Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"

Дата публикации: 2018-12-12 18:46:16
Статью разместил(а):
Салюкова Ирина Ильинична

Дополнительная общеобразовательная программа

"Занимательная математика"

Автор: Салюкова Ирина Ильинична

МАДОУ "Д/С №2", ЗАТО Межгорье, Республики Башкортостан

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера и Блоков Дьенеша для обучения детей основам математики.

Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка. Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.               

Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди педагогов и родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.

В комплекте «Блоки Дьенеша» 48 фигур четырех форм: круга, треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: красного, желтого, синего; двух размеров: маленького и большого; двух видов толщины: толстых и тонких.

Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: ребенок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

В рамках дополнительной образовательной деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками Кюизинера и блоками Дьенеша. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Дополнительная образовательная деятельность с детьми проводится  1 раз в неделю в вечернее время длительностью 25 мин.

Актуальность программы.

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого. 

Программа написана в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 29.12.12г. пр. №273-ФЗ ФГОС дошкольного образования, от 17октября 2013г., пр. №1155 Постановление от 15 мая 2013 г. N 26«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»; Конвенция о правах ребенка.

Новизна программы. Палочки Кюизенера в практической работе с детьми, используются еще недостаточно, но с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи атодидактизма занимают все большее место.          

В качестве новизны педагогической идеи выступает то, что детям предлагается ряд игр по развитию всех компонентов устной по аналогии с классическими авторскими играми Золтана Дьенеша. Модернизированные игры «Обручи», «Художники», сюжетно-ролевая игра «Магазин» решают задачи формирования умения согласовывать слова в предложении, построения сложноподчинённых предложений. Игры на звуковой анализ слова «Где спрятался звук» помогают развивать фонематический слух воспитанников. Авторский лэпбук «Игры с блоками» способствует закреплению речевых игр. Пальчиковый театр «Жили-были…» с использованием геометрических фигур развивает умение составлять рассказы на предложенную тему.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр как эффективного средства умственного, речевого и психического развития ребенка. Раннее использование развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка. Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Занятия по программе «Занимательная математика» способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Отличительные особенности программы Занятия по программе «Занимательная математика» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми. На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с палочками Кьюзинера Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

• Альбом Блоки «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.

• Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет,

• Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)

• Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. « От рождения до школы»; учебно-методических пособий: «Математика в детском саду» В. П. Новиковой, З.А. Михайловой «Математика – это интересно», на основе методики В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) и направлена на развитие познавательной активности,  логического мышления детей имеющих математические способности.

Объем курса ­ 32 занятия  в год (1 раз в неделю по 25 минут), продолжительностью 32  недели с октября по май.  Программа рассчитана на 1 год обучения, для воспитанников 5-6 лет, в том числе воспитанников с ОВЗ, ООП.

Формы обучения: очная,  занятия проводятся в кружке с группой воспитанников в количестве 24 человек.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Задачи программы:                         

Образовательные

1.     Познакомить учащихся с:

- с палочками Кюизенера

-  с цветом и его оттенками (различать цвет,     

   классифицировать по цвету), размером, толщиной    

   объектов, последовательностью чисел натурального ряда,  

   прямым и обратным счетом.

-  с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, 

   треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота,

   длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже,

    толще – тоньше

2.     Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

Развивающие

1.     Развивать у детей:

-логическое мышление ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).

-произвольность воображения, внимания, памяти, поведения;

- пространственное мышление, сенсомоторную координацию у детей;

- способность комбинировать как основу творчества;

- умение работать по инструкции; планировать и отслеживать результат;

Воспитательные

 Воспитание у детей 5-6 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.

- обеспечить комфортный эмоциональный микроклимат, в котором каждый ребенок чувствует себя принятым, защищенным и успешным;

- целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка;

- поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости каждого ребенка;

- стимулировать интерес к самостоятельному освоению игр, изображений, материалов, инструментов, техник, созданию нового образа;

 -прививать игровую культуру детям и взрослым.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН:

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.     

Мониторинг.

1

1

1

иг. упраж-я 

2.     

«Цвет и число»

1

1

иг. упраж-я

3.     

 «Число и цвет»

1

1

иг. упраж-я

4.     

Знакомство с логически-ми блоками Дьенеша. 

1

1

иг. упраж-я

5.     

«Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме»  

1

1

иг. упраж-я

6.     

«Как разговаривают числа?»

1

1

иг. упраж-я

7.     

«Дом и мебель для матрёшки».  

1

1

иг. упраж-я

8.     

«Цепочка»  

1

1

иг. упраж-я

9.     

«Лесенка высокая и низкая» 

1

1

иг. упраж-я

10. 

«Стулья для семьи» 

1

1

иг. упраж-я

11. 

«Второй ряд»  

1

1

иг. упраж-я

12. 

«Домино»  

1

1

иг. упраж-я

13. 

«Весы»  

1

1

иг. упраж-я

14. 

«Игра с Винни - Пухом»

1

1

иг. упраж-я

15. 

«Раздели фигуры»  

1

1

иг. упраж-я

16. 

«Игра с одним обручем»  

1

1

иг. упраж-я

17. 

«Чёт-Нечет»

1

1

иг. упраж-я

18. 

«Состав числа» 

1

1

иг. упраж-я

19. 

«Отрицание цвета, размера»

1

1

иг. упраж-я

20. 

«Спасатели приходят на помощь»

1

1

иг. упраж-я

21. 

«Как ещё растут дома из чисел» 

1

1

иг. упраж-я

22. 

«Кто в домике живёт?»

1

1

иг. упраж-я

23. 

«Отыщи клад»

1

1

иг. упраж-я

24. 

« Помоги фигуркам выбраться из леса »

1

1

иг. упраж-я

25. 

«Полосатая салфетка»

1

1

иг. упраж-я

26. 

«Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.

1

1

иг. упраж-я

27. 

«Новости из Простоквашино»

1

1

иг. упраж-я

28. 

«Как белочка и Ёжик играли числами?»

1

1

иг. упраж-я

29. 

«Покажи, как растут числа»

1

1

иг. упраж-я

30. 

«Путешествия со Звездочетом»  

1

1

иг. упраж-я

31. 

«Путешествие в страну Математику» 

1

1

иг. упраж-я

32.

«Путешествие в страну Математику» 

1

1

иг. упраж-я

33

Мониторинг

1

1

иг. упраж-я

Итого:

33

32

Содержание учебно-тематического плана:

п/п

Тема

Кол-во часов

1.    

1

«Мониторинг».

Мониторинг знаний  по формированию элементарных математических представлений

1

2.     2

2

«Цвет и число» Формировать умение детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному  указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число. Педагог предлагает построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать,  сколько мест  в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета

1

3.     3

3

«Число и цвет» Закреплять понятие: «который  по счёту». Составить из палочек- вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, каким по порядку стоит голубой вагон?Вагон  какого цвета стоит четвертым?Какого цвета вагон левее желтого?

1

4.    

4

«Знакомство с логическими блоками Дьенеша». Ознакомительная беседа. Внесение нового пособия (игры) в группу. Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами. Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия. Познакомить с понятиями «логический блок», «кодовая карточка», учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.

1

5.    

5

«Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме» (по форме и размеру, по размеру и цвету.  Совершенствовать умение детей сравнивать, находить из множества объектов фигуры заданного параметра (цвет-размер) 

«Найди такие же как эта» по цвету, но другой формы; Совершенствовать умение детей сравнивать, находить из множества объектов фигуры заданного параметра (цвет-форма).  Развивать  наблюдательность, память, внимание, фантазию.

1

6.     6

6

«Как разговаривают числа?»

Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомит детей со знаками «>», «<».

Учить записывать и читать записи:

3< 4. 4 > 3. Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает   взять в левую руку палочку красного  цвета, а в правую – голубую.

- Какие числа у вас в руках?

- Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа?

Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга. 

1

7.    

7

«Дом и мебель для матрёшки».  

Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.

Предлагается построить дом, отбирая для стен - красные палочки, желтые - для крыши, розовую - для трубы. 

1

8.    

8

«Цепочка» 

 Совершенствовать навык, умение оперировать логическими способностями: от произвольно выбранной фигуры надо построить как можно более длинную цепочку

 Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).

1

9.    

9

«Лесенка высокая и низкая»

 Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине. Педагог обращает внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них заборы. 

1

10.

10

«Стулья для семьи»

Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения  (выше – ниже, шире - уже, больше - меньше). Педагог предлагает сделать из 4 желтых палочек стул, рядом сделать большой стол. Предлагает сделать стульчик для маленького ребёнка, сравнивать стулья. 

1

11.

11

«Второй ряд»

 Совершенствовать умение, навык выстраивать логические ряды фигур к выложенным 5-6 фигурам по предложенным вариантам. 

1

12.

12

«Домино» 

Совершенствовать умение находить верный вариант для решения логической задачи. (Варианты ходов могут быть разные. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры.)  

1

13.

13

«Весы»

Закреплять понимание отношений  между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на …,  меньше  на…», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий.

Дети на одну чашу весов помещают палочку  большего размера (например-5 , на другую-4). Аналогично сравнивают другие числа. 

1

14.

14

«Игра с Винни - Пухом»

Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.

Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10. Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6». 

1

15.

15

«Раздели фигуры»

 Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром; развивать внимание, логическое мышление. Д/Игра: «Кто где живёт» Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). 

1

16.

16

«Игра с одним обручем» 

 Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром; развивать внимание, логическое мышление.

Д/Игра: «Весы» Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на, меньше на, умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

1

17.

17

«Чёт-Нечет»

Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей данного числа»; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи.

На одних столах лежат «четные палочки», на других - «нечётные». Предлагается построить из палочек лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой. Появляются 2 разные лесенки; с помощью розовой палочки определяется разница между смежными ступеньками. Обе лесенки читаются в числах.

1

18. 18

18

«Состав числа» 

Учить детей составлять число из единиц; учить  понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.

Педагог говорит детям, что в городе чисел есть дома с 2,3,4,5,6 этажами. Дети расселяют единицы в домики и выстраивают из домиков улицу,  число жильцов - единиц соответствует № дома. Домики числа вырастают каждый раз на один этаж.

1

19.

19

«Отрицание цвета, размера»

Знакомство с символикой отрицание цвета, размера. воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цветаи размера.  

1

20.

20

«Спасатели приходят на помощь»

Продолжать учить детей выкладывать(строить) дома по схемам.

- формировать понятие об отрицании (классификация по одному свойству)

- развивать умение читать кодовые обозначения,

- развивать конструктивные умения, творчество, фантазию,

- развивать речь, за счет активизации словаря, умения объяснить свою позицию.

1

21.

21

«Как ещё растут дома из чисел»

Учить составлять число из 2 меньших

чисел.«В город чисел приехал клоун, он хочет пригласить жителей города на представление. Но некоторые из них ушли из домиков». Педагог просит помочь клоуну найти  этих жителей и рассадить  по этажам.

1

22.

22

«Как узнать № домов на новой улице?»

   Учить составлять число из 2 меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. Педагог  говорит о том, что строители построили дома на новой улице, но забыли проставить на них нумерацию. Как помочь новосёлам узнать нумерацию своих домов. Дети выкладывают палочками разной длины каждый этаж дома и выясняют, какая цифра должна находиться на крыше.

1

23.

23

« Отыщи клад»

Закреплять умение различать цвета и размеры, формировать представление о символическом изображении вещей.

- закреплять умение читать знаки- символы( признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма)

- выбирать необходимый блок из нескольких,

-развивать мышление, внимание, усидчивость.

1

24.

24

« Помоги фигуркам выбраться из леса »

Подвести к пониманию отрицания свойств, умению производить логические операции «не», «и», «или» и с помощью этих операций строить истинные высказывания.

- Кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

- Развивать логическое мышление

- Приучать к строгому выполнению правил.

1

25

«Полосатая салфетка»

 Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 6 из 2 меньших чисел.

Предлагается сделать из палочек фиолетового цвета квадрат-салфетку. Каждый ряд каймы вышить 2 «разными нитками»- палочками (белой и желтой, розовой и красной )

1

25.

26

«Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.

Составлять коврики для чисел 7,8,9,10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления  о действиях сложения и вычитания. Сплести ковер заданного размера, (для чисел 7,8,9,10), ковер считается законченным, если учтены все варианты состава чисел 7,8,9,10.

1

26.

27

«Новости из Простоквашино»

развивать способность к анализу, абстрагированию, умение «читать» схему, кодировать и декодировать информацию.

- устанавливать равенство групп предметов.

- формировать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (линейный и разветвленный алгоритм).

1

27.

28

«Как белочка и Ёжик играли числами?» Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей  числа, устанавливать логические связи.

1

28.

29

«Покажи, как растут числа»

Продолжать учить детей увеличивать, уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, учить сравнивать смежные числа, Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.

1

29.

30

«Путешествия со Звездочетом» Развивать мыслительные умения: анализировать формы предметов, сравнивать их по свойствам, классифицировать.

- Развивать пространственное мышление, воображение, комбинаторские способности.

- Способствовать развитию художественных способностей.

1

30.

31-32

«Путешествие в страну Математику»

развивать мыслительные способности детей: воображение, мышление, внимание и речь.

- уметь кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, используя знаки символы отрицания.

- приучать к строгому выполнению правил.

- воспитывать интерес к играм математического содержания. 

2

33

Мониторинг 

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По итогам реализации программы кружка дети будут:

-       Уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину; классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.

-       Различать цвета палочек.

-       Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на изображение в натуральную величину.

-       Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;

-       Свободно ориентируются по числовому ряду;

-        Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;

-        Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;

-        Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;

-        Совершенствуются представления о геометрических фигурах;

-       Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;

-        Повысится уровень знаний в области счёта;

-        Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.

-        Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.

-       «Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств.

-       Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.

-       Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую палочку.

-       Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на более сложные изображения в натуральную величину.

-       Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям

-       «Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы Выкладывать изображения по памяти.

-       Уметь работать со схемами.

-       «Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств. Полученные результаты дети демонстрируют на открытом занятии для родителей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

- Цветные счётные палочки Кюизенера.

- Блоки Дьенеша.

- Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Цветные схемы-карточки.

Методы:

-       Творческие

-       Развивающие

-       Индивидуальные и коллективные

Подходы:

-       Сотрудничество и партнерство

-       Индивидуальный

-       Гуманно-личностный 

Алгоритм занятия: краткое описание структуры занятия и его этапов.

Дидактические материалы: раздаточные материалы, технологические карты, наборы палочек Кюизенера, блоки Дьенеша. 

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

2. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан»  от 1 июля 2013 года № 696-з;

3.Конституция Республики Башкортостан (24.12.1993);

4. Конституция Российской Федерации (12.12.1993);

5. Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.); 

6. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

8.       Письмо  Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с. 

10. Комарова Л. Д. Как  работать с палочками  Кюизенера?  М. ; Издательство ГНОМ и Д. 2008, -64.

11. Панова Е. Н., - Воронеж: ЧП Лакоценина С. С., 2007.-96 с.

12. Оценка результативности программы проводится на основе « Диагностики уровня усвоения программы» «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса.

13. Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера.

14. Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера.

15. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе: учеб.-метод. пособие по коррекционной педагогике для студентов заочного и дневного отделений вузов[Текст]/ сост. Т.Г Неретина, С.В. Суфлян, Н.А. Еремеева; под общ. ред. Т.Г Неретиной. – 2-е изд., перераб. И доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 196 с. 

Электронные ресурсы:

1. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст): практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ : [метод. пособие]/авт.-сост. Е. Н. Панова. - Сер. Младший возраст – Воронеж, 2006.

2. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996.

3. Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

4. Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.

5. Система Дьенеша Швайка Т.С.Блоки Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности 

Приложение 1

Календарный учебный график

п/п

месяц

число

время проведения занятия

форма занятия

кол-во часов

Тема занятия

Место поведения

Форма контроля

1.       

октябрь

5.10.16

16.10.-16.35

игровая

1

Мониторинг.

доп. группа

иг. упраж-я 

2.       

12.10.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Цвет и число»

доп. группа

иг. упраж-я

3.       

19.10.16

16.10.-16.35

игровая

1

 «Число и цвет»

доп. группа

иг. упраж-я

4.       

26.10.16

16.10.-16.35

игровая

1

Знакомство с логически-ми блоками Дьенеша.

доп. группа

иг. упраж-я

5.       

ноябрь

2.11.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме» 

доп. группа

иг. упраж-я

6.       

9.11.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Как разговаривают числа?»

доп. группа

иг. упраж-я

7.       

16.11.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Дом и мебель для матрёшки».

доп. группа

иг. упраж-я

8.       

23.11.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Цепочка»  

доп. группа

иг. упраж-я

9.       

 

30.11.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Лесенка высокая и низкая» 

доп. группа

иг. упраж-я

10.   

декабрь

7.12.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Стулья для семьи» 

доп. группа

иг. упраж-я

11.   

 

14.12.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Второй ряд» 

доп. группа

иг. упраж-я

12.   

 

21.12.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Домино»  

доп. группа

иг. упраж-я

13.   

 

28.12.16

16.10.-16.35

игровая

1

«Весы»

доп. группа

иг. упраж-я

14.   

 

11.01.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Игра с Винни - Пухом»

доп. группа

иг. упраж-я

15.   

 

18.01.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Раздели фигуры»  

доп. группа

иг. упраж-я

16.   

 

25.01.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Игра с одним обручем»  

доп. группа

иг. упраж-я

17.   

февраль

01.02.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Чёт-Нечет»

доп. группа

иг. упраж-я

18.   

 

08.02.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Состав числа» 

доп. группа

иг. упраж-я

19.   

 

15.02.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Отрицание цвета, размера»

доп. группа

иг. упраж-я

20.   

 

22.02.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Спасатели приходят на помощь»

доп. группа

иг. упраж-я

21.   

 

01.03.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Как ещё растут дома из чисел» 

доп. группа

иг. упраж-я

22.   

 

15.03.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Кто в домике живёт?»

доп. группа

иг. упраж-я

23.   

 

22.03.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Отыщи клад»

доп. группа

иг. упраж-я

24.   

 

29.03.17

16.10.-16.35

игровая

1

« Помоги фигуркам выбраться из леса »

доп. группа

иг. упраж-я

25.   

 

05.04.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Полосатая салфетка»

доп. группа

иг. упраж-я

26.   

 

12.04.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.

доп. группа

иг. упраж-я

27.   

 

19.04.17

16.10.-16.35

игровая

1

«Новости из Простоквашино»

доп. 20.04.17группа

иг. упраж-я

28.   

 

26.04.17

16.10.-16.35

игровая

 

«Как белочка и Ёжик играли числами?»

доп. гру27.04.17ппа

иг. упраж-я

29.   

 

3.05.2017

16.10.-16.35

игровая

 

«Покажи, как растут числа»

доп. группа

иг. упраж-я

30.   

 

10.05.17

16.10.-16.35

игровая

 

«Путешествия со Звездочетом»  

доп. группа

иг. упраж-я

31.   

 

27.05.17

16.10.-16.35

игровая

 

«Путешествие в страну Математику» 

доп. группа

иг. упраж-я

32.   

 

24.05.17

16.10.-16.35

игровая

 

«Путешествие в страну Математику» 

доп. группа

иг. упраж-я

33.   

 

31.05.17

16.10.-16.35

игровая

 

Мониторинг

доп. группа

иг. упраж-я

Диагностическая карта«Занимательная математика» 


Ф.И. ребёнка

Проявляет интерес к деятельности

Принимает игровую задачу

Умеет считать в пределах 10 в прямом порядке и обратном порядке.е

Умеет узнавать цифры в пределах 9,  составлять числа до 5 из единиц и двух меньших чисел.

Умеет ориентировать в окружающем пространстве, обозначать словами местоположение предметов в пространстве.

Строит разнообразные постройки, используя объёмные и плоскостные палочки 

Умение осваивать действия с предметом 

Использует речь в процессе игры 

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Абдуллина Амалия

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Асанова Карина

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

Асанов Слава

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

Ахметшин Равиль

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Багаутдинов Азиз

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Биннатова Даяна

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Булыгина Ксения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Варавин Василий

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

Губайдуллин Эм.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Давлетов Арслан

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

Давлетов Самир

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Жиганова Вероника

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Ильгамов Амир

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Кольцова Виктория

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Кузнецов Роман

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Мигранов Арслан

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Минигулова Лиана

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Орлов Сергей

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

Сахаутдинова Айд.

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Семёнова Карина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Ситдикова Рената

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Ткач Виолетта

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

Фаттахова Ралина

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-2

Шабунин Павел

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

2 - выполняет все предложенные задания самостоятельно

1 - выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания 

0 - не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает 

В-2; С-1; Н-0

Критерии оценки уровня усвоения программного материала:

Высокий уровень: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, блоков группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.

Средний уровень: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек не совсем ориентируется в схемах. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

Низкий уровень: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками и блоками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.