Использование ИКТ в воспитательной работе класса

Дата публикации: 2019-04-08 17:28:31
Статью разместил(а):
Дивеева Светлана Александровна

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе класса

Автор: Дивеева Светлана Александровна

 

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество». 

(Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Формирование  ИКТ-компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса учащихся в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

 Основные направления деятельности в процессе информатизации воспитательной работы:

-       компьютерное сопровождение воспитательной работы как средство реализации новых педагогических технологий;

-       использование информационных технологий статистической отчетности, создание банка данных об учащихся, родителях и др.;

-       электронный документооборот;

-       инструмент контроля, учета, мониторинга воспитательного процесса;

-       средство коммуникации и педагогического просвещения родителей;

-       профориентация учащихся;

-       издательская деятельность, качественно новый вид наглядности.

-       Критерии эффективности использования  ИКТ в воспитательной работе:

-       экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

-       компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным  печатным  материалом);

-       наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

-       возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);

-       возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.

От успешности работы классного руководителя зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе. Цель деятельности классного руководителя - это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе. Но для того, чтобы ребенок верил в искренность слов учителя, самому классному руководителю необходимо саморазвиваться и самореализовываться в обществе. Использование ИКТ в педагогической работе - это один из способов самоутверждения в школьном коллективе. Можно обозначить круг мероприятий, где я, как классный руководитель, активно использую ИКТ. К такой деятельности относятся классные и информационные часы, сопровождаемые компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися. Следует отметить, что поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Так, гораздо эффективнее и легче стала работа с различной статистической отчетностью, начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребенке и его семье), подготовки сопровождающих документов, заканчивая отчетностью по окончанию учебного года.

Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие. Ежегодно проводимый в школе мониторинг качества воспитательной деятельности, включающий в себя определение уровней воспитанности и гражданственности учащихся - требует меньше затрат времени при использовании ИКТ. Подсчет результатов  после проведения тестирования я провожу в компьютерной программе MS Excel. Кроме этого, при анализе очередного диагностического этапа  использую качественно новый вид наглядности в виде графиков, диаграмм, таблиц и прочего.

Также ИКТ способствует эффективности проведения учета, контроля за успеваемостью и посещением обучающихся учебных занятий, их участием в общественной жизни.

Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Самый распространенный вид работы с семьей - это родительские собрания. Один раз в месяц проводятся классные родительские собрания, организуются общешкольные родительские всеобучи. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, (обобщение опыта работы школы по направлениям, работа по профилактике правонарушений и т.д.), процент посещения родительских собраний увеличивается, растет доверие к ОУ.

Соуправление ученическое и родительское также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа по соуправлению включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, своевременное информирование участников образовательного процесса о деятельности и результатах работы органов соуправления – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.

Информацию для проведения родительского собрания я часто нахожу в Интернет. Например, памятки родителям подростков, рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков. Все эти памятки и видеоролики размещены в Интернете в моем блоге. На собрании просматривали фильмы о профилактике дорожного травматизма, поведении на железной дороге (это актуально, т. к. на территории поселка проходят железнодорожные пути). 

В классе формируются свои традиции, но для поддержания их сегодня требуются либо новые формы,  либо новое содержание, либо же новые технологии работы. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе и традиционных) прочно входят информационные технологии.

Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры позволяет готовить уникальные подборки материалов, что делает праздники более зрелищными и яркими. Поэтому в последнее время почти ни одно классное мероприятие (за исключением соревнований, игр на свежем воздухе) не обходится без применения ИКТ. Так в этом учебном году были проведены классные часы по темам:

- «Конвенция о правах ребенка»

- «20 лет Конституции»

- «Меры безопасности зимой»

- «День пожилого человека»

- «Поговорим о здоровье»

- подготовка к новогоднему вечеру.

Кроме этого, для проведения мероприятий, а также для подведения итогов конкурсов и соревнований, разрабатываются грамоты, дипломы, сертификаты, медали, открытки. 1 декабря был выпущен буклет «День борьбы с ВИЧ».

Расширяется использование ИКТ в профилактической работе. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые взрослыми, но и сами включаются в поиск информации.

Перед современными учениками открываются огромные возможности, на которые еще лет десять назад обучающиеся и не помышляли рассчитывать.
Одной из актуальных проблем образования является проблема активного использования в организации учебного процесса возрастающего интереса школьников к Интернету. Задачей современного учителя является умелая интеграция ИКТ - технологий с современными педагогическими технологиями. Интеграция через всемирную компьютерную сеть - необратимый процесс, отражающий направление развития мирового человеческого общества на данном этапе. В рамках этого процесса все популярнее становятся социальные сети. Интересно рассмотреть, какие преимущества могут они дать для современного школьника, каким образом можно вести воспитательную работу с использованием этого нового инструмента. 

Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Вместе с тем «Одноклассники», «В контакте» и подобные им проекты в отечественном образовании воспринимаются как ресурсы, содержащие развлекательную информацию, в контексте которой не целесообразна публикация учебного контента и, тем более, организация учебной деятельности.

«Вконтакте» является лидером по активности посещения проекта пользователями: 65% зарегистрированных на этом портале учащихся нашего класса посещают его ежедневно, а 90% из них чаще, чем раз в день. Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени. Исходя из представленных данных, логично предположить, что «В контакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников, и именно его можно рассматривать в качестве инструмента для учебной работы с молодой аудиторией.  

Итак, одна из основных функций социальных сетей: сплочение или удержание связей. Этому способствуют различные мероприятия, акции, поездки. В социальных сетях выкладываются фото и видео с этих мероприятий. В данном случае очень интересен анализ вариантов самопрезентации людей. Свойственные подростковому возрасту желание выглядеть лучше в виртуальном мире усиливаются, так как социальная сеть позволяет "отсекать" все лишнее, создавать идеальный образ. Молодые пользователи зачастую «приукрашают» себя. Однако вырисовывая наиболее комфортный и привлекательный образ, подсознательно человек начинает к нему стремиться и в реальной жизни. Отображаются лучшие свои качества, именно те, которые сам человек считает лучшими. Выкладываются самые удачные фотографии, размещаются видео с расчетом, что его будут смотреть друзья, знакомые, а иногда и совершенно чужие люди, и создавать впечатление о внутреннем мире человека, пишутся цитаты, указываются интересы, любимые фильмы и т.д. опять с ориентацией на публику.

Интересна функция, называемая «статус» - то есть выражение, отражающие текущие мысли владельца страницы. Таким образом, очень удобно сообщать о новостях, о своем настроении, тем самым помогая найти  темы для разговора актуальные для собеседника в текущий момент. Прослеживая историю статусов,  составляю  некоторое представление об образе мыслей человека: кто-то выставляет шутливые фразы, кто-то философские, кто-то действительно нужную информацию (например,  объявление о предстоящем мероприятии), а иные не пишут ничего.

Иногда через статус ребенок говорит о проблеме, которая его действительно волнует и с которой он не может подойти к взрослому за советом. А также это помогает лучше узнать своих учеников: чем они живут, чем интересуются, а также создать психологический портрет ребенка. Очень интересна методика анализа профайла, описанная в статье Т.С. Бодосовой «Использование социальных сетей в воспитательной работе».

Открывающийся круг возможностей через группы, сообщества, форумы, обсуждения получать информацию, развлекаться, ощущать себя причастным к социуму привлекает школьников. Поэтому социальные сети
для людей, занимающихся воспитательной деятельностью в школе, помимо мониторинга профайлов, интересны изучением реакции общественности на различные события, начиная от мировых и заканчивая локальными на уровне учебных групп. Также через различные ролики, статьи, фотографии веду профилактику разлагающих тенденций в обществе и помогаю в выборе жизненных ценностей: пропаганда здорового образа жизни, профилактика экстремизма, наркомании, алкоголизма и т.д. И наконец, это эффективный способ рекламы и донесения информации до учащихся о предстоящих или произошедших событиях в молодежной среде, различным мероприятиях, проектах и др.

Второй год «В контакте» действует группа «Наш класс». Это сетевое сообщество учеников сначала 5б, теперь 6б класса. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни.

Также в группе начали вести электронное портфолио (форма личного представления информации об учениках класса, включающая в себя информацию о достижениях и результатах деятельности учащихся.

Выставляют в группе свои творческие работы.

Наиболее эффективно создание и пополнение  альбома и портфолио силами учащихся при поддержке классного руководителя.

Создавая альбомы, я продумываю, как при  помощи группы воздействовать на учащихся. Создавая альбом «Спорт – наша жизнь», я, прежде всего, хотела показать, каких результатов добиваются ученики класса, а также способствовать популяризации спорта. После соревнований наши спортсмены выкладывают грамоты, дипломы в альбом «Наши достижения» и фотографии в папку «Спорт – ты жизнь». Просматривая фотографии, участники группы оставляют комментарии. Между учениками идет негласное соревнование, у кого в классе больше грамот интеллектуальных, у кого – спортивных.

В группе они выкладывают домашнее задание для тех, кого не было в школе. Разбирают интересные задания. В последнее время даже учащиеся с низкой мотивацией вступают в обсуждение этих заданий.

Итак, интернет все больше входит в жизнь многих людей, становясь местом объединения и интеграции всего мирового сообщество. Двигаясь в ногу со временем, следует учиться извлекать выгоды из возрастающей вовлеченности подростков в социальные сети и эффективно их использовать в воспитательной работе со школьниками.

Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. 

Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но на сегодняшний день возможности социальных сетей в решении образовательных задач недооценены.

Можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей в учебном и воспитательном процессе:

- понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. А реализация потребностей учащихся к общению и стремлению влиться в коллектив сверстников повышает их мотивацию к обучению.

- коммуникативное пространство социальной сети позволяет выстроить неформальное общение между классным руководителем и воспитанником, что позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося: его интересы, мировосприятие, а значит и организовать личностно-ориентированное обучение.

Таким образом, использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность.