Особенности ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Дата публикации: 2018-12-20 17:31:55
Статью разместил(а):
Хайрзаманова Айгуль Нурисламовна

Особенности ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Автор: Хайрзаманова Айгуль Нурисламовна

Учитель-дефектолог МБОУ «С(К)ОШ № 127 г. Челябинска» ДО

 

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.

У детей с нарушениями зрения очень затруднено восприятие окружающего мира, которое имеет большое значение в общем развитии и обучении данной категории детей. Поэтому работу над ориентировкой в пространстве нужно начинать с ребенком как можно раньше, с дошкольного возраста.

Т.А. Вишневская отмечает, что для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношении. Нарушение глазодвигательных функции вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.).

Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Для проблемных детей, в частности, для детей со зрительными нарушениями, овладение пространственными представлениями и навыками ориентировки в пространстве имеет особое значение, так как и сенсорный дефект значительно осложняет процесс формирования этих представлений и навыков.

По мнению Л.И. Солнцевой у слабовидящих старших дошкольников, по сравнению с нормально видящими, развитие пространственной ориентировки протекает медленнее и сопровождается значительными трудностями. Это связанно с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем мире сильно ограничена, к тому же они, как правило, не умеют пользоваться при ориентировке пусть и неполноценным, но все же зрением и другими сохранными анализаторами.

Кроме того, нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его психическому и физическому развитию.

Как показывает практика, среди детей со зрительной патологией, старшие дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую обширную группу. В исследованиях Л.И. Плаксиной, М.И. Земцовой,  Л.И. Солнцевой, E.H. Подколзиной, и др. отражены основные особенности зрительно-пространственного восприятия детей этой категории, обусловленные, прежде всего, монокулярным характером зрения: невозможностью полноценно воспринимать удаленность, глубину, объемность и протяженность пространства; сложностью фиксации истинного положения объектов в пространстве.

По мнению Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош, дети старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием при монокулярном характере зрения отстают от нормально видящих сверстников в процессе формирования у них пространственных представлений. Для детей данной категории характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и т.д. Отражение пространства и пространственных отношений у старших дошкольников с нарушениями зрения носит диффузный, нерасчлененный характер. В результате нарушения глазодвигательных функций, у них значительно снижен зрительный контроль, отсюда и все вышеперечисленные ошибки и неточности в восприятии пространства и правильной ориентировки в нем.

В.С. Сверлов отметил, что нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения слабовидящими детьми старшего дошкольного возраста формы, величины, а также пространственного расположения предметов. Поэтому ориентировка в пространстве таких детей, основанная на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.). Так как дети с нарушением зрения испытывают трудности в правильном восприятии формы и размеров, оценке положения предметов, в узнавании обозначений и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах, а также воспринимают изображения не в полном объеме, необходимо обогащать их зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечивающих предоставление информации об окружающей действительности, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Изучение особенности восприятия пространства и пространственных представлений у слепых и слабовидящих детей показало, что пространственные представления успешнее всего формируются в процессе активной деятельности детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни. Исследования придают огромное значение процессу разработки методик по формированию у детей с нарушениями зрения представлений о замкнутом пространстве с использованием понятийного мышления и воссоздающего воображения, так как это дает им возможность свободно ориентироваться в любом незнакомом пространстве.

Одной из специфических проблем детей с нарушениями зрения является «преимущественное использование детьми несовершенного остаточного зрения, которое не обеспечивает формирование у них умений и способов ориентирования».

По мнению М. И Земцовой, не соблюдается принцип системной деятельности анализаторов. В этом заключен основной недостаток существующей системы обучения слабовидящих дошкольников пространственной ориентировке. Чтобы его избежать, педагогам необходимо помнить, что основным видом деятельности в старшем дошкольном возрасте все еще остается игра, в том числе игра подвижная, поэтому для того, чтобы наиболее эффективно обучить старших дошкольников с нарушениями зрения основам правильной ориентировки в пространстве, необходимо выбирать те развивающие занятия, которые выражены в подвижной игровой форме. Именно поэтому большое значение в системе специального обучения ориентировке в пространстве занимают специальные игры и упражнения.

Эффективность обучения через игру достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре. Тифлопедагог организует работу с детьми таким образом, что их игровые действия тесно связаны с уже сформированными навыками практической ориентировки в пространстве. Чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре. Важно и то, что в играх слабовидящие дошкольники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Поэтому если ребенок нуждается в помощи педагога, оказывать ее нужно незаметно, чтобы ребенок не потерял веры в возможность самому выполнять игровое задание.

 

Литература:

1. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. - М.: «Логос», 2008.

2. Вишневская Т. А. Завалишина О. В. Программа дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Алматы — 2010 г. 

3. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Л.А.Дружинина и др.; науч. ред. Л.А.Дружинина]. - Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

4. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: Полиграф-сервис, 2000.

5. Эльконин Ф.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 2005.