Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Реализация принципов организации развивающей предметно-пространственной среды

Дата публикации: 2019-01-15 14:46:50
Статью разместил(а):
Алексеева Вероника Михайловна

Реализация принципов организации развивающей предметно-пространственной среды при создании условий для исследовательской деятельности в группе

Автор: Алексеева Вероника Михайловна

МБДОУ "Детский сад № 25"

 

Малыш – природный исследователь окружающего мира.             

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. 

Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.     

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения и мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:

- непрерывная образовательная деятельность;
- беседы познавательного, эвристического характера;
- опыты, эксперименты;
- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
- игры (сюжетно-ролевые, развивающие);
- чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;
- наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;
- экскурсии и целевые прогулки;
- труд в природе;
- тематические дни и недели;
- конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;
- праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;
- художественная и конструктивная деятельность;
- речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности представлено несколькими темами:

Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).

Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).

Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.).

Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы).

Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)

Исследовательская  деятельность, в процессе которой  проявляются и развиваются  исследовательские  способности - это умения:

- видеть проблему;

- выдвигать гипотезу;

- задавать вопросы;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- высказывать суждения;

- делать выводы;

- доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования данного процесса педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо соблюдать общеизвестные правила для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения.

Следует поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она обуславливает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно следует объяснить, почему вы это запрещаете, и помочь определить, что можно или как можно.

С раннего детства необходимо побуждать ребёнка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивать его волевые усилия и активность. Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, следует беседовать с ним о его намерениях,  целях, о том как добиться желаемого результата.   Работа по формированию исследовательской деятельности у   дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно:

1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включает в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций.

2 этап – ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований. На этом этапе предлагается классификация, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований.

3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекается вся группа, дети сами определяют цели и методы их достижения.

Еще одним обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в группе предметно-пространственной среды, которая  должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности, расширяющее опыт ребёнка: достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы,    открытки с изображением растений   пресмыкающихся и земноводных,   книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным  материалом, географические карты и атласы, глобус, дидактические игры, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений («Ходит, плавает, летает», «Воздух-невидимка», «Взвешиваем, измеряем, сравниваем», «Что звенит»).   

Материалы и оборудование для проведения опытов и экспериментов: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком, глиной, шишками, плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Образцы  круп.   Бутылочки, стаканчики разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, ложечки разных размеров, деревянные палочки.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.).

2) Место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового").

3) Место для проведения опытов.

4) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

При этом важно следующее:

- максимальная простота приборов;

- отчётливая видимость изучаемого явления;

- возможность участия ребёнка в повторном показе (воспроизводимость опыта).

Наличие лаборатории даёт педагогу возможность:

- работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам детей;

- применять материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

- не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических  соображений («Испачкаешься», «прольёшь» и т.д.).

Структура предметно-развивающей среды:

Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями.

 

Требования к предметно-развивающей среде:

1. Развивающий характер.

2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей  других видов деятельности.

3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.

4. Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности.

5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.

 

Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции – экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов (природного, "бросового");
4) место для проведения опытов;
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Младший дошкольный возраст (3-4 года):

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани".         

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

- семена бобов, фасоли, гороха;

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста;

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 

Средний дошкольный возраст (4-5 лет):

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции, "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы"

- Мини-музей (тематика различна, например "камни", "чудеса из стекла" и др.)        

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,  красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- семена бобов, фасоли, гороха

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  среднего возраста.

-  персонажи, наделанные определенными чертами  ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

 

Старший дошкольный возраст (5-6 лет):

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

 - серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции;

- мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня";       

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина";

 - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винты, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда

- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки         

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 

Подготовительный к школе возраст (6-7 лет):

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

• коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".

• мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня")

• материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винты, шурупы, детали конструктора и т. д.

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

• Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.  сито, воронки  половинки мыльниц, формы для льда

• Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.

• Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

• Дневник наблюдений

• Картотека опытов

• Схемы проведения опытов

• Карточки подсказки (разрешающие-запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать. 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь