Консультация для родителей «Разговорим молчуна»
Консультация для родителей «Разговорим молчуна»
Автор: Василькевич Ольга Александровна
МБДОУ № 21 «Золотые зёрнышки» г. Калуги НСП «Кроха», г. Калуга.
Бытует мнение, что до трёх лет неговорящий ребёнок –это норма. И как бы не переживали по этому поводу родители, необходимо набраться терпения и ждать этих заветных трёх лет. Тогда-то уж заговорит даже самый заядлый конспиратор. Звучит как колдовство злой волшебницы, которая в три года вдруг подобреет и снимет свои чары с маленьких молчунов.
Однако и родители могут приготовить волшебный эликсир, ежедневное употребление которого значительно ускорит долгожданный момент. В этом эликсире 10 ингредиентов. Итак, начнём.
Чтение. Читайте за завтраком, обедом и ужином. Читайте сидя на горшке. Читайте, когда на улице дождь. Читайте перед сном и просто так.
Читайте детскую классику - Чуковского, Сутеева, Маршака, Барто, Заходера. Взрослую поэзию - Пушкина, Тютчева, Фета. Читайте русские народные сказки.
Разыгрывайте сюжет книги, оживляйте главных героев и играйте с ними.
Старайтесь максимально вовлекать ребёнка в чтение: задавайте вопросы по иллюстрациям, просите выполнять действия по ходу чтения книги. Делайте паузы в знакомом стихотворении и просите малыша помочь вам рассказать стишок.
Общение. Чаще разговаривайте со своим ребёнком в течении дня. Разъясняйте ему всё, что он видит в окружающем мире. Возьмите за правило рассказывать крохе как минимум десять фактов о каждом новом явлении ,с которым он сталкивается в быту, в игре, на прогулке.
Используйте в речи синонимы, сравнения, яркие эпитеты. Говорите с крохой эмоционально, модулируя свой голос.
Аудио сказки и песенки. Даже если ребёнок не проявляет особого интереса к прослушиванию сказок в аудио формате, включайте их фоном. « Курочка ряба», « Волк и семеро козлят», «Петя и волк». А под детские песенки устраивайте весёлые танцы. Под задорные песенки- попрыгайте. А под мелодичные- повальсируйте!
Мелкая моторика. До полутора лет делайте ребёнку ежедневный массаж ладошек и пальчиков. Кстати, отличными помощниками в этом служат шишки, грецкие орехи, резиновые мячики- ёжики и маленькие деревянные счёты!
После полутора лет разучивайте с ребёнком пальчиковые игры, играйте с героями пальчиковых театров ,выполняйте задания на координацию пальцев и рук.
Обязательным времяпрепровождением для вас должны стать ежедневные игры на развитие мелкой моторики: играйте с пуговицами ,шнуровками ,бусинами, мелкими предметами(например игрушками из «киндер-сюрпризов») , крупой.
Рисуйте пальчиковыми красками и т.д. Игр на развитие мелкой моторики великое множество.
Слуховое внимание.
Чрезвычайно полезно играть с малышом на простейших народных инструментах: деревянные ложки, металлофон, колокольчик, бубенцы, колотушка, трещётка.
В последствии разнообразьте простую игру викториной. Попросите ребёнка закрыть глаза, а сами сыграйте на каком- нибудь инструменте- пусть малыш ответит , что прозвучало. В такую игру можно играть, используя посуду или предметы из разных материалов : дерево, металл, пластмасса.
Инсценируйте сказки с помощью кукол-рукавичек, говорите за героев разными голосами, изменяя тембр и высоту голоса. Затем попросите малыша догадаться, чьим голосом вы говорите.
Подобную игру можно проводить с шумовыми коробочками Монтессори. Их можно сделать самостоятельно из контейнеров от киндер- сюрпризов или баночек от гуаши. Насыпьте в баночку крупу, деревяшки, монетки, сделайте по две баночки с одинаковым наполнителем, крышки посадите на клей. Коробочки можно облочить в пасхальную плёнку или наклеить на них картинки с героями сказки. Например ,на коробку с монетами – деда, с крупой-бабу, с деревяшками-курочку Рябу.
При разыгрывании сказки потрясите соответствующей коробочкой, затем попросите кроху определить по шуму коробочки, кто пришёл к нам в гости.Ближе к двум с половиной годам можно давать ребёнку задание .Рассказать сказку-шумелку самостоятельно и найти две одинаковые по звуку коробочки.
Артикуляционная гимнастика и дыхание.
Стройте друг другу забавные рожицы. Кривляйтесь перед зеркалом. Изображайте разные эмоции. Улыбайтесь, тяните губки «хоботом». Показывайте язычком, как ходит маятник часов, как цокает лошадка.
В помощь вам – рифмовки для артикуляционной гимнастики.
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Улыбнулись губки,
Вот и наши зубки.
Давайте малышу облизывать фруктовое пюре и другие вкусности большой и маленькой ложки. Как можно раньше переходите к пище «кусочками», которую необходимо жевать. Отучайте карапуза от соски. Речевой выдох можно развивать с помощью игр на дыхание: подуй на снежинку, одуванчик, бумажный кораблик пламя свечи. Предлагайте малышу поиграть на дудочке, посвистеть на свистульке, погудеть в рожок. Сыграть на губной гармошке. Отличным помощником в развитии дыхания являются мыльные пузыри.
Расширение словаря.
Одним из способов расширить пассивный словарный запас ребёнка являются игровые задания на классификацию. Выложите перед ребёнком несколько картинок с изображением предметов , принадлежащих разным понятийным группам, и попросите найти и назвать все картинки с транспортом, животными, игрушками, фруктами и т.п.
Ещё один вариант - «слово дня». Выберите предмет или явление, нарисуйте или распечатайте картинку с его изображением и поставьте на видное место. Проходя мимо, обращайте внимание малыша на картинку и слово. Рассказывайте факты об этом предмете или явлении. Читайте стихи, загадки.
Хорошим способом расширения пассивного словаря служат тематические занятия, в процессе которых расширяется словарный запас в рамках определённой темы.
Подвижные игры со звукоподражанием.
Активные стихотворения, гимнастика, ритмические танцы и подвижные игры являются благодатной почвой для звукоподражания . Вот пример одного активного стихотворения со звукоподражанием:
Пролетел весёлый жук
(Ж-Ж-Ж- бежим по кругу расставив руки в стороны),
Зазвенел комарик вдруг ( З-З-З ),
Ветер ветки раскачал ( У-У-У ), раскачиваемся стоя на месте ),
Шарик громко зарычал ( Р-Р-Р – встаём на четвереньки и изображаем собаку),
Зашумел в реке камыш (Ш-Ш-Ш – снова раскачиваемся стоя на месте или сидя на коленях),
И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш- подносим указательный палец к губам).
Чистоговорки, стихи-болтушки,скороговорки - это поможет малышу в произнесении слогов, а затем и целых слов, будет способствовать постановке правильного звукопроизношения, развитию памяти.
Чистоговорка: Да-Да-Да, Да-Да-Да. В речке чистая во-Да.
Болтушка: Филин выпил кефир. И фырчит: фыр -фыр- фыр.
Он прилёг на софу. И вздохнул: Фу-фу-фу.
Скороговорка: Перепёлка перепелят прятала от ребят.