Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ через творческую деятельность
Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ через творческую деятельность
Автор: Кондрашова Ирина Александровна
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества.
Социализация ребенка с ОВЗ подразумевает формирование у него коммуникативной, социальной и личностной компетентностей. Именно через межличностные отношения, готовность и умение вести безопасный для себя и окружающих образ жизни, ответственность за свои поступки перед семьей, обществом, активность в познании окружающего мира являются для него условиями успешной интеграции в социум. Для развития социальной компетентности возникает необходимость создания определенных условий, в которых бы формировались социальные навыки.
Так как наши воспитанники длительное время находятся в школе-интернате, то у них нет возможности перенимать социальный опыт родителей, окружающих, социума в целом. Школа решает эту проблему. Разработана и успешно реализуется воспитательная программа социальной адаптации детей . Социализация воспитанников проходит через урочную и внеурочную деятельность.
Творчество – это, на мой взгляд, не только рисование, лепка, изготовление поделок и т.д. Это своего рода (как бы высокопарно это не звучало) мостик между миром, в котором ребенок живет сейчас, и тем, в который ему предстоит войти.
Для развития творческого потенциала воспитанников я применяю различные техники, в т.ч. нетрадиционные: соленое тесто, рисование крупой, работа с макаронными изделиями, аппликация пластилином, создание скульптур малых форм, папье-маше и др. Переход знакомства с одной техникой к другой проходит постепенно, что дает возможность воспитателю определить способности каждого к тому или иному виду творчеству и акцентировать на этом внимание ребенка. Как показал опыт, использование нетрадиционных техник пробуждает интерес к самостоятельному творчеству.
Что дают ребенку с ОВЗ занятия творчеством? Прежде всего, он развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Чем полнее и разнообразнее деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его потребностям, тем успешнее идет развитие.