Детско-родительские исследовательские проекты среди дошкольников «Юный эколог»
Детско-родительские исследовательские проекты среди дошкольников «Юный эколог"
Автор: Агаподченко Юлия Александровна
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.
Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей нашего ДОУ являются детско-родительские проекты.
Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.
Результатом совместного взаимодействия педагогов и родителей в детско-родительских проектах стало участие в городском конкурсе детско-родительских экологических проектов. Наш воспитанник подготовительной логопедической группы Влад К. со своей мамой представлял в этом конкурсе свой проект «Дикие животные Подмосковья» в форме лэпбука. Влад был награжден Дипломом за участие.
Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление различных игр и дидактических пособий, рисунков, макетов и др.
Реализация детско-родительских проектов помогает сплотить коллектив родителей, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для ребёнка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться в окружающем мире. А также особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.
Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверцами, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе со взрослым, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал, т.к. в дошкольном возрасте лучше развито наглядно-образное мышление.
2. Это отличный способ для повторения изученного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет изученное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к школе.
4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта (как в нашем случае) или тематической недели.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
· учебные;
· игровые;
· поздравительные, праздничные;
· автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
· стандартная книжка с двумя разворотами;
· папка с 3-5 разворотами;
· книжка-гармошка;
· фигурная папка.
Организация материала:
· стандартные кармашки;
· обычные и фигурные конверты;
· кармашки-гармошки;
· кармашки-книжки;
· окошки и дверцы;
· вращающиеся детали;
· высовывающиеся детали;
· карточки;
· стрелки;
· пазлы;
· чистые листы для заметок и т.д.
С чего начать создание лэпбука?
1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. В нашем случае – дикие животные Подмосковья.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших кармашков. Например: собери картинку, отгадай загадку, назови животное, кто что ест, кто где зимует, детеныши и животные, прочитай слово, расскажи историю, придумай слово на заданную букву и др.
3. Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Ворде, Пэйнте, выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации.
4. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок.
Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.