Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ

Дата публикации: 2019-03-05 21:14:11
Статью разместил(а):
Кудрявцева Елена Николаевна

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ

Автор: Кудрявцева Елена Николаевна

 

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей, а самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;

- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Посредством здоровьесберегающей культуры, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребёнка. Приобщаясь к здоровьесберегающей культуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из сложных ситуаций (ролевое участие в играх, совместной занимательной деятельности), исследует границы дозволенного, решает эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познаёт мир, себя и окружающих. Познание ребёнком связи здоровьесберегающей культуры и социальной действительности, удовлетворение его важнейших личностных потребностей моделирует творческую активность, инициативность, самостоятельность, организованность. Таким образом, ребёнок с помощью взрослого проходит путь физического развития, который поможет ему быть здоровым и успешным.

Опыт данной работы знакомит педагогов с методикой и разработкой проектных занятий с нестандартным подходом к укреплению и сохранению здоровья дошкольников. Цель работы – распространение положительного опыта работы по направлению «Здоровье». Опыт работы поможет коллегам целесообразно использовать курс проектных занятий по здоровьесбережению, определить и направить профилактическую работу по здоровому образу жизни на обеспечение динамики укрепления связи с семьёй, проследить за развитием положительных эмоций в процессе познавательной деятельности. Здоровье дошкольника рассматривается как основная задача в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.        

Рассмотрим технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребёнка.

Динамические паузы. Проводятся во время занятий, 2-5 мин, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других, в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, а так же на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы искоренить или подавить эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определённых частей тела и всего организма.

Пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз. Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика. Проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Здоровьесберегающие образовательные технологии  – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

 Рассмотрим технологии обучения здоровому образу жизни.

Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия. Проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Азбука здоровья. Как бы много воспитатели и родители не делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребёнка. Для этого проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по темам: «Моё тело», «Наши глазки» и т.д.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников, развлечений все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно. Чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. На участке групп в каждом ДОУ имеется оборудование, которое позволяет обеспечить  двигательную активность детей на прогулке.

Особое внимание следует обратить на коррекционные технологии.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Преодолеть уже сложившиеся нарушения.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет, или наоборот – будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят их олицетворять и обыгрывать. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция педагогов и родителей. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

1. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет / Е.И.Подольская,  -М.: издательство «Учитель», 2008.

2. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников / Т.Г.Карпова, -М.: издательство «Учитель», 2009.

3. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ / Н.И. Крылова, -М.: издательство «Учитель», 2008.

4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М.Новикова, -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5. Тарасова Т.А. Я и моё здоровье / Т.А.Тарасова и др., -М.: Школьная Пресса, 2008.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь