Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Формирование положительной мотивации обучения

Дата публикации: 2019-04-09 21:18:42
Статью разместил(а):
Дивеева Светлана Александровна

Формирование положительной мотивации обучения за счет активизации деятельности обучаемых

Автор: Дивеева Светлана Александровна

 

В педагогике существует ряд методов, направленных на формирование положительной мотивации обучения за счет активизации деятельности обучаемых. 

Один из них – научно-исследовательская деятельность в школе.

Научно-исследовательская деятельность - один из способов познания человеком окружающего мира. Она направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребёнка познавательной активности, цивилизованных творческих задатков, формирование логического и научного мышления. Приобщение ребят к научной деятельности, разработке проектов, выполнению творческих заданий готовит ребят к исследовательской деятельности в старших классах и в вузе, формирует социально-активную жизненную позицию. Цель таких заданий - совершенствование знаний, расширение научного кругозора, опытническая деятельность. Вообще, понятие «деятельность» имеет значение «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В.).

Исследование - это творческий процесс познания мира, связанный с решением учащимися творческой исследовательской задачи. 

Таким образом, исследовательская деятельность - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
Существует пять основных видов творческих работ школьников:

1. Информационно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы. 

2. Проблемно-реферативные - предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых даётся собственная трактовка поставленной проблемы. (Хорошо выполненная проблемно-реферативная работа может считаться исследовательской). 

3. Экспериментальные - основанные на самостоятельно проведённом эксперименте. 

4. Натуралистические и описательные - связанные с наблюдением и описанием какого-либо явления. 

5. Исследовательские - в результате которых получен собственный экспериментальный материал, позволяющий сделать анализ и выводы. 

Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. 

Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов. 

Во-вторых, эта деятельность, особенно на начальном этапе, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных ребёнку целей, на решение конкретных задач. 

В-третьих, ученик должен ощущать социальную значимость этой деятельности.
Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

Творческие задания на уроках

Основной целью информатики, является не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития ученика. Несомненно, формирование и развитие творческих способностей учащихся через познавательные и развивающие игры, через выполнение различных творческих заданий - важный этап на пути к собственно научно-исследовательской деятельности. Такие задания являются открытыми – они не имеют в принципе однозначных «правильных» ответов, требуют от ученика получение оригинального образовательного продукта. 

Интерес у ребят к информатике, как к новому предмету огромен, но когда они сталкиваются с определенными трудностями при изучении некоторых тем курса, учителю приходится дополнительно стимулировать познавательную деятельность учеников. Здесь приходят на помощь графические редакторы Раint, Adobe Photoshop, Аdobe Illustrator, Gimp и другие. Небольшие вставки в урок заданий по рисованию на компьютере снижают психологический барьер перед техникой, снимают утомление, приглашают ребят к творчеству.

Ребята с увлечением рисуют сначала картинку, заданную учителем: домик, облака, солнышко, а потом все больше проявляют инициативу и рисуют то, что они придумывают или изменяют сами. На первых занятиях рисунок примитивен, как у дошкольника: неровные линии, нет симметрии. От урока к уроку заметен прогресс. Научившись приемам работы с инструментами, цветами, шрифтами, ребята с удовольствием рисуют открытки-поздравления к праздникам. Им вполне по силам выполнить плакат с надписями и схематическими рисунками. Позднее при работе с более сложными графическими редакторами, учащиеся уже свободно оперируют их различными инструментами. А творческие задания им помогают при этом. Важной задачей в обучении информатики является развитие творческих способностей учащихся. Ведь творчество будит в детях открыть, что-то новое, для ребенка пока неизведанное, освоив новую программу – поэкспериментировать в ней, создать что-то свое, изменить уже созданное и просто удивить всех.

Творческие домашние задания

Во-первых, разноуровневое домашнее задание является одним из наиболее эффективных способов повторения изученных ранее тем. 

Первый уровень – обязательный минимум – оно посильно любому ученику. 

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые хотят хорошо знать предмет и без особых трудностей справляются с программой. 

Третий уровень – творческое домашнее задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой. 

Диапазон творческих заданий широк: 

1. Кроссворды, ребусы, комиксы, плакаты. 

2. Высокомотивированные дети занимаются выполнением проектов. Идеи тем разнообразные. Например, при изучении анимации дети разработали проект обучающего мультфильма по правилам дорожного движения для младших школьников. 

3. В качестве примера организации литературного творчества детей при изучении информатики можно привести такие задания: написать сочинение «Про алгоритм, файл, каталог и ...». Главные герои произведения - понятия информатики, с которыми дети познакомились к этому времени. Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержанию описываемого понятия (например, для Алгоритма, скорее всего, будут характерны последовательность аккуратность, строгость и т.д.) 

4. При изучении способов передачи информации, мы осваиваем различные приёмы её кодирования; ученики сами изобретают свои коды, при этом, вспоминая, где они встречали коды для шифровки букв. Вспоминаем азбуку Морзе, флажковую азбуку, знакомимся с методами кодировки. Сами пишут записки, используя этот код. Остальные пытаются их декодировать.

5. Нравится детям готовить внеклассные мероприятия, викторины для детей, самим придумывать задания. Они проводят конкурсы «Брейн-ринг», «Миллионер», «Своя игра». Дома готовят вопросы и проводят игры на уроках

6. При работе со старшеклассниками провожу уроки-семинары. Ученики готовят выступления по теме следующего урока, выступают с ними, отвечают на вопросы одноклассников.

7. Конечно же, нельзя переоценить возможности традиционных методов исследовательской деятельности. Учащиеся выбирают интересующую их тему, изучают ее и высказывают  собственную трактовку поставленной проблемы. 

Коллективное творчество

Результатом изучения темы «Графический редактор» стал проект «Журнал «Вокруг тебя – мир!»». Сначала ребята активно обсуждают, как должен выглядеть конечный результат и распределяют работу. После выполнения отдельных фрагментов выполняют компьютерную верстку. Готовится к выпуску третий номер журнала, в котором рассказывается о животных и растениях Бузулукского бора, занесенных в Красную книгу. 

Проблемное обучение

Огромное значение в формировании познавательной активности имеет проблемное обучение.  

Исходя из предложенных методов учёным М.И. Махмутовым, разработаны 10 дидактических способа организации процесса проблемного обучения

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно - опытном участке, в мастерской, лаборатории и т.д.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Дидактическая ценность этой классификации обусловлена тем, что она помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций.

Доброва Татьяна Михайловна, учитель информатики и математики пгт Мортка, разработала определённый набор приёмов создания проблемной ситуации:

-        Подведение  учащихся к противоречию и предложение  им самим найти способ его разрешения;  

-        Изложение  различных точек зрения на один и тот же вопрос;

-        Столкновение учащихся  с неоднозначным способом решения

-        Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;  

-        Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление  фактов;  

-        Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);  

-        Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);  

-        Постановка  проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции”).

 Приведу пример реализации идей проблемного обучения при изучении темы: 

1. Тема «Алгоритмы». Как поменять местами содержимое двух кружек. (Добавить ещё одну). 

2. Тема «Графический редактор». Рисуем виноградную гроздь. Как быстрее нарисовать большое количество одинаковых ягод? (Операция копирования). 

3. Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. 

Интересная формулировка тем встречается в учебнике «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» под ред. Макаровой Н.В. «Что скрывается в строке меню?», «Один помощник – хорошо, а два – лучше», «Алгоритмы в нашей жизни». Но уже в среднем и старшем звене таких тем не встречается.

Поэтому можно преобразовать самим тему, формулируя ее проблемно.

«Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.

“Алгоритм – это … ” вместо обычного “Понятие алгоритма”.

«Функции «редактора» вместо «Редактирование документа».

Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта, школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация.

Дистанционное (программное) обучение

Компьютеры уже стали привычным атрибутом в школе. В связи, с чем учителя стараются найти способы их применения, позволяющие существенно повысить качество усвоения материала учащимися и эффективность их мышления. Компьютеры могут вполне успешно выполнять функцию личных репетиторов для учеников, что делает процесс обучения более быстрым и эффективным. Компьютерные программы дают возможность осуществлять непосредственное взаимодействие между учащимся и машиной, реализуя технику программированного обучения, которое позволяет преподавать материал в определенной последовательности, регулировать объем каждого урока в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. 

Дистанционное обучение позволяет сократить расстояние между учениками и педагогами. В нашей школе организованы занятия с педагогами Оренбургского областного дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко. Эти занятия позволяют учащимся обучаться по направлениям, которых нет у нас в районе.

Дистанционные занятия организованы и при обучении в районной очно-заочной школе РОСТ-информатика. Занятия по направлению  «Математические основы информатики», «Программирование на языке Паскаль» провожу с учащимися района.

Межпредметные связи

Трудно переоценить значение обучающих программ, как по информатике, так и по другим дисциплинам; таким как география и английский язык, где ученик, играя, экспериментируя, получает знания методом проб и ошибок. Ученик имеет право на ошибки и собственное мнение. 

Изучение темы «Программирование» даёт возможность решать на компьютере задания из курса физики, геометрии, алгебры. 

Тема «Компьютерное моделирование» открывает возможности для решения широкого спектра задач из разных школьных курсов: биологических, экономических и т.д. 

Здесь мне хочется отметить, что информатика интегрирует практически все предметы школьной программы (геометрия, алгебра, литература, русский язык, география, английский язык, физика), мы опираемся на знания, полученные на этих уроках, а иногда даём начальные понятия раньше, чем тема изучается учащимися, например, знакомство с координатной плоскостью на информатике проходит раньше, чем на математике. 

Резюмируя изложенное, можно сказать, что поскольку дети являются активными исследователями всего нового, необходимо так строить учебный процесс, чтобы он вызывал интерес у обучающихся на каждом этапе обучения. Учение само должно нести награду за труды в виде новых знаний.  

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь