Компьютерные игры и программы как средство интеллектуального развития школьников
Компьютерные игры и программы как средство интеллектуального развития школьников
Автор: Силантьева Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования
Игра, как особый вид деятельности, представляет собой процесс, суть которого можно обозначить как отображение и преображение действительности, в ходе которого происходит усвоение общественного опыта, отработка умений и становление навыков. Компьютерная игра направлена на организацию этого процесса.
Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали в России Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др. Опорой служили выводы Л.С.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в компьютерной игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Поскольку у младших школьников с ОВЗ внимание, как правило, носит преимущественно непроизвольный характер, то применение компьютерных технологий становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у них живой интерес, сначала воспринимается как игровая, а затем и учебная деятельность.
Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Роль информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий постоянно возрастает в современном обществе. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.
Компьютерные игры и программы являются ценным средством современного воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у них живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Основной метод обучения программ основан на принципе "играя – учись". Современные компьютерные программы основаны на зрительном восприятии развивающего и обучающего процесса с учетом активного участия самого ребенка. Многие программы снабжены звуковыми и текстовыми сообщениями, озвучены профессиональными актерами и музыкально оформлены.
Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.
Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания.
Развивающие и обучающие игры позволяют ребенку достигнуть следующих результатов:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
- тренируется внимание и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
- развивается сенсомоторика детей: уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного мышления.
Основным показателем высокого качества обучающих компьютерных игр является эффективность обучения. Эффективность обучающей игры определяется тем, насколько она обеспечивает цели обучения.
Раскроем положительные стороны развивающих и обучающих компьютерных игр:
- информация на экране компьютера в игровой форме вызывает интерес у детей. Внимание ребенка привлекает анимация, движение, звук;
- поощрение ребенка при правильном решении проблемной задачи самим компьютером является стимулом познавательной активности детей;
- способность ребенка самому регулировать темп и количество решаемых обучающих задач;
- ребенок приобретает уверенность в себе;
- компьютер никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, когда сам ребенок их исправит;
- развивающие и обучающие игры приучают ребенка к самостоятельности и развивают навык самоконтроля;
- автоматизированный контроль при выполнении заданий и пошаговое подтверждение действий ребенка.
Этапы занятий с детьми за компьютером включают:
1. Содержательную и эмоциональную подготовку детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере.
2. Обучающую игру на компьютере.
3. Проблемное общение с каждым ребенком по ходу игры.
4. Гимнастику для глаз, зарядку для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере.
5. Реализацию вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей.
Школьник, играющий в компьютерные игры, одновременно овладевает и навыками работы на самом компьютере. Он учится запускать программу, перемещать и удалять файлы, управлять курсором, манипулировать мышью, разбираться с меню и диалоговыми боксами, ориентироваться в структуре директорий, перемещаться между окнами, настраивать рабочее окружение. Кроме того, компьютер позволяет тренировать память, внимание (это очень важно для отстающих в школе), вырабатывать грамотность (текстовые редакторы отмечают орфографические и стилистические ошибки), графические программы улучшают пространственное воображение, развивают моторику рук. Визуальное оформление и звуковое сопровождение делают учебный процесс гораздо интереснее и занимательнее, вследствие чего повышается общий уровень восприятия материала.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторной координации и произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, координацию движений и ориентировку на плоскости. Ведь в любых играх детям необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью, что способствует совершенствованию совместной координированной деятельности зрительного, слухового и моторного анализаторов: ребенок подумал – соотнес с видимым на экране – нажал на кнопку или пошевелил мышкой – получил результат, видимый на мониторе, или услышал звуковой сигнал. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы его мозгу.
С помощью компьютерных игр успешно совершенствуется пространственная ориентировка, так как, не разбираясь в направлении, ребенок не сможет выбрать маршрут для любимого героя игры или будет неправильно следовать инструкции. Причем происходит это без скучных дополнительных упражнений, а легко и ненавязчиво.
Основная особенность компьютерных игр и программ определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение компьютерных игр и программ не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
Компьютерные игры, направленные на развитие творчества, будут хорошим помощником в развитии логики, воображения, смекалки, мышления.
Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении воспитанников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как, самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Таким образом, компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения задания и контроля за деятельностью; использование компьютерных игр благоприятно влияет и на творческое развитие ребенка, стимулирует познавательную активность и развивает детское творчество.