Консультация для педагогов "Общение педагога с детьми"

Дата публикации: 2018-12-03 09:04:21
Статью разместил(а):
Прилуцкая Наталья Анатольевна

Консультация для педагогов

"Общение педагога с детьми"

Автор: Прилуцкая Наталья Анатольевна

 

В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции: «ведущая», «ведомая», «рядом», «в стороне» и т. д. Каждая из них может быть оптимальной для какой-либо конкретной ситуации.

Чаще всего воспитатель есть тот человек, который все умеет, все знает и всему может научить. Ведущая позиция взрослого предполагает прямое руководство, обучение, указание и контроль над детьми. Дети и сами очень часто обращаются к взрослому как к более сильному, знающему, умелому, авторитетному. Однако стабильное распределение позиций в общении: взрослый «над» — ребенок «снизу» приводит к тому, что дети начинают тяготиться сложившейся ситуацией.

Чтобы ребенок стал чему-то активно учиться, выполнять какие-либо требования нужно сделать деятельность интересной для ребенка, побудить в нем желание в ней участвовать. В рамках общей деятельности, увлеченные ею ребенок и взрослый неоднократно радикально меняют позиции. Взрослый также может занимать позицию «снизу» по отношению к детям, выполняя какие-либо их требования, идя на уступки, прислушиваясь к мнению ребенка, советуясь, как лучше поступить. Это может быть спланированным педагогическим приемом — когда взрослый обращается за информацией к ребенку, просит проконтролировать свою деятельность и др. И вот идет совместная беседа, обсуждение того, как быть, как лучше сделать, что будет хорошо, а что плохо.

Однако часто дети начинают активно исследовать границы свободы таких отношений, и здесь наиболее важным выступает умение взрослого владеть ситуацией. Взрослый не дает прямых указаний и не принимает решений за ребенка, он стимулирует его активность, совместно с ним ищет ответы на возникающие вопросы.

Известный психолог Альфред Адлер в своей теории говорил о том, что «конструктивное взаимодействие между педагогом и ребёнком – есть профилактика возможных нарушений «плохого поведения» в дошкольном возрасте.

«Плохое» поведении ребенка всегда попытка защитить себя в условиях, когда он не получает от взрослого:

1) уважительное внимание;

2) справедливая оценка;

3) признание безусловной ценности его личности.

Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек. Каждый конкретный воспитатель строит свои взаимоотношения с ребёнком исходя из своей педагогической философии (осознанно или нет). Итак, следующее упражнение поможет воспитателю в рефлексии и самоанализе его взаимодействия с дошколятами.

Упражнение 1. Участники консультации делятся на 2 подгруппы.

Одна подгруппа пишет, что может препятствовать педагогу выстраивать конструктивное взаимодействие (стиль воспитания, эмоциональный настрой, возраст и т. д.).

Вторая группа представляет портрет ребёнка, который так или иначе испытывает педагога на «профессионализм», т.е. «мешает» «конструктивно взаимодействовать».

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины мы должны придерживаться следующего алгоритма:

1. Распознать истинную цель поступка.

2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

3. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.

4. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.

Если истинную цель проступка мы со временем определим, то принимать решение, как отреагировать на выходку ребёнка, очень часто педагогу приходиться принимать тут же, спонтанно. Для этого необходимо тренироваться быстро и уверенно реагировать на нестандартную ситуацию.

Работа с группами.

Педагогам предлагается описания педагогической позиции и её последствий.

• Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнении детьми его спектаклей-постановок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину: постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной. Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов), направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос. Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Дошкольник уже способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.

• Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно, действия Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

• Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.

• Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

• Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

Упражнение 2. Шуточный тест «Любимый сказочный герой». Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев.

Интерпретация: первый – это тот образ, с которым вы себя ассоциируете; второй – это  каким сказочным персонажем видят вас дети; ну, а третий – это кем вы являетесь на самом деле.

ЧУВСТВО ЮМОРА необходимо для выстраивания доверительных и доброжелательных отношений!!!

Таким образом, любая классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

Умение взрослого быть гибким в общении с детьми способствует не только повышению эффективности воспитательных воздействий, но и развитию личности ребенка в целом.