Значение сенсомоторного развития у детей раннего возраста в детском саду

Дата публикации: 2019-01-19 14:35:35
Статью разместил(а):
Патронова Светлана Викторовна

Значение сенсомоторного развития у детей раннего возраста в детском саду

Автор: Патронова Светлана Викторовна

 

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного развития ребёнка, без которого невозможно нормальное формирование его умственных способностей. 

В статье раскрываются особенности сенсомоторного развития детей раннего возраста и предложена оптимальная модель организации образовательного пространства групп раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Организация образовательного пространства для сенсомоторного развития детей раннего возраста

В каждом возрастном периоде развития дошкольника необходимо обращать внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.

В раннем возрасте ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

В ФГОС дошкольного воспитания отмечено, что в раннем возрасте складывается потенциал для дальнейшего познавательного развития ребёнка.

В соответствие с ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, пространстве и времени).

Это и есть сенсорное развитие детей, которое мы начинаем закладывать с раннего возраста. 

Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством известных педагогов, среди которых Э.Г. Пилюгина, Е.А. Янушко, Л.Н. Павлова считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. 

Очень важно в раннем возрасте у детей развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Это достигается разными путями: включением движения рук по предмету в процессе его восприятия и обследования (выделение свойств и качеств), (возьмем мячик и кубик, будем их рассматривать, какой они формы, на ощупь, мячик - мягкий, а кубик - твердый). Движениями рук в воздухе (рисуем солнышко в воздухе); поглаживанием пальцами и ладонями поверхности предмета. 

При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет действовать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

В ФГОС указывается, что конкретное содержание познавательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности – это общении, игра, познавательно-исследовательская  деятельность (как сквозной  механизм развития ребенка).

В ФГОС указывается, что в работе с детьми  раннего возраста, используются такие деятельности, как предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживания и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

И задача воспитателя здесь состоит не только в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а еще и  в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

В предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками ребенок использует различные предметы, рассматривает и обследует их. Такую работу мы проводим в нашем тематическом мини-музее. Это долгосрочный проект, который длится уже второй год.

Уже разработаны темы «Курочка-рябушечка», «Котя-коток», «Дружок». Работа по каждой теме включает в себя, рассматривание объектов, обследование объектов, обыгрывание и экспериментирование. На каждом этапе запланировано решение задач сенсорного развития детей. Наш музей создан для детей раннего возраста, поэтому здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей.  

Я расскажу как на примере мини-музея «Курочка-рябушечка», осуществляется сенсорное развитие детей раннего возраста.

Рассматривание курочки, петушка, цыплят. У них есть клюв, лапки, крылышки, хвост. У петушка и курочки гребешок, бородка.

Обследование: цыплята - маленькие, желтые, пушистые. Курочка, петушок – большие. Строим для них заборчик, стульчик из кубиков и кирпичиков. Лепим из пластилина зернышки, здесь происходит развитие мелкой моторике рук (отщипывание, раскатывание).

Обыгрывание проходит с музыкальным сопровождением, рассказыванием потешек, в инсценировках сказок, с участием взрослых.

Экспериментирование: рассматриваем зернышки (пшено), оно очень маленькое, круглое, тонет в воде. После рассматривания зернышек, можем, покормить курочку и цыплят пшеном,  дать попить водички. 

Так мы используем мини – музей в сенсорном развитие наших детей.

В совместной деятельности мы предлагаем  малышу различные новые интересные задания по сенсорному развитию, подключаемся к его игре. Учим самостоятельно выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке.

Много проводится индивидуальной работы с детьми, но мы всегда стараемся, чтобы эта работа не превращалась в дополнительные занятия. Мы заинтересовываем ребенка,  вызываем у него желание поиграть с дидактическим материалом.

В совместной деятельности используются разнообразные игры: игры в парах, пальчиковые игры, игры – забавы, игры эксперименты с водой и песком, работа с дидактическим столом.                                    

Закрепление полученных знаний и умений в этой области происходит в самостоятельной деятельности детей, на прогулке, и в повседневной жизни.

Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте, поэтому в первую очередь детям следует предлагать задания, в которых величина, форма и цвет включаются в условие выполнения предметных действий. Для этого необходимо создать оптимальную предметную среду.

В ФГОС дошкольного воспитания рассматриваются требования к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

По ФГОС развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Среда нашей группы соответствует требованиям ФГОС ДО в полном объеме.

Насыщенность среды в нашей группе соответствует возрасту детей, есть место для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Предметная среда в группе зависит от образовательной ситуации. Имеется  малый дидактический стол, стол для игр с песком и водой, которые можем переносить в любое место в группе. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки.

Группа располагает множеством пространств, где наши дети играют, конструируют, а так же есть уголок уединения, где малыш может посидеть один, уединиться. В этом уголке, есть множество предметов, связанных с сенсорным развитием -  это разноцветные игрушки, мягкие мячики, кубики, сенсорный куб, звуковые молоточки, музыкальные игрушки.

Уголок ряженья, где весь материал создан своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (надела юбку красную, шапку зеленую и т. д.) Уголок «Семья» (кухня), в котором есть посуда разных размеров и цветов. Здесь так же идет закрепление величины и цвета, формы.  Много игр и игрушек, к которым дети могут свободно подойти.

В группе для детей доступны все зоны, где осуществляется образовательная деятельность. Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Все находится на уровне глаз ребенка.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды.

Сенсорное воспитание необходимо осуществлять в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью детей. К концу раннего возраста наши дети понимают сенсорный эталон – различают основные цвета, называют и показывают формы предметов, знают свойства предметов (мягкий, твердый), умеют правильно называть какое-либо свойство предметов, но и четко представляют все разновидности этого свойства, и умеют применять такие представления в дальнейшем анализе.