Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Разработка индивидуальной образовательной программы педагога в соответствии с Профстандартом

Дата публикации: 2019-04-16 17:52:56
Статью разместил(а):
Кускова Татьяна Владимировна

Разработка индивидуальной образовательной программы педагога в соответствии с Профстандартом

Автор: Кускова Татьяна Владимировна

МОУ «Седановская СОШ», Иркутская область

 

Особое место в процессе реформирования российского образования отведено учителю. Успех начатых преобразований напрямую зависит от того, насколько изменится сам учитель, будет ли он соответствовать требованиям новых стандартов, сумеет ли организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она вооружила каждого ученика эффективным инструментом познания, позволила учиться и переучиваться на протяжении всей жизни. Ориентация работы учителя на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование крайне необходима, так как расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике – это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности. Поэтому деятельность по разработке ИОП необходима каждому педагогу.

Очень важен первый этап - выбор темы и формулирование задач ИОП. Для этого необходимо провести анализ сложившейся ситуации и выявление собственных профессиональных дефицитов.

Анализ ситуации. Единый государственный экзамен как форма ГИА стал неотъемлемой частью современной системы школьного образования. И, к сожалению, результаты ЕГЭ и ОГЭ по математике оставляют желать лучшего. Ежегодно около 20% выпускников Российских школ  не выполняют правильно минимум заданий на ЕГЭ [3], то есть они фактически не овладели математическими компетенциями, требуемыми в повседневной жизни. Результаты по математике за курс основной школы еще хуже.

Результаты итоговой аттестации по математике в Иркутской области, Усть-Илимском районе и в МОУ «Седановская СОШ» так же невысокие.

Нельзя не отметить, что на ежегодно проводимой в школе НПК «За страницами твоего учебника», за три года не представлено ни одной исследовательской работы по математике. И активность участия в школьных и муниципальных олимпиадах очень низкая.

Учитывая эти факторы, были сформулированы проблемы, касающиеся профессиональной компетентности педагога:

1) учителю не хватает знаний и умений организовать эффективную деятельность каждого ученика вне зависимости от его учебных возможностей, состояния психического и физического здоровья;

2) учитель не владеет знаниями принципов деятельностного подхода как методологической основы ФГОС;

3) недостаточно сформирована педагогическая компетентность в области мотивирования обучающихся на совершенствование УУД.

В соответствии с выявленной проблемой низкого уровня математического образования в 2013г. мной была выбрана тема самообразования «Индивидуализация и дифференциация обучения при подготовке к ГИА по математике». В  2014-15 уч.г. тема и решаемые в ИОП задачи  были скорректированы с целью привести в соответствие индивидуальную образовательную программу с методической темой школы, потребностями образовательного учреждения и с основными позициями Профстандарта, а так же в связи с выполнением образовательной организацией «Дорожной карты по подготовке к введению ФГОС ООО».

Тема ИОП: «Личностно-ориентированное обучение как часть системно-деятельностного подхода и необходимое условие успешной итоговой аттестации выпускников».

Цель: Повышение уровня профессиональной педагогической компетентности для реализации ФГОС и для создания условий формирования у обучающихся конкретных знаний, умений и навыков, развитие способности и поддержание мотивации обучающихся к занятиям математикой.

Чтобы конкретизировать лично для себя задачи, решаемые ИОП, была проведена самооценка профессиональных компетенций и выявлены профессиональные затруднения (дефициты):

- разработка рабочей программы по предмету в соответствии с ФГОС,

- применение системно-деятельностного подхода в обучении,

- формирование УУД и мотивации к обучению,

- особенности инклюзивного образования,

- организация различных видов деятельности обучающихся,  в том числе исследовательской.

Задачи:

1. Изучить и применять в образовательной деятельности ценностные установки, цели, задачи, требования, определенные  ФГОС ООО;

2. Привести в соответствие уровень профессиональной компетентности Профстандарту педагога;

3. Изучить и активнее применять современные образовательные технологии для формирования учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся, развития личностных и регулятивных УУД;

4. Предоставить обучающимся с разными способностями и направлениями интересов равные шансы на успех при итоговой аттестации;

5. выявлять и развивать у обучающихся способности к различным видам деятельности, в том числе исследовательской.

Планируемые результаты

Так как профессиональные требования к педагогам обновляются, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей, то и планирование профессионального роста ориентировано на поставленные задачи и требования, предъявляемыми Профстандартом педагога.

Формируемые компетентности сформулированы как детализированные или, наоборот, обобщенные трудовые действия соответствующих трудовых функций.

Для учителя:

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение».

1. Формирование компетентности в осуществлении образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО.

2. Формирование компетентности в области мотивирования обучающихся на развитие УУД.

3. Совершенствование компетентности в организации объективной оценки знаний обучающихся в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

4. Совершенствование компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды.

5. Совершенствование компетентности в управлении учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

6. Формирование компетентности в области развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, способности к исследовательской деятельности.

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования»

7. Формирование компетентности в разработке и реализации рабочих программ в рамках основной образовательной программы ООО;

8. Совершенствование компетентности в применении СОТ, включая информационные, а так же ЦОР.

9. Формирование компетентности в использовании электронных форм документации, в том числе ЭЖ, ЭД обучающихся.

Трудовая функция «Модуль «Предметное обучение. Математика»

10. Совершенствование компетентности в формировании у обучающихся конкретных знаний, умений и навыков в области математики на основе теории и методики преподавания предмета в условиях ФГОС, знание перспектив развития математического образования.

11. Совершенствование компетентности в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, ученических конференциях [1].

Для обучающихся:

1. Повышение качества обучения в связи с сформированностью учебно-познавательной компетентности:

- увеличение количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»;

- отсутствие неудовлетворительных оценок на итоговой аттестации.

2. Освоение навыков научно-исследовательской деятельности, воспитание потребности к расширению знаний, развитие познавательных интересов:

- увеличение количества участников и  победителей интеллектуальных испытаний по предмету;

- повышение уровня положительной мотивации обучения;

- сформированность проектной и исследовательской компетенции;

3. Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик»  в сторону сотрудничества, обученность большинства разрешению конфликтов.

4. Повышение навыков  саморегуляции обучающихся, обеспечивающих самоорганизацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание,  как показатель регулятивных  и личностных УУД.

Следующий этап – планирование реализации ИОП -  определяет направления и формы повышения профессионального уровня. Я планирование оформляю в виде таблицы, в которой детализируются трудовые функции в рамках обобщенных трудовых функций и отражается перечень разнообразных форм повышения квалификации в отношении каждой из обозначенных трудовых функций. На пересечении фиксируются мероприятия, планируемые в обозначенных направлениях. 

Используемые формы повышения квалификации: изучение нормативно-правовой базы, методической, научной литературы; курсы повышения квалификации; обучающие семинары, вебинары; научно-практические конференции; участие в работе временных проблемных групп; участие в работе методсовета, методических объединений; презентация педагогического опыта в профессиональной среде; публикации; конкурсы.

Принимая решение об использовании ИОП как формы и средства повышения квалификации в рамках непрерывного профессионального образования, надо быть уверенным, что методическая среда функционируют таким образом, что не возникнет затруднений в выборе мероприятий по повышению квалификации.

Действительно, в плане методической работы школы предлагаются мероприятия как для обучения (семинары, тематические педсоветы, методсовет, МО) так и для трансляции опыта (открытые уроки в рамках методических дней, педчтения, педсоветы). На муниципальном уровне ежегодно проводятся Фестиваль методических идей, семинары «Открытая школа», педчтения, РМО, различные конкурсы муниципального и регионального уровней. То есть для реализации ИОП создано открытое образовательное пространство, где происходит профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности и любой педагог не испытывает затруднения в выборе мероприятий по повышению квалификации. Так же можно использовались доступные всем средовые ресурсы, найденные самостоятельно (дистанционные конкурсы и олимпиады, вебинары, сайты профессиональных сообществ учителей для обмена опытом и др.).

Непосредственно раздел «Реализация ИОП» необходимо заполнять в виде таблицы в течение всего срока работы над программой. С целью минимизации затрат на оформление раздела «Реализация ИОП»  составлен общий нумерованный перечень мероприятий и в ячейки таблицы внесены только номера. Номера повторяются, поскольку на одном и том же мероприятии освоены несколько профессиональных компетенций.

ИОП включает  в себя  работу над совершенствованием педагогических компетентностей на трёх уровнях: 1) изучение (обучающие мероприятия), 2) применение на практике и совершенствование, 3) обобщение и трансляция опыта. В таблице радом с номером мероприятия стоит соответствующее пояснение: об.-обучение, пр.-практика, тр.-трансляция опыта.

Например, некоторые мероприятия из перечня, направленные на формирование компетентности в применении современных образовательных технологий, включая информационные (№8 в планируемых результатах): 

 4об – Педчтения «Использование ИКТ на уроках как средство повышения качества знаний школьников, развитие их творческих способностей».

45пр - Всероссийский конкурс «Из методической копилки». Презентация к уроку математики в 6 классе, сертификат. Организатор конкурса ООО «Информационно-методический центр «МАУНЕД» (Методическая ассоциация учителей научно-естественных дисциплин).

44тр - Публикация статьи «Использование активных форм и методов обучения и воспитания». Всероссийский образовательный проект «Учителям.ру» СМИ : Эл №ФС 77-59400 от 18.09.2016г.

Наличие общего перечня удобно с точки зрения использования информации о тех или иных мероприятий, а предложенная форма ИОП позволяет учителю минимизировать временные затраты на подготовку материалов к прохождению аттестации. 

На завершающем этапе реализации ИОП планируется:

- выявить уровень достижения планируемых результатов для учителя,

- выявить уровень достижения планируемых результатов для обучающихся,

- опубликовать итоги работы в интернет-сообществе педагогов.

Спроектированная на анализе личных профессиональных проблем и ориентированная на удовлетворение потребностей образовательной организации, ИОП может стать эффективным средством для формирования профессиональных компетенций педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории. ИОП, разработанная на основе требований Профстандарта, позволит сократить адаптационный период функционирования педагога в соответствии с этими требованиями [2].

 

Литература

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н

2. Статья «Индивидуальная образовательная программа педагога: актуализирующие предпосылки», электронный журнал «Справочник заместителя директора школы»//№9-2015г

3. Ященко И.В., Семенов А.В., Высоцкий И.Р. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики. /И.В.Ященко, А.В.Семенов, И.Р.Высоцкий — М.:ФИПИ,2014г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь