Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Организация родительских гостиных как эффективная форма приобщения дошкольников к духовным ценностям народа

Дата публикации: 2019-02-04 15:53:57
Статью разместил(а):
Антуганова Галина Владимировна

Организация родительских гостиных как эффективная форма приобщения дошкольников к духовным ценностям народа

Автор: Антуганова Галина Владимировна

МДОУ «Детский сад № 350 Дзержинского района Волгограда»

Актуальность

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности  в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности, музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ре­бенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких де­тей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вы­растает здоровым нравственно.

К сожалению, в настоящее время общение родителей и детей очень ограничено в силу многих причин. Детский сад не может заменить семью, решить ее проблемы, но может помочь в эффективном  взаимодействии взрослых и детей посредством их приобщения к духовным ценностям народа.

С этой целью в нашем образовательном учреждении была выбрана наиболее приемлемая форма организации совместной  деятельности воспитанников – «Родительская гостиная». Такая форма предполагает использование познавательных бесед, театрализованных представлений, которые иллюстрируются различными видами народного фольклора: песнями, хороводами, играми, потешками, танцами и др.

Проведение таких совместных мероприятий способствует взаимопониманию педагогов, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.

Цель опыта:

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к духовным ценностям народа посредством организации родительских гостиных.

Задачи опыта:

1.   Определить содержание и структуру родительских гостиных по приобщению детей к духовным ценностям народа.

2.   Познакомить детей с обычаями  и календарными праздниками русского народа.

3.   Способствовать повышению педагогической компетентности родителей посредством народного искусства.

Для организации родительских гостиных использовались следующие методы и приёмы:

- словесные (беседа, рассказ);

- наглядные (иллюстрации, показ);

- практические (исполнительская деятельность).

В качестве средств использовались:

- народные праздники, интегрирующие разные виды детской деятельности;

- предметы декоративно – прикладного искусства;

- грамзаписи и аудиозаписи народных мелодий и песен;

- хорошо иллюстрированная детская литература по народному фольклору;

- народные игрушки;

- наглядный материал.

 

Технология опыта работы

Алгоритм работы с родителями:

1.    Анкетирование и опросник для выявления родителей, участвующих в организации и проведении гостиных.

2.    Родительская гостиная:

а) «Банк идей» - обсуждение календарного праздника;

б) распределение ролей;

в) разучивание музыкального материала;

г) подготовка реквизита.

3.  Проведение совместных развлечений.

Первым этапом работы по организации родительских гостиных стало проведение анкетирования семей (Приложение № 1), целью которого являлось выявление родителей, желающих принимать участие в этих мероприятиях. По результатам анкетирования выяснилось, что многие мамы и папы хотели бы стать активными участниками гостиных. Им был предложен опросник, в котором определялись виды деятельности взрослых (Приложение № 2).

Для организации таких мероприятий подбирался соответствующий материал: календарные праздники, песни, хороводы, танцы и т.д. На этой основе были разработаны:

· перспективный план проведения гостиных (Приложение № 3);

· тематический план включения различных форм фольклора в музыкальные занятия (Приложение № 4);

· цикл бесед для взрослых (Приложение № 5);

· сценарии совместных развлечений (Приложения № 6).

Следующий этап – Организация родительской гостиной. Она проходит в начале каждого месяца. На встрече проводится ознакомительная беседа по содержанию календарного праздника. С участниками обсуждается мероприятие в виде «Банка идей», для дальнейшего написания сценария распределяются роли, выбираются родители, которые будут ответственными за изготовление костюмов и реквизита. Здесь также проводятся ознакомительные беседы, позволяющие узнать смысловое содержание праздника. Музыкальный материал разучивается в индивидуальном порядке.

С детьми также проводятся познавательные беседы о русских народных праздниках на занятиях по развитию речи. На музыкальных занятиях знакомятся с песнями, закличками, хороводами, организуются  игры с пением, танцы, разыгрываются сценки.

Итоговым мероприятием каждого календарного праздника является совместное развлечение детей и родителей, которое проводится в конце месяца.

В качестве примера рассмотрим подготовку родительской гостиной «Масленица».

1. Провели ознакомительную беседу по содержанию календарного праздника.

Фрагмент беседы:

«В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым – одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки:

Не житье, а Масленица.

Как коту Масленица.

В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник детвора: «Душа ль ты моя Масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!» После этого ребята кричали: «Приехала Масленица! Приехала!» И начиналось веселье.

Каждый день масленицы носит свое название: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыш»; среда – «перелом», «лакомка»; четверг – «широкий»; пятница – «тещины вечера»; суббота – «золовкины посиделки», «проводы»; воскресенье – «прощеный день».

2.  Подобран музыкальный и речевой материал:

- фрагмент оперы «Снегурочка» Н.А. Римского – Корсакова: сцена «Масленица»;

-  обрядовые песни «Дорогая наша Масленица», «Заинька по сеничкам»;

-  хороводы «Кострома», «Ой, блины»;

-  заклички «Прощай, Масленица»;

-  игры с пением «Арина», «Гори-гори ясно»;

- подвижные игры «Петушиный бой», «Перетяни канат», «Катание на метле», «Хлоп-хлоп».

3 . Распределили роли (родители).

4. Обсудили и частично изготовили  элементы костюмов Ильи Муромца (шлем, меч; кольчуга - домашнее задание), Зимы (кокошник; белая накидка - д/з), Бабы Яги (маска; подготовить к празднику -  парик, юбку, жилет, метлу, лапти), Скоморохов (необходима рубаха в горох, шаровары).

5. Предполагаемое оформление музыкального зала:

- часть избы с русской печкой,

- самовар,

- скамья,

-  бутафорское солнышко,

- деревья,

- цветные ленты,

- чучело Масленицы.

Воспитатели создают ситуацию предвосхищения праздника: дети готовят пригласительные билеты для гостей, надевают народные костюмы. На праздник они идут рука об руку с родителями, в зале усаживаются рядом, что дает возможность передать ответственность за действия и эмоциональный настрой ребенка родным людям. Это позволяет превратить родителей из пассивных зрителей в активных участников.  

По окончании мероприятия организуется поле родительской рефлексии (дискуссии во время встреч «Родительских гостиных», впечатления, пожелания в   книге отзывов (Приложение № 7)).

 

Эффективность опыта работы

 Данный опыт работы  показал эффективность выбранной нами формы приобщения детей к духовным ценностям народа; помог вовлечь семью на основе сотрудничества в процесс воспитания, образования и развития детей;  повысил педагогическую компетентность родителей посредством народного искусства, сконцентрировал их внимание на детях, усилил чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, способствовал развитию способности родителей к педагогической рефлексии; объединил усилия всех субъектов образовательного процесса.

В результате данной работы:

1. Определены содержание и структура родительских гостиных по основным православным календарным праздникам.

2. Дети познакомились  с обычаями  и традициями русского народа на основе малых форм фольклора.

3. Родительские гостиные способствуют повышению педагогической компетентности родителей посредством народного искусства. Они  овладели методикой проведения бесед, основываясь на принципы доступности, краткости, наглядности. Умеют организовать и  провести подвижных игры, приобрели навыки изготовления элементов костюмов.

 

Список используемой литературы: 

1. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 144с.

2. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

3. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «Детство-Пресс», 1999. – 384с.

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 1998. – 304с.

6. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры: Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Сост. Е.С. Евдокимова. – Волгоград: Перемена, 1999. – 90с.

7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 224с.

8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

9. Календарные обрядовые праздники: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

10. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

 

Приложение №1

АНКЕТА  ИНТЕРЕСОВ  РОДИТЕЛЕЙ

Фамилия, имя родителей _______________________________________________

Дата заполнения _________________

Мы рады, что доверили воспитание и обучение вашего  ребенка педагогам нашего  детского сада. Мы очень рассчитываем на сотрудничество с вами. Наша программа ориентирована на активное участие родителей в работе групп. Чтобы мы имели представление о том, как именно вы могли бы участвовать в работе группы, заполните, пожалуйста, эту анкету, отметив в списке то, что вас наиболее привлекает.

Мне по силам (интересно, желательно) принимать участие в следующем:

-          посещение родительских собраний, выступление с опытом семейного воспитания ( по теме _____________)

-          посещение родительских всеобучей, дней открытых дверей

-          позаниматься с детьми в группах / укажите, пожалуйста, какие именно виды деятельности вам доставят особое удовольствие: чтение ______; рисование ____; музыка _______; игры ______ .

-          изготовление или оборудование чего-либо /оборудование игровой площадки, изготовление игрушек, костюмов,  рисование … 

-          участие в совместных спектаклях и развлечениях

-          помощь в организации праздников

-          придумывание с воспитателями нововведений

-          подбор дома нужных материалов (книги, пособия)  для группы

-          участие во «Встречах с интересными людьми» - рассказ о своей профессии, хобби, увлечениях (укажите, какие_________________________)

-          участие в «Сладких вечерах» (знак-во с этикетом, приготовление блюд и т. д. укажите, что _________________________)

-          другое (укажите, что).

Большое спасибо за сотрудничество.

 

Приложение №2

ОПРОСНИК

 Как именно вы могли бы участвоватьв гостиных

(нужное подчеркнуть):

1.   Исполнение роли.

2.   Ведение беседы.

3.   Изготовление костюмов, атрибутов.

4.   Проведение игр.

5.   Исполнение песен, танцев, игра на инструментах.

6.   Слушатель.

 

Приложение №3

 

Перспективный план «Родительских гостиных»

Дата

Название календарного праздника

1.

14 сентября

(Семенов день)

Мушиный праздник

2.

14 октября

(Покров)

Покровская ярмарка

3.

14 ноября

(Кузьма и           Демьян)

Кузьминки. Город мастеров

4.

14 января

(Святки)

Рождественские посиделки

5.

26 февраля

Масленица

6.

22 марта

(Сороки)

День птиц

7.

7 апреля

Пасха

8.

6 мая

(Георгий Победоносец)

Георгий Победоносец и змей

9.

Июнь

(Троица)

Праздник березки

10.

7 июля

(Иван Купала)

Иван Купала

 

Приложение № 4

Тематический план включения различных форм фольклора в музыкальные занятия:

Месяц

Песни

Хороводы

Игры с пением

Оркестр

Сентябрь

(Семенов день)

«А я по лугу»

«Как у наших у ворот», «На горе-то калина»

«Пчелки», «Жуки», «Мухи» Кюи

«Как у наших у ворот»

Октябрь

(Покров)

«А тари, тари, тари», «Где был, Иванушка»

«Уж мы сеяли ленок»

«Зайцы и лиса», «Петух»

«Дудочка-дуда»

Ноябрь

(Кузьма и Демьян)

«Прялица», «Во кузнице»,

«Как у наших у ворот»

«Ах вы, сени», «Каравай»

«Прялица»

«Ах вы, сени» (ложки)

Январь

(Святки)

«Овсень-каляда», «Святой вечер», «Каляда-маляда»

«Ох ты, зимушка-зима», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот»

«Игра с медведем», Игра с Бабой Ягой

«Ох ты, зимушка-зима»

Февраль

(Масленица)

«Бравые солдаты», «Ах, блины», «Масленица-кривошейка»

«Русская зима»

«Арина», «Гори-гори ясно», «Баба Яга»

«Полянка»

Март

(Сороки)

«Жаворонушки», «Ой, весна,весна», «Грачи-киричи»

«А мы просо сеяли», «Селезень и утка»

«Бай, качи», «Ворон», «Грачи летят»

«Ах вы, сени»

Апрель

(Пасха)

«Весна-красна», «Коровушка»

«Заинька», «Веснянка»

«Гори-гори ясно», «Карусель», «Родничок»

«Пойду ль я, выйду ль я»

Май

(Георгий Победоносец)

«Солдатушки-бравы ребятушки», «Земелюшка-чернозем»

«Веснянка»

«Кузнец»

«Капель»

Июнь

(Троица)

«Ты не бойсь, березка», «Земелюшка-чернозем»

«Во поле береза стояла», «Береза моя зелененькая»

«Ворон», «Мы на луг ходили»

«Лелим е лелим»

Июль

(Иван Купала)

«Как у нашей Дуни», «Пошла млада за водой»

«Было у матушки 12 дочерей», «Со вьюном я хожу»

«Лето, лето», «Заря-заряница»

«Барыня»

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь