Презентация проекта «Путешествие в страну Лексика»

Дата публикации: 2019-03-11 13:50:14
Статью разместил(а):
Ример Алиса Александровна

Презентация проекта «Путешествие в страну Лексика»

Автор: Ример Алиса Александровна

МАОУ «Гимназия № 53»

 

Русский язык 5 класс. Раздел «Лексика».

Тема «Путешествие в страну Лексика».

Количество учебных часов – 9.

Актуальность:

Бедность словарного запаса современных школьников ведет к тому, что, если ребенок не понимает значения отдельных слов, то он не может полностью осмыслить и прочувствовать историю своего народа. Кроме того, данный аспект влияет и на успеваемость по многим предметам. Поэтому рассмотрение темы «Лексика» нуждается в более четком, детальном изучении. Это становится возможным благодаря учебному проекту «Путешествие в страну Лексика», который позволит пятиклассникам качественно освоить предметное содержание и продолжить работу по формированию проектных умений.

Предметное содержание модуля:

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, анонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Слова исконно русские и заимствованные. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

    

Метапредметные цели:  благодаря работе над данным учебным проектом учащиеся получат возможность научиться:

Регулятивные УУД: организовывать и регулировать свою учебную деятельность, формулировать проблему, цель, составлять план конкретных действий по реализации проекта, оценивать результат собственной деятельности, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самокоррекцию, самооценку и взаимооценку.

Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с действиями группы, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: работать с информацией, анализировать и обобщать факты, сравнивать, составлять суждения, формулировать и обосновывать выводы.

Личностные УУД: использовать различные приемы публичного выступления, осознавать культурные ценности русского языка.

УМК: Рабочая программа. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова .- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2014 г.

Учебник Русский язык, 5 кл. - под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта., - М.: Дрофа. 2015 г.

Методические рекомендации к учебнику Разумовской "Русский язык. 5 класс". Вертикаль. ФГОС.

Решаемая предметная проблема проекта: Речь современного школьника бедна, словарный запас мал, и это не позволяет им полноценно понимать тексты и правильно, грамотно выражать и формулировать свои мысли.

Цель проекта: повысить интерес школьников к изучению русского языка, улучшить их речевую культуру, обогатить словарный запас, привлечь внимание учителей и родителей к необходимости изучать словарное богатство родного языка

Ожидаемый проектный продукт: Словарик, созданный каждой из групп учащихся, содержащий теоретический материал по теме «Лексика», а также лексические единицы, которые пополнили словарный запас каждой группы пятиклассников.

 

Диагностика учителя и ученика по достижению метапредметных результатов:

Фаза проекта

Форма организации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проектный продукт

Подготовительный этап.

Актуализация

 

Целеполагание

 

Концептуализация и моделирование

 

Планирование

У

Р

О

К

1

Актуализирует опыт учащихся на основе беседы о словарном запасе современных школьников, выявляет уровень словарного запаса учащихся, готовит к выявлению, пониманию и принятию проблемы на основании выполненного задания (задание на знание некоторых единиц лексики, выявляющее уровень словарного запаса). Создает условия для формулирования проблемы на основании результатов задания.

Создает условия для формулировки учащимися цели и определения задач проекта.

Организует обсуждение образа ожидаемого проектного продукта, помогает учащимся определить критерии контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Способствует фиксации предложенных критериев оценки.

Организует работу групп по планированию деятельности в проекте.

Участвуют в беседе, выполняют задание.

 

Формулируют цель и задачи проекта.

 

Выдвигают идеи вариантов оформления личного словаря: определенное содержание и внешний вид. Разрабатывают вместе с учителем критерии оценки результатов деятельности.

 

Составляют план деятельности, распределяют обязанности между членами рабочей группы.

Актуализированы знания, выявлена и сформулирована проблема.

 

Сформулированы цель и задачи проекта.

 

Определены параметры содержания и внешнего вида проектного продукта. Проработаны критерии оценки.

 

Определен план деятельности, распределены обязанности в группе.

Реализация

Урок

2-7. Самостоятельная работа

Организует взаимодействие, сотрудничество учащихся при создании проектного продукта. Консультирует, рекомендует, наблюдает. При необходимости осуществляет корректировку деятельности учащихся.

Разрабатывают проектный продукт, оформляют результаты совместной деятельности для презентации в классе.

Создают проектный продукт

Презентация итогового продукта

 Оценка, рефлексия

Урок 8-9

Организует процесс представления проектных продуктов, обсуждение, оценку.

Создает условия для рефлексии деятельности: какую проблему мы решали, какую цель ставили, чего добились в итоге. Какие возникли трудности?

Представляют проектные продукты. Участвуют в обсуждении и оценке.

Анализируют выполнение проекта, рефлексируют деятельность.

Осуществлена оценка полученного продукта.

Осознание освоенного опыта.

 

Заключение

Работая над проектом, учащиеся создают собственный словарь, в котором представлены изученная по теме теория и  лексические единицы, пополнившие словарный запас учащихся. Работа осуществляется в группах. После завершения работы каждая группа презентует собственный словарь.

Распределение ролей в группе:

1.     Руководитель – 1 человек (следит за работой группы, осуществляет управление деятельностью).

2.     Исследователи – 2 человека (отбор и анализ нужного материала по теме).

3.     Автор – 1 человек (составление словарей).

Задания на формирование минимального базового уровня проектного действия

Дидактическая цель: формирование умения формулировать проблему.

Формируемый уровень проектной компетентности: минимальный базовый уровень.

Учебный предмет: Русский язык.

Форма организации выполнения задания:  весь класс (какие-то части задания по выбору учителя можно выполнять в группах) (5 класс).

Средства: слайд мультимедийной презентации, раздаточные листы с алгоритмом формулировки проблем.

Описание задания:

Цель: определить, что такое проблема, как она формулируется и сформулировать проблему к ситуациям, предложенным на уроке.

Часть 1. Определение понятий и действий, связанных с получением промежуточного проектного продукта (например, проблемы).

1. Обучающимся предъявляются для изучения слова и словосочетания:

Ущелье, милосердие, декада, безгласный, кроткий, медвежья услуга, ледяная улыбка, капель, скрепя сердце, бить баклуши, кювет, трюмо, чопорный, охра, намедне, ланиты.

Инструкция для учеников:

- Внимательно прочитайте слова.

- Дайте собственное толкование представленных слов.

- Какие трудности возникли при выполнении задания, почему не удалось определить значение всех единиц?

- Определите, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации?(Знать и уметь объяснить значение данных слов).

- Сравните желаемое и фактическое состояние, выявите, в чем они не совпадают, т.е. определите противоречие.

2. Обучающимся предъявляются для изучения текст с последующей проверкой по образцу:

____ осенью бывает иногда совсем как ___ весной там ____ снег, там ____ земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет земля, а летом принюхаемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом.

____ бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это ____! Тогда _____ удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже _____, но ____ от бурь листьев на иве или очень _____  ______ цветок под ногой.Наклоняюсь к ____ цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

По правде говоря, Иван _____ цветок. Он сложен из очень мелких _____ листиков, и только цвет его ____, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только _____ Марья. Это от Марьи упали на эту ____ землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много ____, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже _____. Провожая глазами _____ цветок ____ осени, я говорю потихоньку:

– Иван, Иван, где теперь твоя Марья?

Инструкция для учеников:

- Внимательно прочитайте текст.

- Вставьте в текст пропущенные слова, которые бы дополнили данный текст.

- Какие трудности возникли при выполнении задания, почему не удалось правильно подставить все слова?

- Определите, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации?(чтобы все характеристики были подобраны верно).

- Сравните желаемое и фактическое состояние, выявите, в чем они не совпадают, т.е. определите противоречие.

 

Дать определение (вывести слайд мультимедийной презентации) противоречия:

Противоречие – такое положение, при котором либо один факт окружающей действительности исключает другой, либо наблюдается несоответствие фактического состояния окружающей действительности желаемому (необходимому).

(Противоречие: между значением слов и нашим незнанием их значения).

Сформулируйте кратко вывод из сравнения – проблему.

Дать определение (вывести слайд мультимедийной презентации) проблемы:

Проблема - зафиксированное отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации.

Возможные грамматические конструкции, позволяющие сформулировать проблему, могут быть: «у нас отсутствует …, поэтому», «нам не хватает …, а …», «мы не понимаем …, но …»

Возможные варианты проблем:

 - нам не хватает нашего словарного запаса, чтобы определить значение данных слов.

- для определения значений данных слов нам необходимо увеличить наш словарный запас, так как на данный момент он является бедным.

 - для толкования данных слов нужно знать их значение, а наш словарный запас не позволяет определить его.

Часть 2. Обучающимся предъявляется для обсуждения раздаточные листы с алгоритмом и правилами формулировки проблем:

Инструкция для учеников:

Внимательно прочитайте алгоритм формулировки проблемы. Вспомните, совершали ли мы эти шаги при разборе ситуации, предложенной на картинке и описанной в тексте.

 

Алгоритм формулировки проблемы:

1. Ознакомиться с информацией, представленной в проблемной ситуации.

2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно фактическое (существующее на данный момент) состояние ситуации.

3. Определить, зафиксировать письменно или устно желаемое или требуемое состояние ситуации (то, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации).

4. Сравнить желаемое и фактическое состояние ситуации - выявить противоречие.

5. Сформулировать и записать проблему либо в форме отсутствия или недостатка того, что хотелось бы, либо в форме расхождения между фактами, приводящими к возникновению проблемной ситуации