Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа фольклорного кружка "Ложки - Матрешки"

Дата публикации: 2019-02-05 14:44:54
Статью разместил(а):
Г.С. Поземина

Рабочая программа фольклорного кружка «Ложки - Матрёшки»

(для детей дошкольного возраста 5-7 лет)

Автор: Г.С. Поземина

г. Ярославль

Пояснительная записка

Программа рассчитана на один год обучения

Современный детский фольклорный ансамбль изучает и пропагандирует подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается открытым звучанием, разговорной манерой пения, живым интонированием слова.

Преимущество фольклорного ансамбля состоит в его большой мобильности: он может выступать на любой площадке, празднике, мероприятии т.д. Музыкальное воспитание участников фольклорного ансамбля должно ориентироваться, прежде всего, на фольклор родного края. Музыкальный материал будет близок детям, так как он связан с речевой интонацией, со всеми ее местными особенностями.

Новому поколению, безусловно, трудно и сложно восстановить утраченные за долгие десятилетия традиции, обычаи, нравы, своих предков. Необходимо восстанавливать традиции, внедрять в воспитание детей. Целью фольклорного коллектива является изучение и пропаганда народного творчества.

Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений? Думаю, одной из главнейших задач сегодняшнего дня является возрождение национальной культуры.

Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие истинных традиций воспитания.

Народная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Народное творчество - эффективное средство активизации творческого потенциала ребенка, развития его общей культуры и личности в целом. Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека.

Задачи фольклорного ансамбля:

·         Воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значительной области музыкальной культуры

·         Изучение и освоение народной песни, ее основных творческих и исполнительских закономерностей

·         Формирование художественного вкуса

·         Развитие вокального слуха и певческого голоса

·         Приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной манере

·         Развитие творческих способностей, навыков импровизации

Репертуар я подбираю с учетом возрастных особенностей фольклорного ансамбля. Песни, подобранные специально с хореографическими движениями или театральным действием, должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем.

Программа составляется с учетом детского восприятия, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Желательно, чтобы хоровые песни перемежались с ансамблевыми или сольными номерами менялись по характеру, по настроению.

Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Пение учебно-тренировочного материала должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания я определяю в зависимости от учебно-творческих целей и конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 5 минут, а гораздо больше, так как дальнейший ход репетиции во многом зависит от вокальной "формы" детей, иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.

Упражнения стараюсь подобрать разнообразные по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни упражнения расширяют диапазон голоса, другие развивают гармонический слух, улучшают дикцию и т.д. Многие упражнения вырабатывают несколько навыков одновременно. Импровизация лежит в основе исполнения народной песни. Владение этим качеством делает фольклорный коллектив подлинно творческим и каждому его участнику доставляет истинную радость. В условиях бытования песни импровизация осуществляется естественно и свободно во время пения. Для наглядности просматриваем видео выступления фольклорных коллективов, анализируя записи.

Творческие упражнения ввожу буквально с первых занятий. Варьирование хорошо знакомых мелодий, один из наиболее доступных, на первом этапе, вид вокальной импровизации.

Большое внимание в детском фольклорном коллективе уделяю воспитанию у ребят культуры восприятия музыки, расширению их музыкального кругозора.

Слушание музыки, просмотр музыкальных кинофильмов, беседы о музыке - все это помогает развить художественный вкус, пробудить слушательский интерес. В работе с фольклорным коллективом можно использовать и некоторые формы экспедиционной работы. Это могут быть встречи с чьей-либо бабушкой, которая хорошо поет и знает народные песни. Для того чтобы реализовать поставленные в программе задачи, на занятиях использую в сочетании различные формы и методы обучения:

·         словесно-информационные;

·         наглядные;

·         практические (активно-творческие).

Каждое занятие по программе содержит теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается в начале занятия и несет информационно-познавательный характер.

Занятия в фольклорном кружке позволяет окунуться в мир народного творчества, она направлена на поэтапное освоение культурно-исторического наследия; общее развитие личности, включая и физическое совершенствование. Приобщает детей к широкому пласту духовно-нравственных, культурных традиций народа.

Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Основная национальная идея - служение высокому и прекрасному во всех его проявлениях. Другая существенная глубинная идея национального сознания - идея семьи, как частицы единого рода. Не случайно с древних времен наши мудрые предки наставляли своих питомцев хранить веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения и главное - учили, как нести все эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.

Современное общество на данном этапе осознает фольклор как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам.

Актуальность изучения фольклорного наследия очень своевременно, т. к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления. Фольклорное богатство народа - это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость характера, но и тайна его непобедимости. Занятия в кружке предоставляет обучающимся условия и среду для самореализации, развития творческого потенциала, пробы себя и своих сил в творческих занятиях и достойного достижения конечного результата: участие в театрализованных народных праздниках, праздничных концертах, конкурсах и фестивалях.

Цель кружка - приобщение детей к культуре народа через знакомство с народными обрядами, играми и традициями, праздниками.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

·         расширить и углубить знания по истории родного края;

·         формировать навыки общения через игру;

·         формировать певческую культуру с помощью малых форм фольклора;

·         формировать устойчивый интерес к познанию народных традиций, обрядов и праздников.

Развивающие:

·         развить творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного;

·         развить у ребенка способность к коммуникации через песенное общение, умение взаимодействовать в коллективе;

·         развитие творческих, исполнительных способностей через движения, укрепление физического состояния, усиление двигательной активности;

·         развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Воспитывающие:

·         создать единый творческий коллектив, основанный на дружбе, поддержке и доверии;

·         воспитать культуру отношений, уважение к народным традициям и обрядам;

·         формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе;

·         приобщение к национальным традициям, укрепление связи поколений.

Теоретическая часть включает в себя:

·         строение речевого аппарата;

·         манера исполнения;

·         анализ достигнутого исполнительского мастерства у обучающихся кружка после выступлений;

·         аналитический разбор разучиваемого произведения (жизненное содержание) как исполнить, чтобы донести до слушателя.

           Практическая часть закрепляет теоретическую. Основное место на занятиях отводится практической работе:

·         распевание;

·         пение отдельных частей песен;

·         разучивание всего произведения;

·         ансамблевое, индивидуальное пение;

·         работа над недавно выученным произведением, пение с движением.

Цель:

• привитие интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям;

• воспитание любви к родному краю, своему городу;

• знакомство с литературным и музыкальным фольклором, народными традициями;

• развитие интереса к эстетической стороне фольклора;

• способствование развитию творческого самовыражения.

Задачи:

1. Знакомить с фольклором.

2. Развивать музыкальные способности детей через исполнение народных песен.

3. Учить детей народным песням, танцам, обрядам посредством игр.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на народную музыку различного характера.

Задачи развития музыкальности детей:

1. Сообщить детям определённые знания о свойствах звука, о своеобразном характере народных музыкальных произведений, их строении.

2. Развивать музыкально слуховые представления.

3. Формировать певческие навыки, необходимые для выразительного пения народных песен.

4. Упражнять в пении под фонограмму соло и в ансамбле.

5. Формировать танцевальные навыки, необходимые для выразительного исполнения народных танцев.

Структура проведения занятия

Вводная часть: Приветствие. Беседа о народных традициях (по тематике занятия).

Основная часть:

1. Слушание народной музыки, песен, просмотр видеоматериала.

2. Распевание.

3. Пение, танцевальные движения. Игра.

Заключительная часть: Подведение итогов занятия.

Учебно-тематический план:

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика 

Вокально-хоровая работа:

- пение произведений

- пение учебно-тренировочного материала

20

1

19

Слушание музыки

2

2

-

Элементы хореографии

5

1

4

Обряды и традиции

3

2

1

Мероприятия воспитательного познавательного характера:

- творческие встречи

- досуг

1

-

1

Концертные выступления

4

-

4

Итого:

35

6

29

 

Результаты работы кружка:

·         Заинтересованность детей в совместной творческой деятельности.

·         Желание «попробовать себя в разных ролях», приобщаясь тем самым к разным жанрам народного творчества.

·         Умение работать в коллективе, сотрудничать на равных со взрослыми, сопереживать и радоваться за других.

·         Умение анализировать и оценивать свою деятельность, при необходимости вносить коррективы.

Предполагаемые результаты:

К концу учебного года у детей, посещающих фольклорный кружок, появились знания о жизни, быте, культуре, искусстве русского народа. Развилась музыкальная память на «новую» музыку, звуковысотный и ритмический слух. Дети научились эмоционально петь народные песни, передавать характер произведений, выполнять движения, соответствующие тексту песни и его характеру. У воспитанников раскрылись творческие способности, позволяющие ребятам проявлять свою индивидуальность. Дети приобщились к национальным традициям, общечеловеческим культурным ценностям, они глубже осознают культурные традиции родного края, что способствует формированию их национальной идентичности.

 

Используемая литература:

1. Методическое пособие: «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования» Т.С. Есаян, Н.В. Корчаловская (часть 1; часть 2).

2. Журнал «Веселая нотка» (фольклор) № 3 2001г.

3. «Праздники, игры и забавы (осенние, зимние, весенние, летние)» В,М, Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова.

4. «Русские праздники» И. Панкеев.

5. «От жеста к танцу» Е.В. Горошкова (методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет) творчества в танце.

6. «Бабушкины забавушки» Л.Н. Капранова (увлекательные сценарии в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений).

7. «От зимы до осени» Новлянская (фольклорные праздники, песенный репертуар).

8. «Русский детский фольклор» М.Н. Мельников учебное пособие.

9. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» В.П. Аникин.

10. «Детский фольклор» В.А. Василенко.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь