Приёмы формирования навыка чтения
Приёмы формирования навыка чтения
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Прогнозирование - один из основных механизмов чтения.
Приемы формирования навыка чтения, представленные в тексте рекомендованы в работе с детьми, имеющих нарушение в речевом развитии. Виды упражнений предназначены для обучения детей подготовительных логопедических групп и учащихся 1-2 классов начальной школы. Успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации как приемов, так и методов обучения. Совершенстование коррекционно-педагогической работы на современном этапе должно опираться на модификацию и качественное улучшение уже существующего коррекционного арсенала. В данном случае- работа с кассой, а к ней подбор различных видов упражнений позволяющих успешно решать задачи сочетаемости коррекционной и общеобразовательной программы. Приведенные виды упражнений для работы с кассой позволяют наиболее рационально организовать работу группы учащихся с речевыми нарушениями сэкономить время, и создать предпосылки для дальнейшего овладения беглым автоматизированным чтением.
Упражнения для работы с кассой:
1. Подстановочные (когда в слове изменена одна буква).
Лак – лук
Кит – кот
Мак – рак
2. Обратно подстановочные (обратно трансформационные слова, читающиеся в обратном порядке).
Шорох – хорош
Трос – сорт
Кот – ток
3. Упражнение на добавление букв: а) в начале, б) в середине, в) в конце слова, в результате которого изменяется смысл слова.
Рот – крот
Плот – пилот
Сор – сорт
4. Упражнение на исключение букв из слова.
Роса – оса
Коса – оса
5. Упражнение на перестановку букв в слове.
Стук – куст
Марка – рамка
6. Комбинирование упражнения (добавление к слову буквы и исключение из него буквы).
Лист («т» - убираем, «а» - подставляем)
7. Наращивание слова (большой – маленький).
Стол –столик
С каждым словом проделываем «операцию» н-р: «сом» (составили, проанализировали).
Далее:
- что надо сделать, чтобы получилось слово «сон»?
- надо убрать согласную «м».
- что надо сделать, чтобы получилось слово «сын»?
Или. – уберите букву «о», поставьте «ы»
Что получилось?
В процессе выполнения всех этих упражнений развивается мыслительная активность и наблюдательность.
Эти виды упражнений можно применять, работая над семантикой слова в процессе совершенствования навыка чтения.
Пишем это в тетрадках.
Сон – сын – сынок – сырок – сыр – сор – мусор – мука – муха.
Здесь работает во всю звукобуквенный анализ.
После этого ребёнок уже зачитает сам.
Через упражнения с кассой мы представляем все виды речевой деятельности.
Это – слушание, чтение, говорение, письмо.
Не следует забывать работу с кассой.
Далее работая над совершенствованием процесса чтения, следует учитывать, что школьники с нарушением речи часто затрудняются в различении слов, сходных, по звучанию и начертанию, но различных по значению.
Подбираем пары слов:
Стол – столб
Колобок – клубок
Копал – купал
Купал – купил
Эти слова дети должны отчетливо прочитывать, проанализировать по звуковому и буквенному составу и сравнить. Затем они должны установить, почему получается разное значение.
Следует упражнять детей в чтении: а) одного и того же слова с разными окончаниями:
Дом
Дома
К дому
От дома
О доме
б) разных слов с одинаковым окончаниями:
на кустах
на столах
на партах
в сумках
в пеналах
в портфелях ит.д.
в) однокоренных слов:
земля
земляк
земляника
земляничное
г) слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня:
прилететь
отлететь
долететь
перелететь
улететь
д) слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни:
прилетать
приехать
прибежать
прискакать
После прочтения различные грамматические формы слова обязательно сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, уточняется сходство и различие, значение.
Указанные упражнения позволяют ребёнку лучше ориентироваться на основную часть слова, выделять его морфологические алименты (суффиксы, приставки, окончания).
Конструирование слов посредством морфологических элементов (приставок, суффиксов) – эти упражнения помогают так же быстрому узнаванию слова в процессе чтения.
В процессе чтения происходит прогнозирование, основой которого является догадка, возникающая на основе сформированного ранее умения устанавливать смысловые и грамматические связи. Без умения прогнозировать, т.е. понимать целое до того, как будет восприняты все его элементы, невозможно сформировать правильный навык чтения.
Прогнозирование – один из основных механизмов чтения.
Некоторые приемы, с помощью которых у детей с нарушениями речевого развития может развиться умение прогнозировать.
1. I I
- са - - за – яц
I I
2. Дифференциация сходных слогов и слов.
Ла –ра, ма – мя, дом – том, ло – ро, мо – мё, ком – сом
3. Чтение слогов по подобию.
а о у
ма мо му
са со су
та то ту
4. Чтение слов по подобию.
Сом Маша папка
Ком Саша шапка
Лом Паша
Дом каша
Том
5. Чтение слогов и слов с подготовкой.
О – то – сто – стол
Ра – тра – трамвай
6. Чтение слов отличающихся друг от друга одной – двумя буквами.
Кот – кто, лыжи – ложись, рак – как, следы – слёзы
7. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.
Лес – лесок
Трава – травка
Увидел – увиделся
8. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки.
Увёл – увял – увёз и наоборот пел – запел – напел
9. Чтение однокоренных слов, имеющих парную грамматическую форму.
Домом – за домом – к дому и наоборот, корень разный грамматическая форма одинаковая.
В сумках
В тетрадках
В тарелках
Поскольку прогнозирование в процессе чтения у детей развивается слабо и не всегда верно в силу ограниченного речевого опыта не достаточной сформированности звуковых и морфологических обобщений, недостаточного знания норм словоупотребления и их грамматического оформления, эту способность у них необходимо формировать специально.
Приёмы.
1. Учить ребёнка умению узнавать знакомый звукобуквенный образ слова, ориентируясь на его отдельные элементы.
Пример № 1. Ребёнку предлагается читать слова с пропущенными элементами, типа:
Те…дь (тетрадь), конв… (конверт), мед…. (медведь)
При облегченном варианте над надписями помещаются соответствующие картинки, помогающие ребёнку правильно воссоздать звуковую форму слова и тем самым найти недостающие буквы.
Пример № 2. Придумать как можно больше слов, начинающихся на данной ему слог.
Пример № 3. Можно предложить ребёнку назвать картинки, ориентируясь на ряд соответствующих им слогов.
К числу условий, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения, т.е. прогнозирование читаемого, - относится и умение воспринимать сразу не только изолированные слова, но и словосочетания.
Для этого необходимо научить детей группировать слова по лексико-грамматическим признакам. Умение группировать слова приобретается учащимися в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Пример №4. Учитель пишет слова
Слова тяжёлый
Корм плохой
Пища летний
Багаж тёплый
Груз изящный
Одежда ценный
Сарафан лёгкий
грубый
ручной
хороший
здоровый
Несколько правее записывает следующее слова. Затем предлагается детям подобрать к записанным словам слева сочетающиеся с ними по смыслу слова, записанные справа.
В дальнейшем материал для чтения текстов необходимо подбирать в соответствии с уровнем сложности сформированных оеративных единиц чтения. При этом важнейшем показателем сложности текста является ритмическая и слоговая структура слов.На необходимость учитывать этот показатель при подборе текстов предлагаемых детям на начальном этапе освоения чтения указывал еще Л.Н. Толстой. Тексты составленного им букваря являются наглядной иллюстрацией этого.