Формирование нравственных ценностей детей через приобщение к народной культуре

Дата публикации: 2019-02-26 06:56:17
Статью разместил(а):
Дьячкова Марина Евгеньевна

Формирование нравственных ценностей детей через приобщение к народной культуре

Авторы: Шорохова Наталья Леонидовна

и Дьячкова Марина Евгеньевна

МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 8 "Паровозик" города Вятские Поляны Кировской области

 

 

 

«Растите детей ваших в добродетели:

 только она одна и может дать счастье».

 Людвиг Ван Бетховен

 

Часто при разговоре детей и родителей  слышишь упрек последних «В кого ты такой уродился!  Мы не так тебя воспитывали!»  хочется спросить: «А как?» - и многие ответят, что одевали, обували, кормили, заботились о его физическом здоровье, платили за его обучение и вообще стремились, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Да, в последнее время жизненные ценности сместились в сторону материального благополучия. И мы, порой не задумываемся о духовно – нравственном здоровье подрастающего поколения. Итогом такого отношения является неумение наших детей сострадать, сопереживать, не знать, что такое милосердие, доброта, порядочность, справедливость, отсюда жестокость по отношению друг к другу, к своим родителям, к пожилым людям.   А ведь определенный уровень развития общества характеризуют не только материальные, но и духовные ценности, созданные человеческим обществом.  И мы,  сейчас  живущие,  тоже формируем ту культуру, те традиции,  на которых будут воспитываться наши потомки, так какое же наследие мы оставим  будущему поколению?  

«Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина» - писал французский писатель  Анатоль Франс.

Наши дети должны знать историю и традиции своего народа, понимать и принимать национальную культуру, активно участвовать в ее возрождении, самореализовать себя как личность любящую свою культуру, свой народ, свою Родину.

Так как же достучатся до сердца и ума маленького человека, чтобы воспитать полноценную личность, сформировать систему морально - нравственных ценностей, которая станет базой для будущего поколения. Народная педагогика,  являясь кладезем народной мудрости и хранителем общечеловеческих ценностей, уже давно выработала свои традиционные правила воспитания маленького Человека, гражданина своей Родины.  Ведь именно в период  дошкольного детства, в процессе накопления ребенком социокультурного опыта, в виде чувств, отношений, знаний, закладываются базовые качества личности ребенка. Используя все компоненты культуры, такие как фольклор, песни, сказки, праздники в качестве воспитательного средства народная педагогика раскрывает перед детьми понятия  добра и зла, чести и мужества, любви и преданности. В ненавязчивой форме дети усваивают нормы общения и общечеловеческие отношения, нравственные ценности. Поэтому наш детский сад,  вот уже более десяти лет,  использует в своей работе воспитательный опыт народа. Мы находимся на окраине города Вятские Поляны, посещают его дети разных национальностей: это и татары и марийцы и русские   и  каждая нация имеет свои особенности: язык, историю, литературу, искусство, которые являются составной частью общей духовно-нравственной культуры человека и общества наш педагогический коллектив являемся в своем роде носителями той культуры, которая призвана приобщать  детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

«Уважай народ свой, тогда он сделается достойным уважения» Жуковский В.А.

Цель нашей деятельности:  формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры в совместной и самостоятельной деятельности, знакомство  с народными праздниками, традициями, народными играми, фольклором (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).

2. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, участие в календарных праздниках, их обычаями и традициями.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание  и развитие  ребенка в традициях народной культуры.

При общении с детьми мы учитываем индивидуальные особенности каждого воспитанника, подбираем доступный, соответствующий возрасту материал, постепенно его усложняем.

Для того чтобы дети могли более полнее ощутить связь времен, ощутить себя частью  великого русского народа с раннего возраста, показать особый   самобытный    мир была организована предметно – пространственная среда в ДОУ. 

Для этого была создана комната с названием «Русская горенка», где воссоздана обстановка русского быта. 

В нашей горенке совместно с родителями и детьми  были собраны подлинные старые вещи и их копии, от которых так и веет стариной и самобытностью. В избе  сооружена печь, сделаны деревянные лавки и столы, табурет,  люлька, прялка,  постелены самотканые половики.  

Для окон  сшиты занавески и украшены вышивкой в народном стиле. Предметы кухонной  утвари:  чугунок, горшок, лукошко, решето, самовар, деревянные ложки, разного размера плошки, миски деревянные, кадка, кувшин, расшитые полотенца, ткацкий станок, веретено,  челнок,  мялка, коромысло, бочонок, ведра, ухват, кочерга, сундук,  русский  народный костюм (сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники и т.д.).

Воспитатели и специалисты знакомят ребят с русскими народными традициями, сказками, потешками, прибаутками, частушками, русскими народными песнями, пословицами, загадками, которые охватывают разнообразные стороны действительности человека.

Большинство мероприятий по приобщению детей к национальной культуре проводятся в  нашей «Горенке», где  встречает детей хозяюшка - оберегиня, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.), либо вещает сказки, в которых за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. Эти  сказки и беседы находят в душе детей  большой эмоциональный отклик, а без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

И в конце встречи, как принято, угостит всех вкусным чаем, заваренным по национальным традициям  из трав, собранных на нашем же целебном огороде и из настоящего русского самовара.  

 

В «Горенке»  мы отмечаем  именины. На них обязательно приходят   родители именинников. На столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята уже знают, как его резать, кому отдавать «зачин».  К  малышам приглашаем  любимых героев  русских народных сказок, проводим  веселые подвижные игры, пляски и хороводы. Подводим  детей  к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Посещая избу, детям даются знания о назначение кухонной утвари,    усваиваются  правила гостеприимства, которыми славен русский народ, воспитанники знакомятся с основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом.  Все это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.    В «Горенке» создается особая атмосфера при соприкосновении с предметами старинного быта. История народа становится более доступной и понятной малышам «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Особую роль в системе работы с детьми мы отводим народному искусству в каждой группе созданы мини - музеи народно-прикладного  искусства. Где представлены гжельская, хохломская роспись, дымковские, богородские и филимоновские игрушки.

В детском саду множество игрушек и других предметов, украшенных народной росписью, что позволят оформлять художественные выставки.

Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, тесно связано с фольклором, обычаями, обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце ив памяти навсегда сохранятся  образы в которых воплощается Родина» - писал В.А.Сухомлинский.

Ежегодно мы оформляем и территорию детского сада. Так летом был реализован проект совместно с родителями и воспитанниками под названием «Эхо старины далекой», в процессе которого были разработаны функциональные зоны: «У Матрены во дворе», уголок татарской культуры «В гостях у сказки».

 

Цель этого проекта:

- способствовать интересу к быту и предметам обихода наших прародителей;

- повлиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к своему народу и его истории;

- доставить детям положительный эмоциональный  и эстетический настрой.

Мы стремились, чтобы окружающая среда была не только эстетически и национально оформлена, но и могла быть использована детьми в разнообразных видах деятельности. В процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности дети знакомятся с предметами обихода, бытом и трудом человека в старину, таким образом, дети получают чувственный опыт - источник познания, формируется эмоционально-ценностное отношение к прошлому.

Было разработано перспективное планирование по всем видам деятельности: исследовательская, художественно-творческая, трудовая, двигательная, и др., способствующее планомерному, целенаправленному образовательному процессу воспитанников.

Приобщение детей к духовным ценностям начинаем с самой младшей группы, и самое доступное в этом возрасте это  малые фольклорные формы.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат  как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи.» /Н.В. Гоголь/

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В произведениях фольклора отразилась система традиционных взглядов на воспитание, сложившихся в народе. В педагогической культуре русского народа ребёнок рассматривается как личность, самостоятельная и свободная, достойная уважения. Важными методами педагогического воздействия народ считал игру, меткое  красочное слово, применяемое в общении, в беседе, убеждении.

Доброе ласковое народное слово даёт возможность для создания теплых отношений с ребёнком, воздействует на чувства и сознание ребёнка, воспитывает ценностное отношение к миру.

Утром, принимая детей в детский сад, мы видим, как нелегко порой расстаются  с мамами некоторые малыши, особенно если это период адаптации. Чтобы успокоить ребёнка, расположить к себе,  используются потешки и уговорки.

Малыш позволяет посадить себя на коленки и поиграть с ним. А каждая потешка – это игра.

Игры вызывают в детях эмоциональный отклик, ребенок учиться взаимодействовать со взрослыми. Переживает совместно со взрослым радость, учится воспринимать шутку и юмор, получает урок добра.

Играя с пальчиками малыша и приговаривая слова потешки «Сорока – белобока», мы воспитываем отрицательное отношение к жадности, учим быть щедрым.

При формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста: при умывании, приеме пищи так же используем короткую, динамичную потешку. Красивое поэтическое слово формирует ценностное отношение к здоровью.

Глубокое воздействие на детей оказывают русские народные сказки. Через сказку приобщаем ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, даем нравственный урок сострадания, сочувствия, любви, жалости ко всему живому. Поэтому детям нужно как можно чаще читать сказки и традиционно   их чтение проходит в  «Русской горенке».

В этом году  в младшей группе мы создали мини-музей кукол, где есть и народные куклы: куклы-пеленашки, куклы-закрутки, кукла Кувадка, куклы на выхвалку, куклы из соломы, сшитые куклы. К экспонатам музея мы относимся очень бережно. С некоторыми куклами малыши могут поиграть. Особую значимость в глазах ребёнка кукла приобретает потому, что её сделали своими руками мама, бабушка, вложив в неё выдумку, старание, любовь.

 

Для погружения ребенка в национальный быт была создана естественная среда для овладевания родным языком, народными традициями   в режимных моментах (При умывании, одевании, укладывании спать). Дети спокойнее засыпают, если петь им колыбельные песни. Образы в песне близки и понятны ребёнку, они вызывают в детях эмоциональный отклик. В песне через слово и интонацию передается нежность и любовь матери к ребёнку.

Народная песня нас сопровождает и в играх, и в праздниках.

Уже стало традицией именно нашего детского сада празднование календарных, народных, обрядовых праздников, причем не только православных, но и татарских.  В них участвуют дети и родители всех национальностей независимо от вероисповедания. Ведь праздник - это долгожданный день, когда все объединяются, день наполненный весельем, радостью, творчеством. Праздник для ребенка имеет  особое значение. К. Д.Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: «Ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои года от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!»  праздники - это тоже часть нашей истории, нашей  культуры, нашего быта всего без чего мы - не цельное.  Здесь лежат истоки того, что называется национальным характером, этническим самосознанием, которое основывается на общечеловеческих ценностях. Погружая ребенка в самобытный мир, мы закладываем тот фундамент на котором,  в последствие,  формируются нравственно-патриотические чувства.

Одной из важных задач мы считаем формирование праздничной культуры, понимание того, что  народные праздники являются не только развлечением, но и итогом проделанной работы.

Справляя народные праздники, мы ставим перед собой конкретные задачи:

- знакомить детей с историей возникновения праздников, учить бережно, относиться к народным праздничным традициям и обычаям;

 - расширять представления о народных  праздниках;

 - развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

 - развивать желание принимать активное участие в подготовке и проведении праздника и при этом испытывать чувство веселья т радости.

- вызывать эмоционально-положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью.

Сценарии праздников заимствованы как у многих педагогов и музыкальных руководителей, так и составленные нами.

При организации праздников мы с детьми и родителями  продумываем их программу.     В совместной деятельности  в ходе режимных моментов с воспитателями дети знакомятся с историей возникновения праздника, разучивают народные песни, пляски, хороводы, игры.  В деятельности по художественному творчеству мастерим из различного материала всевозможные поделки, декорации, подарки, элементы костюмов, атрибуты.       Подготовка к празднику всегда вызывает интерес у детей, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.

Особую роль мы отводим подбору музыкального  репертуара, так как в народных праздниках  песни,  народные музыкальные инструменты, ритмические пляски и притопывания  играли   огромную роль.  Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для воспитанников.

Годовой народный календарь,  вобрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле. Праздники отражают естественный цикл жизни и поэтому понятны детям. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Осень это сбор урожая, осенний праздник – «Капустник», народное гуляние, совместная  с родителями засолка капусты, которая  сопровождается обрядовыми песнями, приговорками, играми. За ней Зима – Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды: тематический вечер при свечах «Святое Рождество», калядование не только на территории ДОУ, но и в микрорайоне: ряженые дети  с рождественскими звездами совместно с воспитателями и родителями исполняют калядки, посещая организации и  дома жителей нашего района, восхваляя и желая благополучия хозяевам, и в ответ получая подарки и положительный эмоциональный настрой.

Проводы Зимы и  масленичное гуляние  с веселым представлением со скоморохами,   встреча Весны, сжигание чучела  масленицы, традиционное катание на лошадях и конечно же угощение блинами)

К весеннему празднику – Светлой Пасхи мы  тоже начинаем готовиться заранее: воспитатели и специалисты проводят тематические мероприятия на  которых  знакомят детей с историей возникновения праздника, объясняют предназначение пасхального яйца и о способах их раскрашивания. Дети с удовольствием не только разрисовывают и мастерят поделки на тему Пасхи, но и разучивают фольклорные песни, хороводы и, конечно, игры с  пасхальным яйцом. Совместно с родителями, дети и воспитатели оформляют выставку «Светлая Пасха», где можно увидеть рисунки на библейские сюжеты, поделки пасхальных яиц из различных материалов и, конечно, сами крашенки. А завершается празднование Пасхи фольклорным праздником.

Летом мы отмечаем праздник Святой троицы: наряжаем берёзку, водим хороводы, поем песни и играем.

Особую популярность завоевал татарский праздник - Сабантуй и стал поистине народным, так как в числе гостей люди разных национальностей.

Сабантуй - праздник плуга, праздник веселья и труда. Его празднуют по окончании посевных работ. Сабантуй - один из самых любимых праздников у татарского народа. 

На наш сабантуй с самого раннего утра на большой ярко украшенной поляне собирается народ со всего микрорайона. Надевают лучшую одежду, многие приходят в национальных костюмах и приносят угощения, приготовленные по рецептам традиционной татарской кухни. На празднике наших гостей и участников ждет театрализованное представление с национальными героями, много национальных песен и танцев, но и какой же сабантуй обходится без народных игр и  состязаний. Каких только соревнований здесь нет! Бег в мешках, бег с яйцом в ложке, перетягивание  каната, разбивание горшков с завязанными глазами, бой мешками на бревне, лазание по шесту, песенные и танцевальные конкурсы. Во время праздника любой его участник может испытать свои силы в различных единоборствах и найти развлечение по душе. Заканчивается праздник вручением призов участникам всех состязаний независимо от возраста и  национальности, а также национальным угощением – хворостом, чак-чаком и эчпочмаками.

Ранней весной отмечается еще один национальный праздник «Карга  ботаксы», который со временем стал забываться нынешним поколение татар,  мы  с детьми   и родителями  возродили этот обычай. Раньше люди связывали приход весны с прилетом птиц  и поэтому считали грачей священными птицами. В день прилета  птиц  дети ходили по домам, собирали яйца, мясо. Крупу, сахар и варили кашу «Карга  ботаксы». Но и мы конечно тоже варим кашу, которой угощаем всех гостей, сопровождая  все это действие  музыкально - театрализованным представлением воспевающим приход весны и пробуждение природы.

Чтобы представления детей о народной культуре татар были более полными мы организовали уголок татарской национальной культуры . Родители приносят  всевозможные повязки-платки (короткие и длинные полотенца тастмал, яулык, ак яулык, четырехугольные свадебные покрывала кряшен — тугяряк яулык), тюбетейки, книги и календари на татарском языке. Совместно с детьми и родителями создали альбом «Татарский фольклор», «Татарская национальная одежда и украшения», который все время пополняется.

Вся атмосфера, царящая в детском саду и  работа педагогического коллектива направлена на воспитание содружества и толерантности у воспитанников. В нашем детском саду нет вражды между детьми разных национальностей. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. И мы стремимся воспитать в детях уважение и почтение  к людям любой национальности, так как являемся частью одного этнического народа.

Система работы по приобщению детей к народной культуре не была бы целостной без активного участия родителей.

 В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по национальной кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», «Карга  ботаксы», «Сабантуй»,    «Курбан-байрам» ,  «Ураза-байрам» и др.  педагоги проводят с родителями, консультации, круглые столы по духовно – нравственному воспитанию, мастер – классы по народным играм, художественному творчеству, организуют совместные выставки народно- прикладного искусства. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Создание условий для совместной творческий деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп к народным праздникам, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания и обучения на родительских собраниях.

Знакомя детей с народными традициями и фольклором, народными песнями, танцами, изделиями народных мастеров мы помогаем детям приобщиться к народной культуре. Соприкосновение с народным творчеством обогащает жизнь ребенка, , поддерживает интерес к его истории и культуре, воспитывает гордость за свой народ, приобщает в к общечеловеческим ценностям и становится неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

«Народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создающий все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной культуры».

М. Горький