Детско-родительские исследовательские проекты среди дошкольников «Юный эколог»

Дата публикации: 2019-01-29 17:00:16
Статью разместил(а):
Агаподченко Юлия Александровна

Детско-родительские исследовательские проекты среди дошкольников «Юный эколог"

Автор: Агаподченко Юлия Александровна

 

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.

 Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей нашего ДОУ являются детско-родительские проекты.

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.

Результатом совместного взаимодействия педагогов и родителей в детско-родительских проектах стало участие в городском конкурсе детско-родительских экологических проектов. Наш воспитанник подготовительной логопедической группы Влад К. со своей мамой представлял в этом конкурсе свой проект «Дикие животные Подмосковья» в форме лэпбука.  Влад был награжден Дипломом за участие.

Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление различных игр и дидактических пособий, рисунков, макетов и др.

Реализация детско-родительских проектов помогает сплотить коллектив родителей, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для ребёнка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться в окружающем мире. А также особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.

Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать? 

Лэпбук  – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.  Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверцами, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе со взрослым, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. 

Из чего состоит лэпбук? 

Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме.

Зачем нужен лэпбук? 

1.      Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал, т.к. в дошкольном возрасте лучше развито наглядно-образное мышление.

2.      Это отличный способ для повторения изученного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет изученное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3.      Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к школе.

4.     Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта (как в нашем случае) или тематической недели.

 

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

·        учебные;

·        игровые;

·        поздравительные, праздничные;

·        автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

·        стандартная книжка с двумя разворотами;

·        папка с 3-5 разворотами;

·        книжка-гармошка;

·        фигурная папка.           

Организация материала:

·        стандартные кармашки;

·        обычные и фигурные конверты;

·        кармашки-гармошки;

·        кармашки-книжки;

·        окошки и дверцы;

·        вращающиеся детали;

·        высовывающиеся детали;

·        карточки;

·        стрелки;

·        пазлы;

·        чистые листы для заметок и т.д.

 

С чего начать создание лэпбука? 

1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая  - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. В нашем случае – дикие животные Подмосковья.

2. После того, как вы определились с темой, составьте   план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших кармашков. Например: собери картинку, отгадай загадку, назови животное, кто что ест, кто где зимует, детеныши и животные, прочитай слово, расскажи историю, придумай слово на заданную букву и др.

3. Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Ворде, Пэйнте, выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации.

4. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок.

Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.