Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект занятия "Традиция русской народной культуры – бережное отношение к хлебу"

Дата публикации: 2019-02-06 09:30:21
Статью разместил(а):
Агафонова Наталья Викторовна

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

 "Традиция русской народной культуры – бережное отношение к хлебу"

Автор: Агафонова Наталья Викторовна

 

Цель: воспитание  бережного отношения к хлебу через ознакомление с традиционным укладом русской избы в процессе познавательной деятельности

Образовательные задачи:

- Выявить представления о том, почему надо бережно относиться к хлебу.

- Обобщить представления о старинных и современных предметах быта на фольклорном материале.

- Объяснить особенности  отношения  к хлебу в русской народной культуре.

- Формировать умениеобразовывать новые слова с помощью суффиксов в ходе дидактической игры "Ласковые детки"

- Познакомить с материалами, орудиями и результатами труда пекаря.

- Совершенствовать навыки лепки из соленого теста, опираясь на  знакомые приемы.

- Обсудить свою деятельность на занятии.

- Проявлять уважениетрадициям русского народа; прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Оборудование: мольберт; фото хлебобулочных изделий;  экспонаты музея «Русская изба»: хлебная лопата, ухват, коромысло, люлька, чугунок, прялка, самовар, лапти, сундук. Презентация «Замесим тесто»; интерактивная доска “Smartnotedook”;  атрибуты для игр «Кто быстрее уберет поле», «Карусель»;  макет «Русская изба». Русские народные костюмы. Соленое тесто, индивидуальные доски для лепки, стеки, колпачки от фломастеров, фартуки; влажные салфетки. 

Предварительная работа: чтение и заучивание  фольклорных произведений (потешек, поговорок, закличек, пословиц и т.д.); просмотр мультфильмов; рассматривание иллюстраций;  чтение народных сказок: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Колосок» с последующей драматизацией;экскурсия на кухню, наблюдение за трудом повара; экскурсия к киоску  хлебозавода; лепка сушек и баранок из соленого теста для пополнения атрибутов сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; пополнение детского портфолио страничками по темам: «Как я помогаю маме на кухне», «Пеку вместе с мамой»

 

1. Мотивационный этап.

Педагогическая ситуация "Почему люди должны уважительно относиться к хлебу?"

Выявить представления о том, почему надо бережно относиться к хлебу.

Воспитатель рассказывает детям, что  сегодня увидела, как дети бросали кусок грязного хлеба. Очень расстроилась. Просит детей оценить ситуацию.

Дети рассматривают испачканный кусок хлеба, высказывают предположения, дают оценку.

Воспитатель интересуется у детей, знают, ли они откуда берется хлеб? Как он попадает на наш стол? С каких времен  люди стали уважительно относиться к хлебу?

Вы хотите узнать, откуда появилась традиция бережного отношения к хлебу?

Как нам это сделать?

Дети высказывают предположения, советуют источники информации (спросить у взрослых; почитать в книгах; посмотреть в интернете; посмотреть по телевизору).

Воспитатель  сожалеет, что дети не обладают достаточными знаниями по данному вопросу.  Не знают,  откуда пошла традиция бережного отношения и уважения к хлебу. Подталкивает детей к необходимости обращения к групповому макету «русская изба».

Дети рассматривают макет, находят и называют знакомые предметы быта, утварь. Подводит детей к мысли о том, как бы было здорово увидеть предметы старины своими глазами.

Воспитатель: А давайте отправимся в прошлое, как нам это сделать? 

Дети высказывают предположения (полететь на самолете; поплыть на корабле; поехать на машине и т.д).

2. Ориентировочный этап.

Воспитатель предлагает использовать волшебство.

Воспитатель: А давайте скажем волшебные слова, может кто-нибудь знает такие?

Подвижная игра «Волшебство».

Дети вместе с воспитателем закрывают глаза и выполняют движения, одновременно говорят волшебные слова.

Бамбара – чуфара – топают ногами.

Лорики – ёрики – шлепают ладонями по коленям.

Пикапу – трикапу – топают ногами.

Скорики – морики – хлопают в ладоши.

(Поворачиваются вокруг себя).

Открыли глаза, оказались в русской избе.

Звучит русская народная музыка. Открывается дверь, появляется хозяйка русской избы.
Педагогическая ситуация " В гостях у хозяйки"  

Обобщить представления о старинных и современных предметах быта.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, детки милые!  (Дети здороваются с хозяйкой) 

Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в гости зашли. 

Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!

/Дети садятся на лавки/.

Хозяйка: Милые детушки, зачем вы ко мне пришли –пожаловали? Может надобность, какая у вас есть ко мне?

Дети дают ответы. (Хотят узнать, почему русские люди уважительно относятся к хлебу; откуда появилась такая традиция. Что нужно сделать, чтобы хлеб оказался на столе).

Воспитатель (подводя итог): Пришли мы сюда, не забавы ради. Каждый раз, попадая в русскую избу,  мы узнаем что-то новое и интересное.  А сегодня хочется нам узнать все о хлебе.  Мы хлеб в магазине покупаем, а откуда люди его, раньше брали? Почему хлеб считается главным из всех продуктов? Как в старину было, поведаете?

Хозяйка: Гости мои милые! Я вам все покажу и расскажу. Да только сначала испытаю вас.Смекалистые ли вы, наблюдательные ли? (Ответы детей).

Назовите  в моей горнице старинные предметы, расскажите,  как люди их используют? А сохранились ли они в ваше время? Может люди им уже замену придумали?

Ведущая: 

Мы не только покажем предметы и расскажем о них. Мы еще и загадки о них можем загадать.

Д/и «Старинный - современный»

Дети загадывают и отгадывают загадки, находят предмет в избе Хозяйки; подбирают к нему аналоги из современного мира.

1. Стоит изба из кирпича,
то холодна, то горяча.  (Печь)

Дети: печь обогревала дом; в ней готовили пищу.

Сейчас - плита, микроволновая печь, обогреватель, батарея.

2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый не чистюля
Где там, в печке уголек
Кашу сварит ... (чугунок).

Дети: в чугунке готовили пищу; грели воду.

Сейчас – кастрюля, мультиварка, чайник.

3. Рядом с печкой стоит сват -
Злой да рогатый ухват!
Все из печки он хватает,
Да на стол скорее ставит … (Ухват) 

Дети: ухватом из печки вытаскивали горшки и чугунки.

Сейчас – прихватки, варежки.

4. Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра … (Коромысло)

Дети: на коромысло надевали ведра с водой, чтобы легче было нести.

Сейчас - водопровод

5. Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная (ложка).

Дети:ложки были разного размера – большиеи маленькие. Большими разливали щи да кашу, а маленькими ели.

Сейчас ложки изготавливают из разных материалов. Вместо больших ложек суп разливают половником, поварешкой. Есть ложки чайные и для супа. Про деревянные ложки мы не забыли, на них играют музыканты.

 

Беседа "Хлеб всему голова"

Объяснить особенности  отношения  к  хлебу в русской народной культуре.

Хозяйка: Ай, да, молодцы, детушки! Порадовали вы меня своими знаниями, помните историю русского народа. И ярасскажу  вам о хлебе все, что сама знаю. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе.

С давних времен повелось встречать  гостей хлебом и солью. Хлеб считался Божьим даром. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлебне выбрасывали, а собирали в специальную  коробушку и  ставили в красный угол  под иконами.

Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, Да вы и сами, наверное, замечали – что с хлебом еда  вкуснее; (обращается к детям) а в ваше время только хлеб пекут, или люди научились еще что-то печь из муки?

Дети приводят примеры хлебобулочных и кондитерских изделий из муки (блины; булочки, пирожные, пироги, торты, сушки, сухарики  и прочее).

Воспитатель: Запомнили ли вы, как наши предки относились к хлебу? А как хлеб попал на наш стол?

Ответы детей (приводят примеры, рассказывают):

Чтобы вырастить хлеб, нужно вложить много труда. Сначала зерно необходимо в землю посадить, ухаживать за ним. Солнышко поле согреет, дождик польет, а человек заботой и лаской окружит.

Хозяйка: А вы, ребятушки, заботу да ласку проявите,

Колоскам созреть помогите.

Дидактическая игра «Ласковые детки» (клубок).

Формировать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов  в ходе дидактической игры "Ласковые детки".

Хозяйка дает детям клубок, называет слова. Дети преобразуют их в ласковые и передают клубок покругу.

Зерно – зернышко; поле – полюшко; булка – булочка; лепешка – лепешечка; блин – блинчик; крендель – кренделек; сайка – саечка; колос – колосок; торт – тортик; пышка – пышечка.

Хозяйка: Наши колоски от тепла да ласки быстро в рост пошли, созрели, налились. Пришло время  убирать хлеб. Сможете ли?

Подвижная игра «Колоски».

Хозяйка:Молодцы, ребятушки, потрудились на славу –убрали колосья.

3. Исполнительский этап.

Педагогическая ситуация "Как испечь хлеб?"

Познакомить с материалами, орудиями и результатами труда пекаря.

Ребенок:

Золотистую пшеницу

Стерли жернова в мучицу.

Из муки готовят тесто -

Сажают в печь  – ему там место.

Хозяйка: 

Я гостей ждала, поджидала.

Раным – рано вставала,

Из пшеничной муки тесто затевала.

В народе так и  говорили: «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи!»  

 

Хозяйка: (под салфеткой готовое тесто)

- Ребятушки, а как же нам тесто в горячую печь отправить, да не обжечься?

Дети: Нужно уложить хлеб на хлебную лопату.

(Дети вместе с Хозяйкой укладывают тесто на лопату и отправляют в печь)

Хозяйка: Закрываем заслонку, чтобы жар в печи сохранить.

Ребенок: 

Попало наше тесто 
В горячее место. 
Попало – не пропадет, 
Румяной булкою придет.

Воспитатель: Знаете  ли вы,  ребята, как  испечь хлеб? Что нужно для этого сделать?

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к выводу, что сначала необходимо замесить тесто. Уточняет, знают ли дети как это сделать, Кого можно попросить о помощи? (Дети высказывают предположения). Приходят к выводу, что можно попросить хозяйку:

- Хозяюшка, а научите нас печь хлеб.

Хозяйка: Чтобы овладеть мастерством пекаря, нужно долго учиться – дело это трудное, кропотливое, требует много сноровки и терпения.Маленьких помощников называли – подмастерья. Сегодня вы мои подмастерья. Сначала поучимся замешивать тесто (Идут к интерактивной доске).

Д\и «Замесим тесто»

Как вы думаете, какие продукты нам нужны, чтобы тесто замесить?

Дети отбирают и называют продукты для теста (с помощью интерактивной игры).

Хозяйка: Пока наше тесто подходит.

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Ведущая: 

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Хозяйка: 

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Подвижная  игра «Карусель».

Ведущая: 

Раз- два- подхватили!

Три-четыре- раскрутили!

Пять-шесть-семь-восемь-с карусели слезть попросим!

Лепка изделий из соленого теста по выбору.

Совершенствовать навыки лепки из соленого теста, опираясь на  знакомые приемы.

Ведущая: Пока мы играли - подошло наше тесто (привлекает внимание детей к интерактивной доске), какие изделия вы хотите испечь? Дети: булочки, да крендельки, пироги, да пышки. Все что душе угодно!  (изображения хлебобулочных изделий на мольберте). Изделия из соленого теста долго хранятся, мы можем подарить их малышам для игры в «Магазин» или «Гости».

 

Хозяйка: Давайте подойдем к столам. 

Вначале разомнем наши пальчики.

Гимнастика для пальчиков

«Стряпаем, пшеничные, булочки отличные».

Месим тесто, раз, два, три … (кисти рук в замок вращать в стороны)

Лепим булки, посмотри … (ладони согнуты, потереть, вращая).

Стряпаем, пшеничные …. (Хлопать в ладоши)

Булочки отличные … (ладонь в кулак, показать большой палец).

Хозяйка: Наши руки готовы, приступаем к работе (напомнить детям, что приёмы лепки из теста те же, что для лепки из пластилина). 

Дети лепят и  далее презентуют свои хлебо-булочные изделия.

Педагогическая ситуация "Вкусный каравай".

Хозяйка: 

Вот закончилось ученье.

В горницу пора бежать!

Хлеб из печки вынимать.

(Открывают  заслонку, вынимают с помощью хлебной лопаты хлеб и показывают его всем детям и гостям)

Ребенок:

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.                                              

Подрумянился, окреп.
Вместе: В жаркой печке вкусный хлеб.

Воспитатель:  чтоб получился такой вкусный хлеб нам пришлось очень много потрудиться.  Поэтому на Руси существует традиция бережного отношения к хлебу.

4. Рефлексивный этап.

Обсудить  свою деятельность на занятии.

Беседа.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня  были в гостях?Чему научила нас хозяйка русской избы? Что было самым сложным? А что самым простым?Получилось ли у вас узнать,  почему  надо  бережно относиться  к хлебу?

(Дети высказывают свое мнение о занятии)

5. Перспективный этап.

Воспитывать уважение  традициям русского народа; прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Ребенок:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперед.

Но традиций старины

Забывать мы не должны.

-  Заинтересовала ли вас история Хозяйки? Вы сможете теперь рассказать почему надо бережно относиться к хлебу, беречь народные традиции? А кому об этом можно рассказать?

- Расскажите обязательно. 

Хозяйка (угощает гостей и приговаривает) 

Я пекла с любовью, ешьте на здоровье.

Лакомый кусочек поскорей в роточек.

Угощайтесь, хлебом, гости дорогие!

Дети «возвращаются " в группу.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь