Заседание клуба по русскому языку "Ключ и Заря"

Дата публикации: 2019-05-21 17:43:55
Статью разместил(а):
Бержанова Айгуль Балтабаевна

Заседание клуба по русскому языку "Ключ и Заря"

Автор: Бержанова Айгуль Балтабаевна

БОУ г. Омска «СОШ № 119»

 

Паспорт проектной работы

п/п

Пункты проекта

 

1

Название проекта

Орфография на фантиках

2

Руководитель

Бержанова Айгуль Балтабаевна, учитель начальных классов

3

Учебный предмет

Русский язык

4

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

ИЗО, технология

5

Возраст учащихся

3 класс

6

Состав проектной группы

Учащиеся 3-а класса

7

Тип проекта

Исследовательский

8

Цель проекта

Показать, что  изучать правила русского языка можно в занимательной форме 

 

 

9

Задачи проекта

1. Повторить  орфографические  правила, изученные в 1 и 2 классе.

2. Найти орфограммы русского языка на фантиках от конфет.

3. Оформить иллюстрированное пособие  «Сладкая орфограмма».

10

Вопросы проекта

1. Может ли фантик от конфеты помочь в изучении правил русского языка? 

2. Все ли орфограммы, представленные на страницах 3-4 в тетради для самостоятельных работ встречаются на фантиках от конфет?

11

Необходимое оборудование

1. Тетрадь для самостоятельных работ № 1 (с 3-4), 3 класс, автор Т. А. Байкова, Москва Академкнига/учебник, 2014

2. Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2,  авторы М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, Москва Академкнига/учебник, 2013

14

Аннотация

Данный проект является краткосрочным. Он может быть использован во внеурочной деятельности на занятиях клуба «Ключ и Заря». Проект вызывал интерес у учащихся и дает возможность закрепить орфограммы в ходе исследовательской работы.

Учителем был предложен вопрос: «Можно ли с помощью фантиков от конфет изучать орфограммы русского языка?»  Обсудили вопросы, которые возникли у ребят и приняли решение провести данный проект. Перед каникулами в декабре ребята получили задание собрать фантики от конфет.

15

Предполагаемый продукт

Иллюстрированное пособие  «Сладкая орфограмма»

 

Заседание членов клуба «Ключ и Заря»

в рамках проекта «Орфография на фантиках»

Заседание 1

Тема: Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.

Цель: Формирование процесса самоконтроля и результатов деятельности на основе умения определять орфограммы, использовать разные способы проверок орфограмм с целью развития умения анализировать результаты наблюдений, делать выводы; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, работать в малой группе, распределять между собой работу и роли.

Предметные результаты: Определять орфограммы; использовать разные способы проверок орфограмм.

Метапредметные результаты:

Личностные: Самоконтроль процесса и результатов деятельности. 

Регулятивные: Анализировать результаты наблюдений, делать выводы; осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Познавательные: Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы).

Коммуникативные: Работать в малой группе, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2,  авторы М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, тетрадь для самостоятельных работ № 1 (с 3-4), 3 класс, автор Т. А. Байкова.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Учитель: Наше заседание сегодня не совсем обычное. Во-первых, оно проходи не на уроке. Во-вторых, тему для заседания клуба «Ключ и Заря» предлагаю сегодня я.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Для чего необходимо знание орфограмм? Кто может сказать уверенно, что он знает все орфограммы? С какой проблемой столкнулись многие ребята при работе с проверочными тетрадями? (Тетрадь для проверочных работ по русскому языку, 3 класс, автор Н. М. Лаврова). Что нужно, чтобы знать орфограммы? Подумайте, как сделать запоминание орфограмм более интересным?

III. Практическая работа.

Учитель: Ребята, у меня к Вам вопрос: Можно ли с помощью фантиков от конфет изучать орфограммы русского языка?

Высказывания детей.

Учитель: Какие у вас возникли вопросы?

Дети предлагают свои вопросы.

Учитель: Где мы можем взять изучаемые орфограммы? К каким источникам обратимся?

Дети высказывают свои мнения (учебник, тетради, интернет-источники)

Учитель: Итак, выберите из предложенных вами вопросов те, на которые вы бы хотели ответить в результате работы.

Обсуждение и выбор вопросов.

Учитель: Выбранные вопросы Юля запишет на доске.

Запись на доске: 1. Может ли фантик от конфеты помочь в изучении правил русского языка?

2. Все ли орфограммы, представленные на страницах 3-4 в тетради для самостоятельных работ встречаются на фантиках от конфет? 

Учитель: Вопросы мы сформулировали. Что нам необходимо, чтобы мы ответили на наши вопросы?

Дети: составить план работы, выбрать материалы.

Учитель: В группах составьте и предложите план работы. Предположите, что мы будем делать, и какой продукт у нас должен получиться?

Вспомним правила работы в группе:

  1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
  2. Каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
  3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме;
  4. Задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?...»), только после этого делаются выводы;
  5. Критикуют идеи, а не личность;
  6. Команда вместе работает не только для победы, но и для возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Работа в группах (15 мин.)

Учитель: Время для обсуждения истекло. Каждая группа предложит свой план, а потом мы попробуем составить один общий план. Не забывайте задавать вопросы.

Выступление групп.

Учитель: Спасибо всем группам. План какой группы вам больше всего понравился?

Высказывания детей.

Учитель: Какие пункты плана мы возьмем для общего плана работы?

Высказывания детей.

Учитель: Итак, план нашей работы, который получился в ходе нашего обсуждения.

План:

1.      Выбор названия проекта.

2.      Сбор фантиков от конфет.

3.      Повторение орфограмм в тетради для самостоятельных работ № 1 с 3-4.

4.      Выбор орфограмм и подбор фантиков с данной орфограммой.

5.      Создание страниц иллюстрированного пособия.

6.      Презентация.

 

Учитель: План у нас есть, нам необходимо придумать название проекта, над которым мы будем работать. Обсудите и предложите название проекта.

Работа в группах. Группы вывешивают название проекта на доске.

Учитель: Озвучьте названия, которые вы предложили:

1 группа – Сладкая орфограмма.

2 группа – Пиши правильно!

3 группа – Орфография на фантиках.

4 группа – Грамотное письмо.

Учитель: Путем голосования мы решим, какое название будет у нашего проекта.

Голосование за название.

Учитель: Большинство голосов за название 3 группы – Орфография на фантиках.

Учитель: Какое название мы возьмем для иллюстрированного пособия?

Голосование за название.

Учитель: Большинство голосов за название 1 группы – Сладкая орфограмма.

Учитель: Посмотрите на план, какой пункт мы с вами выполнили?

Учитель: Какой следующий пункт? Можем ли мы сейчас выполнить данный пункт?

Учитель: Для выполнения следующих пунктов нам необходимо время. Поэтому следующее заседание мы проведем уже после каникул.

Задания группам: 1. Собрать фантики.

2. Повторить орфограммы в тетради.

3. Обдумать дизайн страниц пособия.

Учитель: Любые ли фантики вы будете собирать? (Нет) Какие вы будете собирать? (Фантики только наши, от российских конфет, в которых есть орфограммы)

Учитель: Выберите председателя нашего следующего заседания.

Выбирают председателя

Учитель: - Председателем следующего заседания будет Бопенова Алина.

IV. Оценивание.

Учитель: Спасибо всем за работу. Оцените свою работу в группе знаком «плюс» (оценочные листы работы в группе). 

 

Заседание членов клуба «Ключ и Заря»

в рамках проекта  «Орфография на фантиках»

Заседание 2

Тема: Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.

Цель: Формирование процесса самоконтроля и результатов деятельности на основе умения определять орфограммы, использовать разные способы проверок орфограмм с целью развития умения анализировать результаты наблюдений, делать выводы; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, работать в малой группе, распределять между собой работу и роли.

Предметные результаты: Определять орфограммы; использовать разные способы проверок орфограмм.

Метапредметные результаты:

Личностные: Самоконтроль процесса и результатов деятельности. 

Регулятивные: Анализировать результаты наблюдений, делать выводы; осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Познавательные: Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы).

Коммуникативные: Работать в малой группе, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2,  авторы М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, тетрадь для самостоятельных работ № 1 (с 3-4), 3 класс, автор Т. А. Байкова., Русский язык. Тренажеры. 3 класс, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, фантики от конфет, бумага формата А-3, фломастеры, ножницы, клей.

 

Ход урока:

I. Орг. момент.

Председатель (Бопенова Алина): Приветствую всех членов клуба «Ключ и Заря». Все ли группы готовы к работе?

II. Актуализация опорных знаний.

Председатель: Начинаем наше второе заседание в рамках проекта «Орфография на фантиках». Прочитайте тему проекта и сформулируйте цель нашего заседания.

Учащиеся формулируют цель, высказывают своё мнение.

Председатель: Цель нашего заседания – определять орфограммы, использовать разные способы проверок орфорграмм. Посмотрите на план нашей работы, который мы составили на прошлом заседании (План на доске). Какой продукт мы должны получить в результате нашей работы? (иллюстрированное пособие) Какое название для пособия мы выбрали? («Сладкая орфограмма»).

Председатель: Первый и второй пункт плана мы выполнили. Продолжим нашу работу с третьего пункта - повторение орфограмм в тетради для самостоятельных работ № 1 с 3-4. Вашим самостоятельным заданием было повторить все орфограммы на с 3-4. Как вы думаете мы можем брать все орфограммы? (Нет) Какую орфограмму мы исключим сразу? (орфограмму номер 9 - Заглавная буква в начале предложения). Правильно.

Один из членов группы выберет номера орфограмм, с которыми вы будете работать. У нас 4 группы, значит, у каждой группы будет 3 орфограммы.

По одному члену группы выходят и вытягивают номера орфограмм.

Председатель: Вспомним правила работы в группе:

  1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
  2. Каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
  3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме;
  4. Задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?...»), только после этого делаются выводы;
  5. Критикуют идеи, а не личность;
  6. Команда вместе работает не только для победы, но и для возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Председатель: Ознакомьтесь с номерами орфограмм. Вам необходимо пользуясь словарями в учебнике Русский язык, 2 часть подобрать по 4 примера к каждой орфограмме. Можно пользоваться и другими источниками, они расположены на последней парте (Русский язык 1, 2, 3 класс). Распределите роли в группе, кто-то записывает примеры фломастером на листочках, кто-то подбирает их.

Работа в группах.

Председатель: Все группы готовы, слово 1 группе.

На доске листочки с названиями орфограмм, группы выбирают свои орфограммы и прикрепляют под ними свои примеры, подбирая, если возможно проверочные слова. Остальные группы слушают и при необходимости дополняют ответы.

Председатель: Спасибо всем за работу! Приступим к выполнению следующего задания. Вы будете работать с ноутбуками, для вас открыты страницы тренажера по русскому языку, выполните данный тест в группах и нажмите кнопку «проверить». Вы увидите, правильно ли вы выполнили и какие совершили ошибки. Если будут ошибки в группах, объясните написание слова.

Электронные тесты  по русскому языку, 3 класс, «Повторение знакомых орфограмм», тест № 3.

Работа в группах, выполнение тестов.

Председатель: Вы поработали с орфограммами, а теперь мы можем приступать к созданию пособия? (Да) Что нам нужно для создания пособия? (подобрать фантики к орфограммам) Все фантики находятся на ваших столах, откройте коробки,  выберите только те фантики, которые соответствуют вашим орфограммам. Можно обратиться в другие группы и посмотреть их фантики.

Работа в группах.

Председатель: Итак, фантики подобрали все группы. Какой следующий пункт нашего плана? (Создание пособия)  На каждую орфограмму мы будем отводить 1 страницу. Что должно быть на этой странице? (название орфограммы и соответствующие фантики)

Работая над созданием пособия, помните о правилах безопасной работы с ножницами. Распределите роли в группе.

Работа в группах. Создание пособия.

Председатель: Итак, мы закончили создание страниц иллюстрированного пособия «Сладкая орфография». Титульный лист с названием мы приготовили с учителем. Теперь нам необходимо скрепить все страницы. Каждая группа показывает страницы и отвечает на вопрос, что дал вам этот проект? Чему вы научились в ходе данного проекта?

Выступление групп, постепенное скрепление страниц пособия.

Учитель: Ребята, у меня вначале проекта был к вам вопрос: Можно ли с помощью фантиков от конфет изучать орфограммы русского языка? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Высказывания учащихся)

Вот какое замечательное пособие у нас получилось! Спасибо всем за работу! Ребята, скажите, а в чем его необходимость? Где мы можем использовать это пособие? (Когда нужно будет повторить орфограммы, могут пользоваться ребята из других классов).

IV. Оценивание.

Учитель: Оцените свою работу в группе знаком «плюс» (оценочные листы работы в группе).

 

Использованная литература:

1. Программа по учебным предметам, 1 часть,  Н. Г. Агаркова, Н. М. Лаврова и др., «Академкнига/Учебник», 2011.

2. Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2,  авторы М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, «Академкнига/Учебник», 2012.

3. Тетрадь для самостоятельных работ № 1 (с 3-4), 3 класс, автор Т. А. Байкова., «Академкнига/Учебник», 2014.

4. Русский язык. Тренажеры. 3 класс, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, «Академкнига/Учебник», 2015.

5. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений, И. С. Сергеев, Москва, 2006.