деятельности у ребёнка формируется ряд психологических новообразований. Это, прежде всего, воображение и символическая функция, которая позволяет ребёнку производить перенос одних вещей на другие, замещение одного предмета другим».

Театрализованная игра позволяет установить связь между педагогами и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе занятий по театрализации способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, осуждая элементы агрессивности, нечестности, высокомерия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешить, помочь) по отношению к близким, родственникам, героям художественных произведений.

Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

Театрализованная игра является эффективным средством реализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его. Именно, благодаря знакомству с художественной литературой и её разнообразием, ребёнок примеряет на себя той или иной образ в театре.

Таким образом, мы пришли к выводу, что театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие общения, связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь