Формирование понятия имени существительного у учащихся начальной школы

Дата публикации: 2019-03-16 16:08:06
Статью разместил(а):
Брик Лариса Александровна

Формирование понятия имени существительного у учащихся начальной школы

Автор: Брик Лариса Александровна

 

Тема: что такое имя существительное?

Тип: изучения нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования понятия «Имя существительное».

Планируемые результаты:

Предметные

·         различать слова – название предметов;

·         обобщать знания о словах – названиях предметов;

·         знать, что такое имя существительное;

·         распределять имена существительные в тематические группы предметов;

·         использовать специальную терминологию для рассказа об имени существительном 

Метапредметные

·         определять учебную задачу урока под руководством учителя на основе учебника, планировать ее выполнение;

·         анализировать  разные виды информации (текст, правила, иллюстрация);

·         развивать умение слушать и понимать других; 

·         оценивать результат своей работы на основе теста 

Ресурсы урока: учебник УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, учебник для 2 класса в 2 частях. Стр.  44 – 47, М.: Просвещение 2016., меловая доска, схема.

 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный этап

Предлагает проверить и подготовить рабочее место к уроку. (На столе должны лежать: пенал, дневник, учебник, тетрадь.)

Учащиеся проверяют готовность рабочего места.

 Мотивация к деятельности

·         Предлагает рассмотреть с. 39, и назвать тему раздела, чему будем учиться в этом разделе, какую тему изучили. 

·         Предлагает рассмотреть схему на с. 41 и назвать части речи, которые изучили. 

·         Предлагает рассказать, что мы знаем об имени существительном на основе схемы, представленной в учебнике, выделить основные вопросы для составления рассказа, составить план рассказа об имени существительном.

·         Предлагает рассмотреть схему на доске, предположить, как можно дополнить схему, оценивают результат своей работы.

На обратной стороне доски кластер:

Часть речи

|

Имя существительное (закрыто)

|

    Предмет (закрыто)

/ \

 Кто?   Что?  (закрыто)

·         Анализируют содержание. Называют тему раздела «Части речи», отвечают на поставленный вопрос (определять какой частью речи является слово, распознавать признаки частей речи). Изучили тему «Что такое части речи?».

·         Рассматривают схему на с.41, называют части речи (имя существительное, глагол, прилагательное). 

·         Анализируют содержание таблицы, определяют последовательность своего рассказа на основе плана, составляют план на основе схемы, рассказывают об имени существительном. 

·         Высказывают предположения относительно схемы.

Актуализация необходимых знаний

·         Предлагает открыть учебники на с. 44 и прочитать тему урока. После прочтения темы появляется запись на доске «Имя существительное».

·         Предлагает определить учебную задачу урока.

Предлагает повторно рассмотреть схему на доске и дополнить её в соответствии с темой и задачей урока.  

·         Открывают учебники на с. 44 и читают тему урока «Что такое имя существительное?»

·         Опираясь на тему урока, предполагают, что на уроке будут изучать понятия имени существительного, что обозначает и на какие вопросы отвечает.

Организация познавательной деятельности

·         Предлагает рассмотреть и проанализировать иллюстрации к упражнению 74 на с. 44.  Предлагает определить, что нарисовано, что обозначает, на какие группы можно разделить, какие вопросы можно задать.   

·         После выполнения задания просит обобщить свои наблюдения – что теперь могут рассказать об имени существительном. Предлагает прочитать и проанализировать учебный материал (сведения о языке с. 45). 

·          Предлагает оценить результат своей работы по схеме на доске, есть ли необходимость внести дополнения. 

·         Создает условия для коллективного выполнения с комментированием упражнение 75 на стр. 45. Два ученика работают у доски. Группируют имена существительные по их лексическому значению (Люди (кто?), Растения (что?)).

·         Рассматривают рисунок. Анализируют, что представлено на рисунках, классифицируют. Задают вопросы к словам. Делают вывод, что обозначает имя существительное и на какие вопросы отвечает. Доказывают правильность выполнения задания.

·         Предлагают свои определения понятию имени существительного. Выслушивают друг друга. Проверяют правильность определения по учебнику (с. 45). При необходимости исправляют или дополняют.

·         Оценивают результат своей работы, вносят дополнения.

·         Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Делают вывод о том, что имена существительные могут обозначать людей, животных, названия растений, одежду. Обозначать предмет и отвечать на вопросы «Кто?»  Что?».  Выполняют задание в тетради. Сверяют с доской.

Рефлексия деятельности

·         Предлагает прочитать тему урока еще раз и учебную задачу урока, определить могут ли ответить на вопрос.

·         Предлагает проверить на основе выполнения теста. На доске записаны слова: «Художник, прыгать, баран, зеленый, дерево, бегать, пальто». Предлагает выбрать имена существительные, задать к словам вопросы. 

·         Предлагает сравнить с образцом, определить ошибки.    

·         Предлагает вернуться к схеме на доске, уточнить что уже знали и умели по теме урока, что нового узнали, чему научились, выявить причины затруднений.

·         Читают тему урока, говорят учебную задачу.

·         Выполняют задание устно. Называют имена существительные, задают к ним вопросы. Доказывают правильность выполнения задания.  Проводят самооценку.

·         Сравнивают, определяют, где допустили ошибку.

·         Анализируют результаты, полученные в ходе урока. Выявляют причины затруднений.