Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Дата публикации: 2019-03-26 11:27:38
Статью разместил(а):
Епифанова Ирина Александровна

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Автор: Епифанова Ирина Александровна

ГБОУ "Школа № 281"

 

Тема урока: Многообразие животных. Значение животных в природе и жизни человека. 

Цель урока: создание условий для:

1. Изучения особенностей царства животных, роли животных в природе и жизни человека;

2. Развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

3. Развития познавательного интереса к новому учебному материалу, воспитания бережного отношения к окружающей природе;

4. Обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей, интересов.

5. Воспитания культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

 

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

·       уметь называть су­щественные признаки представителей царства Животные, роли животных в природе и жизни человека; 

Метапредметные: 

Познавательные:

·       поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

·       самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентовать подготовленную информацию.

·       установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

·       прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения;

·       оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

·       выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Коммуникативные:

·       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленные вопросы , аргументировать;

·       умение работать с текстом; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;

·       понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

·       владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

·       соотносить поступок с моральной нормой;

·       оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, мотивировать свои действия;

·       действие смыслообразования - мотивация учебной деятельности;

·       умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

 

УМК:

1.     Авторская программа  И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко,  О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 304 с.

2.     Учебник: Пономарёва И.Н.: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. М.: Вентана – Граф , 2015. – 80 с.

3.     Пономарёва И.Н.: Биология: 5 класс: методическое пособие/ И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. М.: Вентана – Граф , 2012. -128 с.: ил.

Оборудование: презентация к уроку, проектор и компьютер,  учебник  И.Н. Пономарёвой, рабочие тетради, карточки с заданиями, лист самоконтроля.

Этапы урока

   Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный этап урока.

      (2 мин)

Здравствуйте ребята!

Посмотрите на свои парты и проверьте свою готовность к уроку.

Ученики проверяют  свою готовность к уроку.

 

Мотивация

       (3 мин)

Сегодняшний урок мы с вами начнем с эпиграфа:

" Мы не потому действуем, что познаем, а познаем потому, что предназначены действовать» Иоганн Г. Фихте

 

То есть, наша задача сегодня расширить границы наших знаний. Что нам для этого понадобится?

Сегодня свои достижения на уроке вы будете отмечать в «Листах достижений».

Давайте посмотрим на них. Есть ли вопросы по их заполнению? 

Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.

 

Учащиеся предлагают свои варианты.

 

Знакомятся с листом достижений и критериями оценки.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

Целеполагание

     (7 мин) 

Прежде чем сформулировать тему нашего урока, я бы хотела предложить слово нашему первому докладчику, который познакомит вас со своей презентацией ( презентация №1)

Далее вы будете работать в группах, поэтому будьте внимательны.

У каждой группы на парте листы с заданиями. Ваша задача выполнить его за 3 минуты. Не забудьте указать состав своей группы.

Все ли вы смогли выполнить? Почему?

Второе задание: на слайдах изображены живые организмы. Ваша задача распределить организмы по принадлежности к царствам живой природы.

Какой метод вы использовали для выполнения этого задания?

А теперь давайте попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся знакомятся с презентацией одноклассника, оценивают его работу.

Работают группами с карточками групповых заданий.

Учащиеся делают предположения.

Обсуждают предложенные варианты, выбирают подходящий и фиксируют его.

Формулируют тему урока

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи; умение презентовать подготовленную информацию.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической  формами речи; составляют устные монологические высказывания по предложенным вопросам.

Личностные: действие смыслообразования- мотивация учебной деятельности.

Тема урока фиксируется на доске и в тетрадь 

Планирование

      (10  мин)

Тему урока вы определили, что нам нужно сделать дальше?

Поставить цель урока

Как бы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока?

В итоге наша цель сегодня изучить особенности царства Животные, роль животных в природе и жизни человека, зависимость от окружающей среды.

Ребята, а что вам известно про животных?

Знаете ли вы, что самая большая черепаха- кожистая. Средняя длина- 2 метра, а масса -916 кг с панцирем.

Божья коровка может жить от нескольких месяцев до двух лет. 

Самая маленькая змея- узкоротая. Ее длина 10 см, она не ядовита.

Как много мы не знаем про животных!

Теперь подумайте, что бы вам хотелось узнать про животных?

Давайте предоставим слово нашему следующему докладчику (презентация №2)

Обсудите в группе.

Следующий этап нашей работы – составление плана урока.

Задание для групп:

Попробуйте составить план изучения царства.

Запишем план в тетради:

1. Особенности царства Животные

2. Классификация животных

3. Значение животных

4. Влияние природы на животных.

Предлагают варианты ответов

Формулируют цель.

Обсуждают варианты с классом.

Предлагают свои варианты.

Формулируют вопросы.

Обсуждают, высказывают своё мнение в группе. Озвучивают пункты плана (устно).

Цель фиксируется на доске и в тетради.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Коммуникативные: структурируют свои знания; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.

 Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Конечный план формулируется учениками совместно.

Реализация плана

     (10мин)

Итак, мы выяснили, что вам  известно о представителях царства Животные.

Для того чтобы реализовать наш план, группам необходимо выполнить предложенные  задания.

Свои ответы вы записываете в тетради.

Теперь давайте обсудим, что у вас получилось.

Остальные учащиеся фиксируют ответы в свои тетрадях.

Теперь у нас остался вопрос о значении животных

Задание: Каждой группе необходимо составить схему, в которой будет отражено значение животных в природе и для человека. Можно пользоваться учебником и использовать собственные примеры и наблюдения в природе.

Давайте подведем итоги выполненной работы.

Работают в группах

Представляют свои работы

Самостоятельно работают в группах.

Представитель группы изображает схему на доске, остальные группы при необходимости дополняют.

Личностные:

мотивация учебной деятельности ; умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения; выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос , аргументировать, составлять небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

Выдаются карточки с заданиями.

Текущий контроль выполнения задания.

Проверка и корректировка схемы осуществляется учениками совместно.

Контроль

     ( 5мин)

А сейчас, мы посмотрим, насколько вы поняли тему.

Для этого я попрошу каждого из вас выполнить несколько заданий. Они представлены на слайдах. На все задания вам отводится 5 минут.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Все ли пункты плана мы рассмотрели? Все ли вам понятно? Есть ли какие – либо дополнения?

Достигли мы сегодня своей цели? 

Выставите баллы в соответствующие колонки вашего листа достижений

Индивидуально выполняют задания.

Проверяют правильность выполнения  работы, пользуясь презентацией.

Личностные: 

мотивация учебных действий

Познавательные:

Воспроизведение информации по памяти; умение структурировать свои знания; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

Умение работать с информацией; ставить вопросы и отвечать на них.

Регуляторные: 

В конце самостоятельной работы возвращаемся к заданию, которое ученики выполняли на этапе целеполагание

Оценка

      ( 3 мин)

Давайте подведем итоги  нашей сегодняшней работы на уроке с помощью листов достижений:

1. Посчитайте общее количество баллов

2. Определите свою отметку за урок по критериям.

Кто оценил свою работу на уроке на «5»?

Есть ли те, кто получил «2» и «3»? Кто доволен своей работой? 

Результаты своей работы на уроке переводят в отметку.   

Высказывают свое мнение

Листы достижений и карточки с выполненными заданиями сдаются учителю

Рефлексия

       ( 3 мин)

Давайте напишем на листочках свое мнение об уроке.

Положите свои листочки в корзинку.

Я зачитаю некоторые ответы, и мы вместе обсудим их.

Записывают своё мнение об уроке на листочках

Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Регулятивные: выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Работа выполняется анонимно.

Домашнее

задание

      ( 2 мин)

Для всех § 12

Задание для тех, кто за урок получил «2» и «3»: 

рабочая тетрадь § 12 №  1-5

Для остальных на выбор:

Составьте кроссворд о животных (12 слов);

Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в природе» или «Значение животных в жизни человека».

Подготовить сообщение или презентацию по теме « Животные-рекордсмены).

Выбирают и записывают домашнее задание

 

 

Приложение  к уроку

Лист достижений

Класс ________________________________

Фамилия, имя ­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________

№  этапа

Работа на уроке

Баллы

1.

Задание № 1

 

2.

Задание № 2

 

3.

Работа с карточкой

 

4.

Составление схемы

 

5.

Задания для контроля

 

6.

Работа на уроке

 

 

ОБЩИЙ БАЛЛ

 

 

Критерии оценки:

Этапы № 1-5

Задание выполнено правильно - 2 балла,

Задание выполнено, но есть ошибки (выполнено не полностью) – 1 балл,

Не справился с заданием – 0 баллов.

 

Этап № 6

Работал активно весь урок – 2 балла,

Работал активно на отдельных этапах урока – 1 балл

Работал мало – 0 баллов

Перевод баллов в отметку:       6 баллов  – отметка «3»

                                                  9 – 10 баллов - отметка «4»

                                                  11 – 12 баллов – отметка «5»

 

Приложение к уроку

Этап целеполагания.

1 задание

Карточка

Заполните пропуски:

1. Цветковые растения состоят из корня и ...

2. Тело водорослей называется ...

3. В клетках растений в отличие от бактериальной клетки есть ...

4. Процесс образования в листьях растений органических веществ на свету называется ...

5. По типу питания растения относят к группе ..., а животных – к ...

6. В отличие от растений животные ведут ... образ жизни.

2 задание.

На слайде находятся фотографии коралловых полипов, виноградной улитки, ламинарии, березы, камбалы, утконоса, сосны, сфагнума, мидии, инфузории.

Задания для групп:

1 группа

Пользуясь § 12 учебника ответьте на вопросы:

1. Что такое фауна?

2. Сколько видов животных насчитывается на планете?

3. Чем животные отличаются от представителей других царств?

2 группа

Пользуясь § 12 учебника ответьте на вопросы:

1. Каковы особенности одноклеточных животных?

2. К какой группе организмов по особенностям строения клетки относятся одноклеточные животные?

3. Каково значение простейших?

3 группа

Пользуясь § 12 учебника выполните задания:

1. Составьте схему классификации животных, начиная с наивысшего таксона.

2. Какой признак отражает ее основу?

 4 группа

Пользуясь § 12 учебника ответьте на вопросы:

1. В чем заключается особенность строения многоклеточных животных?

2. Каково значение  многоклеточные животные в природе?

3. Какую роль играют многоклеточные животные в жизни человека?

5 группа

Пользуясь § 12 учебника выполните задание:

1. Составьте схему, отражающую многообразие  и последовательность происхождения многоклеточных животных (с примерами).

6 группа

Пользуясь § 12 учебника выполните задания:

1. Приведите примеры влияния факторов природы на животных.

2. Каким образом природа влияет на животных?

Задания для контроля:

Выберите один вариант ответа

1. К простейшим не относится

1) инфузория

2) амёба

3) радиолярия

4) паук

2. К беспозвоночным животным относятся 

1) змея    

2) лиса  

3) жук  

4) орёл 

3.  Животные отличаются от других организмов 

1) способностью расти 

2) способностью размножаться 

3) питанием готовыми органическими веществами 

4) клеточным строением  

4. К домашним животным не относится:

1) лошадь

2) пчела

3) гусь

4) лось

Закончите предложение:

5. Совокупность всех видов животных, обитающих на планете - ………

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь