Занятие по ИЗО в старшей группе "Цвет весны"
Конспект занятия по ИЗО в старшей группе
«Цвет весны»
Автор: Абрамова Мария Николаевна
МБДОУ № 98, г. Чита
Цель: Формирование представления у детей о жанре живописи – пейзаж, через рассматривание картин русских художников.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умения детей изображать пейзажные картины (природа весной), познакомить детей с линией горизонта;
- Закрепить знания детей о времени года весна, об изменениях в природе весной.
Развивающие:
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом их восприятия;
- Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, речь, творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе посредством изобразительной деятельности.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе; чтение и разучивание стихов, исполнение песен о весне; рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами.
Оборудование и материал: кисточка-волшебница, альбомные листы, конверт с альбомными листами, акварельные и гуашевые краски, маленькие губки, ватные палочки, круглые и плоские кисти разного размера, банки-непроливайки для воды, подставки для кисточек, влажные салфетки, карточки с пейзажем весны, смайлики (весёлый, серьёзный), простые и цветные карандаши.
Презентация «Весна в картинах художников»» с репродукциями картин весенних пейзажей.
Аудиозапись: «Весна»– 1 ч. из цикла “Времена года” А. Вивальди; звуки природы «лесной ветер».
Видеоролики: звуки природы «ветер»; произведения Петра Ильича Чайковского «Апрель. Подснежник».
Ход занятия
Организационный момент. Дети заходят в зал, здороваются с гостями и усаживаются на подушечки, воспитатель с ними рядом.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждёт новое путешествие в мир искусства. Но прежде чем ступить на его порог, давайте прислушаемся, оглядимся – есть ли что-то необычное. (Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы – лесной ветер»). Ребята, вы слышали разнообразные звуки. А один из звуков все громче и громче. Как вы думаете, чей это звук? (ответы детей). Правильно, это Ветерок, который живет на свете, везде летает и про все знает.
Ветерок: Здравствуйте, дети! Я – веселый Ветерок, легкий, резвый, озорной.
Дети: Здравствуй, Ветерок!
Ветерок: Ребята, а знаете, я люблю везде летать, свистеть и все воротить за собой. У меня есть волшебная конверт, как вы думаете, что в нем? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте раскроем конверт и посмотрим что в нем. Ребята посмотрите, здесь 3 листа и все они абсолютно чистые.
А как вы думаете, что произошло с текстом, который был написан на листах? (ответы детей). Это наверное все злая ведьма, не хочет она, чтобы весна пришла к ребятам. А давайте расколдуем письмо? Вы хотите расколдовать это письмо? (ответы детей). А к кому же нам обратиться за помощью?
Ветерок: А я знаю, кто нам с вами сможет помочь, добрая волшебница-кисточка.
Воспитатель: Ребята, попросим её? Вы согласны обратится к ней за помощью? (ответы детей).
Ребята, кто хочет расколдовать письмо, подойдите к столу возьмите кисть и раскрасьте его краской, любим цветом, который вам нравится. (дети подходят к столику и раскрашивают лист краской).
Воспитатель: Посмотрите на одном из листов появляются слова: «какого цвета весна?». Поглядите в окно: ветер качает голые сучья деревьев, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. А вы знаете какой сейчас месяц? (ответ детей), апрель- весенний месяц.
Вот послушайте стихотворение о весне, которое нам расскажет Апрелкова Алина. (Алина рассказывает стихотворение).
Милая певунья, ласточка родная
Прилетела к нам домой, из чужого края
Под окошком льётся, с песенкой живой
Я весну и солнце принесла с собой.
Воспитатель: Молодец Алина!
Физкультминутка « Весёлая капель»
Воспитатель: Весна это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей.
(Детям предлагается посмотреть презентацию «Весна в картинах русских художников»). Просмотр презентации.
Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Воспитатель: Ребята посмотрите как изображал весну художник Алексей Саврасов. А как вы думаете какая весна на этой картине – ранняя или поздняя?
Дети: Ранняя.
Воспитатель: А как вы догадались, что это ранняя весна?
Дети: (ответы детей), потому что грачи уже прилетели, и снег еще не растаял, но уже не белый, а серый (признаки весны).
Воспитатель: Художник Алексей Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». А как вы бы назвали эту картину? Как можно назвать её? (ответы детей, продолжаем смотреть презентацию, показ слайдов под музыку, воспитатель комментирует некоторые картины)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам на несколько минут самим стать художниками и нарисовать пейзаж своей весны. А кто мне скажет, что такое пейзаж? (ответы детей). Пейзаж – это значит изображение природы. У вас на столах лежат различные краски, материалы для рисования, всё это вы можете использовать в своей работе. Также на столах лежат карточки с изображением весны, которые помогут вам выбрать цвет весны.
Воспитатель: Прежде чем нам начать выполнять работу, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Только уставать начнём, (дет.и вытягивают руки вперёд)
Сразу пальцы разожмём, (растопыривают пальцы)
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём. (Напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими)
Воспитатель: А теперь вы можете приступить к работе. (Дети выполняют задание под видеоролик Петра Ильича Чайковского «Апрель. Подснежник).
Воспитатель: молодцы все справились с заданием , а давайте с вами из ваших рисунков сделаем мини выставку? Вы согласны? Несите сюда свои картины, мы их повешаем вот сюда. У нас получилась выставка как у настоящих художников. У вас так красиво получилось потому, что вы внимательно слушали, старательно работали и аккуратно.
Ребята мы с вами сегодня много говорили о весне, послушали музыку, посмотрели картины известных художников.
Я хочу предложить вам смайлики, которые отразят ваше мнение о том понравилось вам наше занятие или нет, понравилась ли вам ваша выполненная работа.
Большой и улыбающийся смайлик означает, что занятие очень понравилось, результатом доволен.
Средний и серьёзный – занятие понравилось, результатом не совсем доволен.
Итог занятия.
На этом наше путешествие подошло к концу, и вы маленькие волшебники можете отдохнуть.
Всем спасибо за работу!
Список используемой литературы:
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова – Пальчиковая гимнастика.
Н.А. Курочкина «Знакомим детей с живописью» Старший дошкольный возраст (5-7 лет).