Формирование понятия имени существительного у учащихся начальной школы
Формирование понятия имени существительного у учащихся начальной школы
Автор: Брик Лариса Александровна
Тема: что такое имя существительное? Тип: изучения нового материала. |
|
Цель урока: создать условия для формирования понятия «Имя существительное». |
|
Планируемые результаты: |
|
Предметные · различать слова – название предметов; · обобщать знания о словах – названиях предметов; · знать, что такое имя существительное; · распределять имена существительные в тематические группы предметов; · использовать специальную терминологию для рассказа об имени существительном |
Метапредметные · определять учебную задачу урока под руководством учителя на основе учебника, планировать ее выполнение; · анализировать разные виды информации (текст, правила, иллюстрация); · развивать умение слушать и понимать других; · оценивать результат своей работы на основе теста |
Ресурсы урока: учебник УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, учебник для 2 класса в 2 частях. Стр. 44 – 47, М.: Просвещение 2016., меловая доска, схема. |
Ход урока |
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Организационный этап |
|
Предлагает проверить и подготовить рабочее место к уроку. (На столе должны лежать: пенал, дневник, учебник, тетрадь.) |
Учащиеся проверяют готовность рабочего места. |
Мотивация к деятельности |
|
· Предлагает рассмотреть с. 39, и назвать тему раздела, чему будем учиться в этом разделе, какую тему изучили. · Предлагает рассмотреть схему на с. 41 и назвать части речи, которые изучили. · Предлагает рассказать, что мы знаем об имени существительном на основе схемы, представленной в учебнике, выделить основные вопросы для составления рассказа, составить план рассказа об имени существительном. · Предлагает рассмотреть схему на доске, предположить, как можно дополнить схему, оценивают результат своей работы. На обратной стороне доски кластер: Часть речи | Имя существительное (закрыто) | Предмет (закрыто) / \ Кто? Что? (закрыто) |
· Анализируют содержание. Называют тему раздела «Части речи», отвечают на поставленный вопрос (определять какой частью речи является слово, распознавать признаки частей речи). Изучили тему «Что такое части речи?». · Рассматривают схему на с.41, называют части речи (имя существительное, глагол, прилагательное). · Анализируют содержание таблицы, определяют последовательность своего рассказа на основе плана, составляют план на основе схемы, рассказывают об имени существительном. · Высказывают предположения относительно схемы. |
Актуализация необходимых знаний |
|
· Предлагает открыть учебники на с. 44 и прочитать тему урока. После прочтения темы появляется запись на доске «Имя существительное». · Предлагает определить учебную задачу урока. Предлагает повторно рассмотреть схему на доске и дополнить её в соответствии с темой и задачей урока. |
· Открывают учебники на с. 44 и читают тему урока «Что такое имя существительное?» · Опираясь на тему урока, предполагают, что на уроке будут изучать понятия имени существительного, что обозначает и на какие вопросы отвечает. |
Организация познавательной деятельности |
|
· Предлагает рассмотреть и проанализировать иллюстрации к упражнению 74 на с. 44. Предлагает определить, что нарисовано, что обозначает, на какие группы можно разделить, какие вопросы можно задать. · После выполнения задания просит обобщить свои наблюдения – что теперь могут рассказать об имени существительном. Предлагает прочитать и проанализировать учебный материал (сведения о языке с. 45). · Предлагает оценить результат своей работы по схеме на доске, есть ли необходимость внести дополнения. · Создает условия для коллективного выполнения с комментированием упражнение 75 на стр. 45. Два ученика работают у доски. Группируют имена существительные по их лексическому значению (Люди (кто?), Растения (что?)). |
· Рассматривают рисунок. Анализируют, что представлено на рисунках, классифицируют. Задают вопросы к словам. Делают вывод, что обозначает имя существительное и на какие вопросы отвечает. Доказывают правильность выполнения задания. · Предлагают свои определения понятию имени существительного. Выслушивают друг друга. Проверяют правильность определения по учебнику (с. 45). При необходимости исправляют или дополняют. · Оценивают результат своей работы, вносят дополнения. · Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Делают вывод о том, что имена существительные могут обозначать людей, животных, названия растений, одежду. Обозначать предмет и отвечать на вопросы «Кто?» Что?». Выполняют задание в тетради. Сверяют с доской. |
Рефлексия деятельности |
|
· Предлагает прочитать тему урока еще раз и учебную задачу урока, определить могут ли ответить на вопрос. · Предлагает проверить на основе выполнения теста. На доске записаны слова: «Художник, прыгать, баран, зеленый, дерево, бегать, пальто». Предлагает выбрать имена существительные, задать к словам вопросы. · Предлагает сравнить с образцом, определить ошибки. · Предлагает вернуться к схеме на доске, уточнить что уже знали и умели по теме урока, что нового узнали, чему научились, выявить причины затруднений. |
· Читают тему урока, говорят учебную задачу. · Выполняют задание устно. Называют имена существительные, задают к ним вопросы. Доказывают правильность выполнения задания. Проводят самооценку. · Сравнивают, определяют, где допустили ошибку. · Анализируют результаты, полученные в ходе урока. Выявляют причины затруднений. |