Реализация принципов организации развивающей предметно-пространственной среды
Реализация принципов организации развивающей предметно-пространственной среды при создании условий для исследовательской деятельности в группе
Автор: Алексеева Вероника Михайловна
МБДОУ "Детский сад № 25"
Малыш – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:
Содержание познавательно-исследовательской деятельности представлено несколькими темами:
Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.).
Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы).
Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
Исследовательская деятельность, в процессе которой проявляются и развиваются исследовательские способности - это умения:
- видеть проблему;
- выдвигать гипотезу;
- задавать вопросы;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- высказывать суждения;
- делать выводы;
- доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования данного процесса педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо соблюдать общеизвестные правила для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения.
Следует поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она обуславливает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно следует объяснить, почему вы это запрещаете, и помочь определить, что можно или как можно.
С раннего детства необходимо побуждать ребёнка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивать его волевые усилия и активность. Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, следует беседовать с ним о его намерениях, целях, о том как добиться желаемого результата. Работа по формированию исследовательской деятельности у дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно:
1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включает в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций.
2 этап – ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований. На этом этапе предлагается классификация, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований.
3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекается вся группа, дети сами определяют цели и методы их достижения.
Еще одним обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в группе предметно-пространственной среды, которая должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности, расширяющее опыт ребёнка: достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, открытки с изображением растений пресмыкающихся и земноводных, книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы, глобус, дидактические игры, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений («Ходит, плавает, летает», «Воздух-невидимка», «Взвешиваем, измеряем, сравниваем», «Что звенит»).
Материалы и оборудование для проведения опытов и экспериментов: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком, глиной, шишками, плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Образцы круп. Бутылочки, стаканчики разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, ложечки разных размеров, деревянные палочки.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.).
2) Место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового").
3) Место для проведения опытов.
4) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
При этом важно следующее:
- максимальная простота приборов;
- отчётливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребёнка в повторном показе (воспроизводимость опыта).
Наличие лаборатории даёт педагогу возможность:
- работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам детей;
- применять материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
- не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических соображений («Испачкаешься», «прольёшь» и т.д.).
Структура предметно-развивающей среды:
Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями.
Требования к предметно-развивающей среде:
1. Развивающий характер.
2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.
3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.
4. Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности.
5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.
Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности:
Младший дошкольный возраст (3-4 года):
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани".
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- семена бобов, фасоли, гороха;
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции, "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", "чудеса из стекла" и др.)
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет):
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции;
- мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня";
- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винты, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Подготовительный к школе возраст (6-7 лет):
• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
• тематические альбомы;
• коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".
• мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня")
• материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"
• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винты, шурупы, детали конструктора и т. д.
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
• Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. сито, воронки половинки мыльниц, формы для льда
• Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.
• Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
• Дневник наблюдений
• Картотека опытов
• Схемы проведения опытов
• Карточки подсказки (разрешающие-запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!