Заседание клуба по русскому языку "Ключ и Заря"
Заседание клуба по русскому языку "Ключ и Заря"
Автор: Бержанова Айгуль Балтабаевна
БОУ г. Омска «СОШ № 119»
Паспорт проектной работы
№ п/п |
Пункты проекта |
|
1 |
Название проекта |
Орфография на фантиках |
2 |
Руководитель |
Бержанова Айгуль Балтабаевна, учитель начальных классов |
3 |
Учебный предмет |
Русский язык |
4 |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта |
ИЗО, технология |
5 |
Возраст учащихся |
3 класс |
6 |
Состав проектной группы |
Учащиеся 3-а класса |
7 |
Тип проекта |
Исследовательский |
8 |
Цель проекта |
Показать, что изучать правила русского языка можно в занимательной форме |
9 |
Задачи проекта |
1. Повторить орфографические правила, изученные в 1 и 2 классе. |
2. Найти орфограммы русского языка на фантиках от конфет. |
||
3. Оформить иллюстрированное пособие «Сладкая орфограмма». |
||
10 |
Вопросы проекта |
1. Может ли фантик от конфеты помочь в изучении правил русского языка? |
2. Все ли орфограммы, представленные на страницах 3-4 в тетради для самостоятельных работ встречаются на фантиках от конфет? |
||
11 |
Необходимое оборудование |
1. Тетрадь для самостоятельных работ № 1 (с 3-4), 3 класс, автор Т. А. Байкова, Москва Академкнига/учебник, 2014 |
2. Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, авторы М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, Москва Академкнига/учебник, 2013 |
||
14 |
Аннотация |
Данный проект является краткосрочным. Он может быть использован во внеурочной деятельности на занятиях клуба «Ключ и Заря». Проект вызывал интерес у учащихся и дает возможность закрепить орфограммы в ходе исследовательской работы. Учителем был предложен вопрос: «Можно ли с помощью фантиков от конфет изучать орфограммы русского языка?» Обсудили вопросы, которые возникли у ребят и приняли решение провести данный проект. Перед каникулами в декабре ребята получили задание собрать фантики от конфет. |
15 |
Предполагаемый продукт |
Иллюстрированное пособие «Сладкая орфограмма» |
Заседание членов клуба «Ключ и Заря»
в рамках проекта «Орфография на фантиках»
Заседание 1
Тема: Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.
Цель: Формирование процесса самоконтроля и результатов деятельности на основе умения определять орфограммы, использовать разные способы проверок орфограмм с целью развития умения анализировать результаты наблюдений, делать выводы; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, работать в малой группе, распределять между собой работу и роли.
Предметные результаты: Определять орфограммы; использовать разные способы проверок орфограмм.
Метапредметные результаты:
Личностные: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: Анализировать результаты наблюдений, делать выводы; осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Познавательные: Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы).
Коммуникативные: Работать в малой группе, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.
Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, авторы М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, тетрадь для самостоятельных работ № 1 (с 3-4), 3 класс, автор Т. А. Байкова.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Учитель: Наше заседание сегодня не совсем обычное. Во-первых, оно проходи не на уроке. Во-вторых, тему для заседания клуба «Ключ и Заря» предлагаю сегодня я.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Для чего необходимо знание орфограмм? Кто может сказать уверенно, что он знает все орфограммы? С какой проблемой столкнулись многие ребята при работе с проверочными тетрадями? (Тетрадь для проверочных работ по русскому языку, 3 класс, автор Н. М. Лаврова). Что нужно, чтобы знать орфограммы? Подумайте, как сделать запоминание орфограмм более интересным?
III. Практическая работа.
Учитель: Ребята, у меня к Вам вопрос: Можно ли с помощью фантиков от конфет изучать орфограммы русского языка?
Высказывания детей.
Учитель: Какие у вас возникли вопросы?
Дети предлагают свои вопросы.
Учитель: Где мы можем взять изучаемые орфограммы? К каким источникам обратимся?
Дети высказывают свои мнения (учебник, тетради, интернет-источники)
Учитель: Итак, выберите из предложенных вами вопросов те, на которые вы бы хотели ответить в результате работы.
Обсуждение и выбор вопросов.
Учитель: Выбранные вопросы Юля запишет на доске.
Запись на доске: 1. Может ли фантик от конфеты помочь в изучении правил русского языка?
2. Все ли орфограммы, представленные на страницах 3-4 в тетради для самостоятельных работ встречаются на фантиках от конфет?
Учитель: Вопросы мы сформулировали. Что нам необходимо, чтобы мы ответили на наши вопросы?
Дети: составить план работы, выбрать материалы.
Учитель: В группах составьте и предложите план работы. Предположите, что мы будем делать, и какой продукт у нас должен получиться?
Вспомним правила работы в группе:
- В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
- Каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
- Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме;
- Задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?...»), только после этого делаются выводы;
- Критикуют идеи, а не личность;
- Команда вместе работает не только для победы, но и для возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Работа в группах (15 мин.)
Учитель: Время для обсуждения истекло. Каждая группа предложит свой план, а потом мы попробуем составить один общий план. Не забывайте задавать вопросы.
Выступление групп.
Учитель: Спасибо всем группам. План какой группы вам больше всего понравился?
Высказывания детей.
Учитель: Какие пункты плана мы возьмем для общего плана работы?
Высказывания детей.
Учитель: Итак, план нашей работы, который получился в ходе нашего обсуждения.
План:
1. Выбор названия проекта.
2. Сбор фантиков от конфет.
3. Повторение орфограмм в тетради для самостоятельных работ № 1 с 3-4.
4. Выбор орфограмм и подбор фантиков с данной орфограммой.
5. Создание страниц иллюстрированного пособия.
6. Презентация.
Учитель: План у нас есть, нам необходимо придумать название проекта, над которым мы будем работать. Обсудите и предложите название проекта.
Работа в группах. Группы вывешивают название проекта на доске.
Учитель: Озвучьте названия, которые вы предложили:
1 группа – Сладкая орфограмма.
2 группа – Пиши правильно!
3 группа – Орфография на фантиках.
4 группа – Грамотное письмо.
Учитель: Путем голосования мы решим, какое название будет у нашего проекта.
Голосование за название.
Учитель: Большинство голосов за название 3 группы – Орфография на фантиках.
Учитель: Какое название мы возьмем для иллюстрированного пособия?
Голосование за название.
Учитель: Большинство голосов за название 1 группы – Сладкая орфограмма.
Учитель: Посмотрите на план, какой пункт мы с вами выполнили?
Учитель: Какой следующий пункт? Можем ли мы сейчас выполнить данный пункт?
Учитель: Для выполнения следующих пунктов нам необходимо время. Поэтому следующее заседание мы проведем уже после каникул.
Задания группам: 1. Собрать фантики.
2. Повторить орфограммы в тетради.
3. Обдумать дизайн страниц пособия.
Учитель: Любые ли фантики вы будете собирать? (Нет) Какие вы будете собирать? (Фантики только наши, от российских конфет, в которых есть орфограммы)
Учитель: Выберите председателя нашего следующего заседания.
Выбирают председателя
Учитель: - Председателем следующего заседания будет Бопенова Алина.
IV. Оценивание.
Учитель: Спасибо всем за работу. Оцените свою работу в группе знаком «плюс» (оценочные листы работы в группе).
Заседание членов клуба «Ключ и Заря»
в рамках проекта «Орфография на фантиках»
Заседание 2
Тема: Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.
Цель: Формирование процесса самоконтроля и результатов деятельности на основе умения определять орфограммы, использовать разные способы проверок орфограмм с целью развития умения анализировать результаты наблюдений, делать выводы; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, работать в малой группе, распределять между собой работу и роли.
Предметные результаты: Определять орфограммы; использовать разные способы проверок орфограмм.
Метапредметные результаты:
Личностные: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: Анализировать результаты наблюдений, делать выводы; осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Познавательные: Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы).
Коммуникативные: Работать в малой группе, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.
Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, авторы М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, тетрадь для самостоятельных работ № 1 (с 3-4), 3 класс, автор Т. А. Байкова., Русский язык. Тренажеры. 3 класс, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, фантики от конфет, бумага формата А-3, фломастеры, ножницы, клей.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Председатель (Бопенова Алина): Приветствую всех членов клуба «Ключ и Заря». Все ли группы готовы к работе?
II. Актуализация опорных знаний.
Председатель: Начинаем наше второе заседание в рамках проекта «Орфография на фантиках». Прочитайте тему проекта и сформулируйте цель нашего заседания.
Учащиеся формулируют цель, высказывают своё мнение.
Председатель: Цель нашего заседания – определять орфограммы, использовать разные способы проверок орфорграмм. Посмотрите на план нашей работы, который мы составили на прошлом заседании (План на доске). Какой продукт мы должны получить в результате нашей работы? (иллюстрированное пособие) Какое название для пособия мы выбрали? («Сладкая орфограмма»).
Председатель: Первый и второй пункт плана мы выполнили. Продолжим нашу работу с третьего пункта - повторение орфограмм в тетради для самостоятельных работ № 1 с 3-4. Вашим самостоятельным заданием было повторить все орфограммы на с 3-4. Как вы думаете мы можем брать все орфограммы? (Нет) Какую орфограмму мы исключим сразу? (орфограмму номер 9 - Заглавная буква в начале предложения). Правильно.
Один из членов группы выберет номера орфограмм, с которыми вы будете работать. У нас 4 группы, значит, у каждой группы будет 3 орфограммы.
По одному члену группы выходят и вытягивают номера орфограмм.
Председатель: Вспомним правила работы в группе:
- В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
- Каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
- Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме;
- Задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?...»), только после этого делаются выводы;
- Критикуют идеи, а не личность;
- Команда вместе работает не только для победы, но и для возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Председатель: Ознакомьтесь с номерами орфограмм. Вам необходимо пользуясь словарями в учебнике Русский язык, 2 часть подобрать по 4 примера к каждой орфограмме. Можно пользоваться и другими источниками, они расположены на последней парте (Русский язык 1, 2, 3 класс). Распределите роли в группе, кто-то записывает примеры фломастером на листочках, кто-то подбирает их.
Работа в группах.
Председатель: Все группы готовы, слово 1 группе.
На доске листочки с названиями орфограмм, группы выбирают свои орфограммы и прикрепляют под ними свои примеры, подбирая, если возможно проверочные слова. Остальные группы слушают и при необходимости дополняют ответы.
Председатель: Спасибо всем за работу! Приступим к выполнению следующего задания. Вы будете работать с ноутбуками, для вас открыты страницы тренажера по русскому языку, выполните данный тест в группах и нажмите кнопку «проверить». Вы увидите, правильно ли вы выполнили и какие совершили ошибки. Если будут ошибки в группах, объясните написание слова.
Электронные тесты по русскому языку, 3 класс, «Повторение знакомых орфограмм», тест № 3.
Работа в группах, выполнение тестов.
Председатель: Вы поработали с орфограммами, а теперь мы можем приступать к созданию пособия? (Да) Что нам нужно для создания пособия? (подобрать фантики к орфограммам) Все фантики находятся на ваших столах, откройте коробки, выберите только те фантики, которые соответствуют вашим орфограммам. Можно обратиться в другие группы и посмотреть их фантики.
Работа в группах.
Председатель: Итак, фантики подобрали все группы. Какой следующий пункт нашего плана? (Создание пособия) На каждую орфограмму мы будем отводить 1 страницу. Что должно быть на этой странице? (название орфограммы и соответствующие фантики)
Работая над созданием пособия, помните о правилах безопасной работы с ножницами. Распределите роли в группе.
Работа в группах. Создание пособия.
Председатель: Итак, мы закончили создание страниц иллюстрированного пособия «Сладкая орфография». Титульный лист с названием мы приготовили с учителем. Теперь нам необходимо скрепить все страницы. Каждая группа показывает страницы и отвечает на вопрос, что дал вам этот проект? Чему вы научились в ходе данного проекта?
Выступление групп, постепенное скрепление страниц пособия.
Учитель: Ребята, у меня вначале проекта был к вам вопрос: Можно ли с помощью фантиков от конфет изучать орфограммы русского языка? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Высказывания учащихся)
Вот какое замечательное пособие у нас получилось! Спасибо всем за работу! Ребята, скажите, а в чем его необходимость? Где мы можем использовать это пособие? (Когда нужно будет повторить орфограммы, могут пользоваться ребята из других классов).
IV. Оценивание.
Учитель: Оцените свою работу в группе знаком «плюс» (оценочные листы работы в группе).
Использованная литература:
1. Программа по учебным предметам, 1 часть, Н. Г. Агаркова, Н. М. Лаврова и др., «Академкнига/Учебник», 2011.
2. Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, авторы М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, «Академкнига/Учебник», 2012.
3. Тетрадь для самостоятельных работ № 1 (с 3-4), 3 класс, автор Т. А. Байкова., «Академкнига/Учебник», 2014.
4. Русский язык. Тренажеры. 3 класс, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, «Академкнига/Учебник», 2015.
5. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений, И. С. Сергеев, Москва, 2006.